Произведения братьев Стругацких отнюдь не суть завуалированная
мерзость от коварных жидовинов, плетущих концептуальные сети для
ловли глупеньких доверчивых русачков. Но это и не кладезь чего-то
особо ценного. Хорошая пища для чутьвышесредних мозгов, вполне
переваримая и для средних (кстати, это составляющая рецепта писа-
тельской популярности: почти всё сотворённое должно быть приемле-
мым и занимательным в первую очередь для типовых умов, однако и
более продвинувшиеся в психическом развитии индивиды должны иметь
возможность находить что-то для себя, иначе не дождёшься положи-
тельных оценок от литературных критиков).
Стругацкие, при всех своих достоинствах, -- это писатели для
культурных людей, а не для умных. Быть культурным -- это лишь
знать слова. Уметь работать со смыслами слов, а главное -- при-
сматриваться непосредственно к явлениям, которые смыслами отра-
жаются, -- это несколько другое: для такого требуется больше
интеллектуальных способностей. Если нужны сложные существенные
смыслы, то это не к Стругацким.
Братьям Стругацким я обязан многими приятными моментами над
страницами их книжек в свои давние годы и никогда не воспринимал
их в критическом ключе даже в период своего увлечения антисемитс-
кой литературой в начале 1990-х, когда открывал для себя страшную
тайну, что всякие народные бедствия наделаны нам в основном
двуличными евреями, которые набиваются в друзья к наивным гоям, а
потом воруют их идеи и женщин, а то и вовсе набрасываются скопом,
прокусывают жертвам артерии и пьют взахлёб христианскую кровь.
Мне всегда хватало кого погрызть помимо Аркадия с Борисом.
Но однажды ночью пришёл Чёрный Человек я получил по электронной
почте письмо, в котором было, среди прочего, следующее
"Очень интересует Ваше мнение по вопросу творчества А. и Б.
Стругацких. Возможно ли будет увидеть такой очерк?"
Поскольку подобные вопросы задавались и прежде, подумалось,
что я в указанных братьях чего-то не досмотрел, а другие, полу-
чается, досмотрели. И я решил тоже за них взяться.
* * *
Тезисы о братьях Стругацких:
1. Стругацкие стали очень популярными из-за незначительности
конкуренции с западными фантастами, которых в СССР мало перево-
дили и издавали.
2. Стругацкие -- это не российский даже, а советский феномен: они
целиком в советской парадигме. Произведения Стругацких годятся
для постижения советского менталитета. В постсоветской России их
популярность держится в основном за счёт "рождённых в СССР".
3. Стругацкие -- продукт советских научно-технических и социаль-
ных успехов, советского оптимизма 1960-х. Общество было на подъ-
ёме, в светлое будущее верилось легко, скептицизм был очень непо-
пулярен, возможность глобальной катастрофы природопользования
никого не пугала.
4. Хорошее литературное качество и большой выигрышный объём
текстов у Стругацких частью обеспечены объединением усилий соав-
торов, а не простым суммированием результатов каждого из них
по-отдельности.
5. Сам феномен работы в паре -- довольно редкий среди писателей
-- выделял Стругацких среди коллег, привлекал дополнительное
внимание, а значит, способствовал успеху.
6. В обретении Стругацкими популярности не последнюю роль сыграло
то, что интеллектуальный антисемитизм в СССР (в отличие от быто-
вого антисемитизма) находился в сильно придавленном состоянии и
вдобавок возможность широкого обмена мнениями была очень незначи-
тельной. В противном случае довольно многие видели бы в них в
первую очередь "прирождённых российских литераторов", проталкива-
емых в массы соплеменниками из чувства этнической солидарности.
7. На Западе Стругацкие не популярны, потому что они слишком
советские и потому что там большая конкуренция.
8. Хотя Стругацкие писали по-советски, они равнялись на западную
научную фантастику и подпитывались ею, что видно хотя бы по тому,
что они проявили себя, среди прочего, как переводчики западной
научно-фантастической литературы. Сюжетная ограниченность Стру-
гацких в сравнении с их западными коллегами вполне объясняется
специфическими условиями СССР (к примеру, нельзя было устраивать
катастрофы в стране победившего социализма или допускать там
вторжения пришельцев из космоса).
9. В своих заявлениях на общественно-политические темы Стругацкие
вполне держали интеллигентскую либерально-демократическую шерен-
гу: ничем особенным не отличились, кроме большей осторожности и
большей культурности в суждениях.
10. Антисоветские высказывания Стругацких конца 1980-х, начала
1990-х вполне объясняются (и оправдываются) тогдашним интеллекту-
альным поветрием.
11. Антисоветские высказывания Бориса Стругацкого после 2000-го
года, когда можно было уже и остыть к этому, вполне объясняются
преклонным возрастом писателя, то есть, снижением способности
воспринимать информацию и делать новые обобщающие выводы.
12. Еврейский момент у Стругацких местами присутствует в неболь-
ших дозах (Изя Кацман в "Граде обречённом", к примеру).
13. Социальные и моральные идеи Стругацких малоценны. Вообще,
ничего важного для жизни и вдобавок оригинального вычитать у них
невозможно. У них попадаются "хохмы" для неглубоких впечатлитель-
ных умов, к примеру, пресловутое "вслед за серыми всегда приходят
чёрные" (из "Трудно быть богом"), но это всего лишь броские по
форме фразочки со спорным смыслом. В аспекте концептуальности
Стругацкие в сравнении, например, с Иваном Ефремовым мало что
собой представляют.
14. В генерации научно-фантастических идей Стругацкие несколько
припоздали к рабочему месту: самое эффектное уже было высказано
другими. Стругацкие пришли в давно сложившийся жанр и продолжили
в нём делать то, что делалось до них. К основанию какого-либо
нового жанра или субжанра они отношения не имеют.
15. Как вещи вполне советские, произведения братьев Стругацких
очень годятся для подросткового чтения: они не ткнут подрастающее
поколение в грязь этого мира прежде срока. Но про грязь надо
тоже в своё время узнать (и лучше в основном по книгам, а не из
жизни), но этим произведения Стругацких помочь уже не могут
(разве что "Град обречённый", "Отягощенные злом" и "Жиды...").
Возврат на главную страницу