Город Вупперталь (Wuppertal, а не Wupperthal; Wupperthal --
это в Южно-Африканской Республике) располагается в часе езды
электричкой к северу от Кёльна в приятно-гористой местности. Его
легальное население в 2008 году составляло 362 300 человек.
"Большой Вупперталь" появился на свет в 1929 г в результате
объединения шести городков, располагавшихся вдоль реки Вуппер
(Wupper).
Две главные достопримечательности Вупперталя -- это дом
Фридриха Энгельса (Friedrich Engels) и швебебан (Schwebebahn),
подвесная железная дорога над речкой Вуппер. Речка эта
не то чтобы клоака, но великолепные фасады в неё что-то не
смотрятся, хотя и могли бы.
А ещё в Вуппертале имеется довольно представительный музей --
Von-der-Heydt-Museum -- с образцами европейской живописи и
скульптуры от 16 века до наших дней. Вообще говоря, музей
искусств есть чуть ли не в каждом немецком городе с населением
более 20 000, но считается, что в вуппертальском музее довольно
много шедевров.
Похоже, у Вупперталя не было трудного средневекового прошлого:
во всяком случае, приличный собор, остатки крепостных башен, раз-
валины еврейских купален и т. п. мне обнаружить в Вуппертале не
удалось.
Архитектонику Вупперталя, как и большинства немецких городов,
без упоминания англо-американских ковровых бомбардировок объяс-
нить невозможно.
* * *
Швебебан -- немецкая причуда: подвесной трамвай, который дви-
жется по рельсу, закреплённому над руслом реки, пересекающей
весь город с востока на запад не то чтобы по прямой, но всё-таки
не очень извилисто. Годы строительства швебебана -- 1898-1903.
Проектировщик и руководитель работ -- Ойген Ланген (Eugen
Langen). Швебебан проходит через ВСЕ ШЕСТЬ бывших городков,
слившихся в "Большой Вупперталь", так что можно даже считать,
что именно швебебан их объединению поспособствовал.
Швебебан в Вуппертале. Район железнодорожного вокзала.
Из Википедии:
"Вуппертальская подвесная дорога (нем. Wuppertaler Schwebebahn)
-- один из видов общественного транспорта в городе Вуппертале,
представляющий собой монорельсовую двухколейную подвесную систему
на эстакадах, с 20 станциями, общей длиной 13,3 км, 10 километров
путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров,
остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров.
Максимальная скорость поездов дороги - 60 км/ч. Дорога была
построена в 1900 году и запущена в эксплуатацию в 1901 году.
Официальное название дороги - нем. Einschienige Hangebahn System
Eugen Langen (Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена
Лангена)."
Швебебан. Станция "Земельный суд" (Landsgericht).
Дивная смесь функционализма и модерна.
Вуппертальский швебебан мало где повторим в принципе, поскольку
мало где есть узкая речка, протекающая не слишком извилисто через
весь город. Поэтому вуппертальский швебебан и является значитель-
ной технической достопримечательностью, памятником могущества
немецкой инженерной мысли конца XIX века. В Париже есть всемирно
знаменитая Эйфелева башня, в небольшом Вуппертале -- малоизвест-
ный, утилитарный (но не без декорума), сложный, симпатичный,
экономически эффективный труженик-швебебан. Всякому городу для
самоуважения его жителей и визитёров требуется какая-то положи-
тельная особенность, лучше исторического характера и с большими
размерами. Так вот, в Вуппертале она очень даже есть.
Милый вуппертальский швебебанистый пейзаж.
Слева -- памятники промышленной архитектуры, справа -- горы.
* * *
Одна из архитектурных доминант Вупперталя -- здание бывшей
ратуши (Rathaus), выстроенное 1895-1900 гг. в стиле "неоготика с
элементами германского позднего ренессанса". В качестве ратуши
использовалось до 1929 года -- до "объединения городов",
породившего "большой Вупперталь". В дальнейшем называлось
Verwaltungshaus. В 1943 г. в результате бомбардировки полностью
выгорело внутри. Пострадал также фасад. В 1949-1952 гг.
восстановлено. Высота башни 79,5 м.
Вуппертальское барокко. Фонтан перед зданием
бывшей ратуши -- вуппертальской неоготики.
* * *
Турки в Вуппертале чувствуют себя не менее хорошо, чем в любом
другом немецком городе. В самом деле, как можно им чувствовать
себя плохо в Германии, если уже даже в автоматах по продаже
билетов одна из языковых кнопочек -- турецкая. Она там на равных
с английской, французской, итальянской кнопочками. А, скажем,
русской кнопочки там нет. Ивритской тоже.
Турецкий закуток на одной из главных улиц
Вупперталя: мечеть и культурный центр.
Печальная reality наших дней.
* * *
Если судить по обрывкам плакатов, на родине Энгельса действует
какая-то турецкая социалистическая партия. Революционная. Чем это
грозит собственно немецким трудящимся, пока не ясно. Но наверняка
чем-то грозит.
Турецкий политический плакат в Вуппертале.
Лозунг: "..., класс, революция, социализм!"
* * *
Лютеранская догматика вредно сказалась на внешности вупперталь-
ских кирх: получилось что-то уж слишком экономное, так что даже
не на чём остановить глаз. Про такую архитектуру вежливо говорят,
что она ЛАКОНИЧНАЯ. Стиль многих из этих кирх очень похож на тот,
в каком в Западной Беларуси до прихода Советской власти строили
амбары. С такими храмами религиозность в народе не разовьёшь.
Отсюда, наверное, отчасти и атеизм Энгельса, то есть дело было не
только в разлагающем влиянии великих французских просветителей.
Домик на переднем плане -- уличный туалет в Вуппертале.
В архитектурном отношении он гораздо интереснее
видного из-за него лютеранского храма.
* * *
Дом, в котором родился Фридрих Энгельс (1820-1895), выдающийся
деятель международного коммунистического движения и т. д.,
выстроен в 1775 году. В настоящее время он входит в комплекс
зданий, называемый "историческим центром города Вупперталя",
посвящённым эпохе ранней индустриализации. Если выражаться точно,
место рождения Энгельса -- городок Бармен, ставший районом
Вупперталя только в 1929 году.
Дом Фридриха Энгельса в Вуппертале. На заднем плане --
бывшая текстильная фабрика Энгельсов, ныне музей.
Энгельсы жили почти там же, где эксплуатировали трудящихся.
* * *
Башня Бисмарка (Bisparckturm) в Вуппертале выстроена в 1907 г.
на горе высотой 234 м на границе (и за деньги) двух городков --
Elberfeld и Barmen (оба в 1929 г. вошли в "большой Вупперталь")
как выражение признательности местных патриотичных граждан
великому сыну немецкого народа, канцлеру Германской империи Отто
фон Бисмарку (1815-1898). Материал башни -- местный песчаник.
Башня символизировала "единство и величие Германской империи".
Считалось, что у башни очень германский вид. Соорудили её в
центре Городского парка (Stadtpark), но парк впоследствии "вышел
из моды" и несколько запустел. Запустение парка -- по-видимому,
следствие развития телевидения.
Башня Бисмарка в Вуппертале.
Возврат на главную страницу