"Авиация" Леонардо.
Леонардо да Винчи очень хотелось иметь на своём счету освоение полёта человека на крыльях, но Леонардо пошёл, так сказать, по неправильному пути бионики: пытался разгадать и повторить в маши- не способ полёта птиц с использованием махания крыльев. В принци- пе освоить планирующий полёт -- технически много более лёгкий, чем машущий, -- было во времена Леонардо возможно, но мешало стрмление махать, то есть, не удалось преодолеть схему, навязан- ную каждодневным зрелищем порхающих птиц. Возможности применения планирующего полёта были и при Леонардо. К примеру, можно было выстреливать планер из гигантской катапульты от Леонардо, в полё- те раздвигать крылья, обрушивать на противника несколько химичес- ких бомб от Леонардо, а потом спокойно планировать в сторону своих позиций. Или же можно было выбрасывать из катапульты КРЫЛАТЫЕ химические бомбы, которые планировали бы в дальний тыл неприятеля и где-то там падали. Насколько известно, никаких экспериментальных летательных аппаратов Леонардо не строил: то ли из-за отсутствия финансиро- вания, то ли из-за своей манеры разбрасываться и не доводить дела до конца. "Основы авиации", заложенные Ленардо: "Опускание птицы всегда будет тем концом, который ближе к центру тяжести. Более тяжелая часть опускающейся птицы всегда будет находиться перед центром ее величины. Когда, без поддержки ветра, птица остается в воздухе, не махая крыльями, в положении равновесия, это свидетельствует, что центр тяжести совпадает с центром ее величины. Более тяжелая часть птицы, которая опускается головой вниз, никогда не будет выше или на равной высоте с более легкой ее частью." (V.U. 8 r.) "Скорость птиц замедляется развертыванием и распусканием их хвоста." (L. 59 v.) Здесь Леонардо предвосхитил появление закрылков. "Чтобы увидать летание четырьмя крыльями, пойди во рвы Миланс- кой крепости и увидишь черных стрекоз (pannicole)."(С.А. 377 v. b.) Это себе, чтобы не забыть, или ценное указание для потомков?"Архитектурные творения" Леонардо.
От Леонардо осталось множество рисунков зданий, но ни про одно здание, выстроенное по проекту Леонардо, его биограф Джорджо Вазари не упоминает, так что называть Леонардо архитектором -- это неправильно. Якобы имеются доказательства того, что какие-то идеи Леонардо использовались при строительстве замка Шёнбрунн. Показательно, что, хотя книга Вазари называется "Le vite dei piu eccelenti pittori, scultori et architettori", очерк о Леонардо да Винчи в ней озаглавлен "Lionardo da Vinci, pittore et scultore fiorentino", то есть, архитектурная деятельность Леонардо в названии очерка не упоминается. В наше время в Норвегии построили 100-метровый пешеходный мост по наброску Леонардо."Изобретения" Леонардо.
Технические идеи Леонардо в большинстве своём поверхностны и непрактичны. Отчасти возможно, что сохранившиеся записи и рисунки по их поводу -- это отражения фазы фантазирования, тогда как фаза критической оценки нафантазированного завершалась не пометками о негодности, а простым откладыванием набросков в сторону. Но это в лучшем случае. В худшем же Леонардо приставал со своими незрелыми идеями к правителям, богачам и городским советам. Называть технические идеи Леонардо изобретениями -- значит небрежно использовать слово "изобретение". Чтобы идея была изоб- ретением, должны удовлетворяться три условия: 1) существенная новизна; 2) реализуемость; 3) полезный эффект. О существенной новизне технических идей через 500 лет после их записывания судить трудно -- если не сохранились правдоподобные суждения по её поводу. Можно только заметить, что эпоха Возрожде- ния не была скудна разнообразными талантами, и эти таланты даже нередко общались между собой. Парашют, самолёт, танк, пулемёт, велосипед, водолазный костюм и т. п. появились вне связи с набросками, сделанными когда-то Леонардо. "Изобретения", подобные леонардовым, можно даже сегодня созда- вать хоть по несколько в день, если не возиться с оформлением патентов. Но соль в том, что от них никакого прока, кроме демон- страции творческих способностей автора (по преимуществу самому себе). * * * Разберём некоторые "изобретения" да Винчи. Трёхствольная пушка От Леонардо: Преимущества трёх одноствольных пушек перед одной трёхстволь- ной: выше манёвренность; быстрее перезаряжание; возможность использовать и вместе, и раздельно; меньше уязвимость в бою. Преимущество трёхствольной пушки перед тремя одноствольными: больше масса пушки, поэтому, возможно, точнее стрельба (по крайней мере, из среднего ствола; боковые же стволы будет уводить при выстреле немного всторону). Также достигается некоторая эко- номия на материале лафета, на упряжи и лошадях. * * * Танк "Leonardo-I P" ("педальный"): Леонардов танк был бы безнадёжно тихоходным и останавливался бы даже небольшим препятствием типа павшей лошади. Если уж так хотелось использовать что-нибудь бронированное на поле боя, это могли быть передвижные башенки с противопулевой защитой и большим запасом пищалей и пистолей. Башенки можно было ставить в своём тылу на случай обходного манёвра противника (на передней линии такие башенки легко разбивались бы артиллерией). Но лучше всё- таки манёвренная война, а для защиты тыла выгоднее использовать обозные повозки, видоизменённые для дополнительного применения их в качестве боевых заграждений. Над устройством таких повозок и можно было поработать изобретателю. * * * Пулемёт от Леонардо: "Спингарды, или органы. На этом лафете 33 пищали, из коих 11 стреляют зараз. Та, обозначенная буквой А, часть лафета, которая граничит с казенными частями пищалей, должна быть поднята, когда казенные части пищалей хотят вынуть." (С.А. 56 v. а.) Загвоздка в том, что подобный пулемёт может быть сколько-нибудь эффективен только в самом начале боя на ровной открытой местнос- ти, когда противник выстраивается в плотные ряды и ждёт, пока в него разрядят всякие пищали, кулеврины и, может быть, даже "органы". Но даже в этом случае проще шарахнуть в его ряды заря- дом картечи. Использование 33 аркебуз вместо одного 33-ствольного "органа" в целом много выгоднее хотя бы уже тем, что разряженной аркебузой можно махать, как дубиной. По этой причине многостволь- ные устройства во времена Леонардо фигурировали лишь в качестве курьёзов и доказательств технического превосходства. И сомнитель- но, чтобы Леонардо первым высказал идею многоствольности. * * * Колесцовый замок для пистолета. Недостатки этого устройства: 1) сложность механизма, 2) длительность перезарядки пистолета (надо было проворачивать колесцо специальным ключом). Колесцовый замок никогда не применялся массово, а только в составе дорогого, "аристократического" оружия. Успех на поле боя обеспечивался не им. Ну да, в общем, так уж получается, как ни крути, что колесцовый замок был изобретён, похоже, всё-таки Леонардо да Винчи (хотя доказательство этого отнюдь не является расхожим документом, так что его надо ещё искать). Это вносит небольшой нюанс в довольно чёткую картину непричастности Леонардо к научно-техническому про- грессу как своего времени, так и последующего. Леонардо -- это либо тихий технический мечтатель со свинцовым карандашом в левой руке, либо ловкий охмуряльщик королей и герцогов, а может быть, и то, и другое вместе. * * * Вертолёт от Леонардо. Сверху он имел винт и должен был "вкручи- ваться" в воздух, тогда как современные вертолёты просто гонят воздух вниз, то есть работают по несколько иному принципу. Лео- нардо можно было использовать в качестве прототипа движителя его вертолёта не винт, а лопасти ветряной мельницы. Но может, во времена Леонардо ветряных мельниц ещё не было? Свой роман о Дон Кихоте, борце с ветряными мельницами, великий Сервантес начал писать только в 1602 году... * * * Будильник от Леонардо: "Это часы, пригодные тем, кто скуп в расходовании своего време- ни. И действуют они так: когда воронка выпустила столько воды в сосуд е, сколько находится в другой чашке весов, то последняя, поднимаясь, переливает свою воду в вышеназванный сосуд. Сосуд, удваивая вес свой, с силой поднимает ноги спящего, он встает и приступает к своим делам." (B. 20 v.) Можно предложить и другие варианты пробуждающего воздействия на спящего -- помимо поднятия ног: похлопывание спящего по туловищу механической рукой; стягивание одеяла посредством привязанной к нему верёвки, которая пропущена через систему блоков; высыпание гороха из воронки на барабан; выливание воды на голову из опрокидывающегося сосуда; выстрел из маленькой пушки в медный таз; сотрясение ложа путём вращения зубчатого колеса; переворачивание ложа путём выбивания опоры; и т. д. Более эффективно пробуждающее устройство, в котором использует- ся несколько способов воздействия , реализуемых последовательно -- сообразно программе, записанной на дырчатом диске, игольчатом барабане или перфорированной кожаной ленте. * * * Попытка Леонардо отличиться в области сортиростроения: "Сиденью нужника дай поворачиваться, как окошечку монахов, и возвращаться в свое первое положение противовесом. Крышка над ним должна быть полна отверстий, чтобы воздух мог ВЫХОДИТЬ." (B. 53 r.) Как видно, гениальный "water closed" был придуман не Леонардо. * * * Боевая ногоотрубательная машина на конном приводе. Боевая колесница с крутящимися серпами представлена у Леонардо в двух вариантах: с лошадьми впереди серпов и с серпами впереди лошадей. Первый вариант особенно ущербен, потому что серпы кру- тятся далеко позади вполне уязвимых животных. Вдобавок значитель- ная опасность от серпов -- только с одной стороны колесницы, а именно там, где серпы движутся в ту же сторону, что и колесница. Второй вариант ущербен тоже -- по причине высокой уязвимости лошадей и всадника. Если же защитить их доспехами, у лошадей не будет сил тащить колесницу. Далее, чтобы серпы хорошо рубили (людям ноги) и не заклинивались на первом же трупе, они должны быть массивными и быстро вращающимися, а это возможно лишь при условии тихоходности колесницы, поскольку у лошадей не хватит сил на то, чтобы и колесницу быстро тащить, и серпы быстро вращать. В общем, слабым звеном были лошади, а Леонардо не настолько опередил своё время, чтобы заменить их паровым двигателем. Ещё можно указать на то, что правильнее было ставить телегу впереди лошадей: при таком варианте можно было обойтись без вала, пере- дающего движение от колёс позади лошадей к серпам впереди их. И повозка бы дополнительно защищала лошадей. * * * Проект города-здания от Леонардо: "Дороги М на 6 локтей выше, чем дороги PS. И каждая из [верх- них] дорог должна иметь ширину в 20 локтей и от наружных краев к середине иметь наклон в пол-локтя... И на этой средней линии должно быть на каждом локте по отверстию, куда дождевая вода стекает в ямы... И позаботься о том, чтобы в начале каждой из этих дорог была арка шириною в б локтей на колоннах. И пойми, что тот, кто хочет пройтись по всей площади, может для этой цели пользоваться верхними улицами. Кто хочет идти по нижним улицам, тоже может это сделать. По улицам не должна ездить ни одна повозка или что-либо подобное, потому что они предназначаются только для благородных. Грузовые повозки и грузы для нужд и удобства жителей проезжают по одной из нижних улиц. Дома должны быть обращены друг к другу спиной, пропуская нижние улицы между собой. Припасы, как-то: дрова, вино и тому подобное, должны провозиться через двери. Отхожие места, конюшни и подобные зловонные помещения должны опорожняться через подземные улицы от одной аркады к другой." (B. 16 r.) За попытку спроектировать город-здание надо бы Леонардо похва- лить, но им не было проявлено достаточно настйчивости для пропа- ганды своего подхода. Леонардо здесь сильно опередил не только своё время, но и наше. * * * Парашют в эпоху Леонардо был не "гениальным предвидением", а образчиком бесполезного -- из того же ряда, что и раздувающиеся "кишки холощеного барана". Кстати, пирамидальный "шатёр" не смог бы без распорок сохранить в полёте свою пирамидальность, а круг- лый "шатёр", в распорках не нуждающийся, проявил бы себя лучше пирамидального. * * * "Перчатка из ткани в виде растопыренной руки, для плавания в море." (B. 81 v.) Это одна из немногих идей Леонардо, которые действительно могут считаться изобретениями. Сложность, правда, в том, что область сколько-нибудь эффективного применения таких перчаток настолько ограничена, что не было и нет смысла с ними возиться. В далёком детстве я как-то видел их в продаже. По-видимому, спросом они не пользуются. * * * Ещё одно удачное предложение Леонардо -- спасательный круг. Опять-таки нет ясности, происходят ли нынешние круги от гениаль- ного леонардова наброска или зародились впоследствии сами собой в менее талантливых головах. * * * Приступ человеколюбия у Леонардо: "Как и почему не пишу я о своем способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого не обнародую и не оглашаю я из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств на дне морей, проламывая дно кораблей и топя их вместе с находящимися в них людьми; и если я учил другим способам, то это потому, что они не опасны, так как над водой показывается конец той трубки, посредством которой дышат и которая поддерживается кожаным мехом или пробками." (Leic. 27 v.) Свою страшную тайну Леонардо унёс с собой в могилу. Потомкам досталось лишь описание более гуманного устройства -- с трубкой, "посредством которой дышат и которая поддерживается кожаным мехом или пробками". На самом деле затруднительно придумать инструмент, которым водолаз смог бы быстро проделать большую дыру в дне корабля, болтаясь под днищем. У Леонардо такой инструмент получился неубедительным. Глубина погружения в леонардовом водолазном костюме с торчащей над водой трубкой могла быть только очень незначительной (неско- лько метров), потому что на большей глубине давление воды на грудную клетку водолаза препятствовало бы вдоху. Современное описание устройства для порчи кораблей снизу (качество описания вполне характеризует уровень мышления привер- женцев культа Леонардо): "Прибор был сделан железа, имел форму опрокинутого U с большим центральным винтом. Центральный винт буравился в доску корпуса судна таким образом, чтобы две опоры U упирались в две смежные доски. Как только винт надежно прикреплялся к доске, второй рычаг начинали вращать, за счет чего доска либо ломалась, либо отры- валась от корпуса, судно наполнялось водой." Сложностей с эффективным применением такого устройства очень много. Во-первых, чтобы начать вкручивание винта, надо было на него давить, а для этого требовалась опора. То есть, водолаз должен был иметь под ногам дно или хотя бы палубу подводной лодки от Леонардо. Что касается дна, то надо было либо подыски- вать корабли, днища которых находились от него на удобном для водолаза расстоянии, либо пользоваться подводными раздвижными лестницами, тоже от Леонардо. Во-вторых, опора требовалась и для того, чтобы вращать ворот, иначе сам водолаз вращался бы вокруг ворота. Правда, эта проблема решалась небольшим измене- нием конструкции устройства, чтобы водолаз мог опираться при вращении на само это устройство. В-третьих, искать в полутьме под водой стык досок на поросшем всякой морской дрянью дне судна -- это не легко, а не на стыке пользоваться устройством труднее. Наконец, на крупном корабле доски обшивки располагаются не в один слой. Но можно считать, что Леонардо изобрёл штопор с упором для откупоривания винных бутылок. И, кстати, остаётся впечатление, что Леонардо не доводилось крутить бурав собственноручно (я не намекаю на то, что уж я-то накрутился буравов вполне, но мне всё-таки доводилось собственноручно закручивать отвёрткой шурупы и вворачивать штопоры в бутылочные пробки). * * * Приспособление от Леонардо для ваяния из мрамора: "Если ты хочешь сделать фигуру из мрамора, то сделай раньше такую же из глины. Когда ты ее закончил и высушил, то помести ее в ящик, который был бы способен -- после того, как ты вытащишь фигуру из этого места, -- принять мрамор, в котором ты хочешь высвободить фигуру по образу глиняной фигуры. Затем, после того как ты поместил глиняную фигуру внутрь этого ящика, ты должен взять палочки, которые точно входили бы в его дырки, и пропихивай их настолько внутрь через каждую дырочку, чтобы каждая белая палочка коснулась фигуры в различных местах, а те части этих палочек, которые остаются вне ящика, окрась в черный цвет. И сделай значок на палочке и на соответствующей ей дырке таким образом, чтобы они совпадали по твоему усмотрению. Потом вытащи из этого ящика глиняную фигуру, и помести туда свою глыбу мрамора, и настолько снимай мрамор, чтобы все твои палочки прятались бы в этих дырочках вплоть до их значков; и, чтобы быть в состоянии сделать это лучше, сделай так, чтобы весь этот ящик мог подниматься вверх, а дно этого ящика всегда оставалось под мрамором. При таком способе ты сможешь снимать долотом с большой легкостью." (А. 43 r., О статуе) На самом деле, если глыба мрамора будет находиться в ящике, то откалывать от неё куски долотом будет затруднительно, а двигать туда-сюда ящик с палочками после каждого откола, да ещё все палочки пропихивать до упора -- это чрезвычайно хлопотно. * * * Одно из самых нелепых "изобретений" Леонардо -- лыжи для хожде- ния по воде аки по суху в комплекте с лыжными палками, имеющими поплавки на концах. Насколько можно судить по сохранившемуся ри- сунку, с законом Архимеда ("Тело, погруженное в жидкость, теряет в своём весе...") Леонардо знаком не был: лыжи должны были быть значительно большего объёма. Если разместить на подводной поверх- ности лыж приспособления вроде клапанов, складывающиеся при дви- жении лыж вперёд и разворачивающиеся при движении их назад, то перемещаться на водных лыжах типа леонардовых путём движения ног взад-вперёд в принципе можно, но очень медленно, а расход энергии будет больше, чем при гребле. Плюс постоянная забота о том, чтобы не упасть. Сделать такие лыжи -- и убедиться, что они никуда не годятся (кроме "музея Леонардо"), -- много проще, чем нарисовать картину типа "Джоконда", но у Леонардо руки не дошли и до этого. * * * Инженерный успех Леонардо, в описании Вазари: "Возвращаясь к произведениям Леонардо, скажу, что в его время в Милан прибыл французский король. Когда же в связи с этим попросили Леонардо сделать какую-нибудь диковинную вещь, он сделал льва, который мог пройти несколько шагов, а затем у него разверзалась грудь и он оказывался весь полон лилий." * * * Леонардо как проектировщик мостов. "В норвежском городке Ас открыт 100-метровый пешеходный мост, созданный по проекту Леонар- до да Винчи. ЭТО ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ ЗА 500 ЛЕТ, КОГДА КАКОЙ-ЛИБО АРХИ- ТЕКТУРНЫЙ ПРОЕКТ НАМНОГО ОПЕРЕДИВШЕГО СВОЕ ВРЕМЯ МАСТЕРА ПОЛУЧИЛ РЕАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. "Архитектурные формы 70-х годов выглядят более старомодными, чем чертеж Леонардо", -- считает инициатор работ, архитектор Вебьюрн Санд. Леонардо да Винчи спроектировал это сооружение для турецкого султана. Мост должен был быть перекинут через залив Золотой Рог в Стамбуле. Если бы проект был реализован, этот мост был бы самым длинным мостом своего времени -- его длина составляла 346 метров. Однако Леонардо не удалось реализовать свой проект -- султан Баязет II отказался от предло- жений флорентийского художника. Зато норвежскому коллеге Леонардо да Винчи -- художнику Вербьорну Санду -- удалось убедить дорожное ведомство Норвегии принять решение о реализации проекта полутыся- челетней давности. Новый мост уступает своему средневековому про- тотипу в длине -- 100 м вместо 346 -- однако он в точности повто- ряет все конструкторские и эстетические достоинства моста Леонар- до. Этот мост будет служить в качестве пешеходного перехода, перекинутого на высоте 8 м над автострадой Е-18, в 35 км к югу от Осло. При реализации моста пришлось поступиться только одной задумкой Леонардо да Винчи -- в качестве строительного материала было использовано дерево, тогда как 500 лет назад мост планирова- лось построить из камня. Каменная версия моста обошлась бы слиш- ком дорого и норвежцы остановились на сосне и тиковом дереве в качестве строительных материалов. В результате строительство моста обошлось в $1,36 миллионов. (31.10.2001 autonews.ru)" На самом деле в Норвегии построили не мост по проекту Леонардо, а мост с профилем, как на наброске Леонардо. Любой инженер, взяв- шийся проектировать арочный мост с пролётом большой длины, нари- совал бы приблизительно то же самое, за исключением, может быть, раздвоенных концов. Не исключено, что построить из камня прочный мост по схеме Леонардо было попросту невозможно. Требовался по крайней мере железобетон высокого качества. > "Совсем недавно обнаружен в Стамбуле листок с турецким перево- дом письма Леонардо к турецкому султану Баязиду II, относящегося, видимо, к 1502-1503 гг. (Он хранится в архиве Топ-Капу Сарая в Стамбуле). В этом письме Леонардо предлагал султану несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста, соединяю- щего Галату и Стамбул. Галата -- предместье Константинополя, на противоположном берегу Золотого рога, в котором жило много гену- эзцев. Первый (понтонный) мост через пролив был построен лишь в 1836 г. Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения. В письме к султану Леонардо писал: 'Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера' Леонардо предла- гал построить мост, под которым могли бы проплывать парусные суда. В записной книжке Леонардо, относящейся к тому же времени, есть такая запись, сопровождаемая рисунком: 'Мост из Перы в Конс- тантинополь шириною 40 локтей, высотою от воды 70 локтей, длиною 600 локтей, т. е. 400 над морем и 200 на суше; он образует сам собою свои устои.' Существо проекта Леонардо сводилось к устройс- тву моста в виде очень пологой арки, с жестким закреплением концов посредством 'ласточкиных гнезд' -- прием, который, как отмечает Гейденрейх, Леонардо продумывал уже несколько раньше в связи с проектированием купола Миланского собора. Если имеется в виду флорентийский локоть (0.5836 метра), то получается ширина 23.75 метра, высота - 40.852, длина - 350.16, из них - над водой 233.44 метра. Эти величины -- явно фантастические. Самый большой такой мост через Адду был построен в 1370-1377 гг. и имел пролет 72 и высоту 21 метр. Проект гигантского моста через Босфор подстать грандиозному проекту памятника Сфорца." (Зубов В.П., Леонардо да Винчи) * * * Неудачная попытка приписать Леонардо ещё одно великое изобре- тение: "Все это началось 2 года назад в июне 1994 года во время поезд- ки в Бостон. При посещении 'Бостонского Музея Счетных машин', я купил буклет 'История счетных машин' Маргерит Зиентара. На треть- ей странице я увидел необычное изображение, названное 'Счетная машина Леонардо да Винчи'. Я начал расспрашивать и тут и там об этом калькуляторе, но чем больше я спрашивал, тем меньше я знал, поскольку ни в каких других книгах о нем не упоминалось. Этот механизм стал темой моих поисков в течение двух последних лет. Он потребовал множества электронных писем, факсов, телефонных звон- ков и прочего, чтобы собрать информацию об истории этой необычной копии. Моя особая благодарность г. Джозефу Мирабелле (Нью-Йорк), приемному сыну и помощнику доктора Гуателли, за его первые эскизы и фотографии этого экспоната. Итак, однажды... 13-го февраля 1967 года американскими исследователями, работающими в Мадриде, в национальной Библиотеке Испании, было сделано удивительное открытие. Они обнаружили две утраченные работы Леонардо да Винчи, известные ныне как 'Мадридский Кодекс'. Это открытие вызвало большой интерес, а должностные лица заявили, что рукописи 'не были потеряны, просто их положили не на то место'. Доктор Роберто Гуателли был известным экспертом по Леонардо да Винчи. Он специ- ализировался на построении точных рабочих копий машин Леонардо. С четырьмя помощниками, включая главного ассистента, своего при- емного сына Джозефа Мирабеллу, он создал бесчисленное множество моделей. В начале 1951 года компания IBM пригласила доктора Гуателли для продолжения работы над копиями. Была организована передвижная экспозиция, которая демонстрировалась в школах, офисах, лабораториях, музеях и галереях. В 1967 году, вскоре после открытия 'Мадридского Кодекса', док- тор Гуателли отправился в Массачусетский Университет, чтобы исследовать копию Кодекса. При изучении страницы с калькулятором он вспомнил, что видел подобный рисунок в 'Атлантическом Кодексе'. Совместив эти два рисунка, доктор Гуателли создал в 1968 году точную копию счетной машины. Собранный им механизм был представлен компанией IBM на выставке. Текст под экспонатом гласил: 'Устройство для вычисления: ранняя версия современной счетной машины. Механизм Леонардо поддерживает постоянное отношение десяти к одному в каждом из его 13 регистрирующих цифровых колес. После полного оборота первой ручки, колесо единиц немного поворачивается, чтобы отметить новую цифру в пределах от ноля до девяти. В соответствии с пропорцией десять к одному, десятый оборот первой ручки заставляет колесо единиц совершить полный оборот и стать на ноль, который в свою очередь сдвигает колесо десятков с ноля на единицу. Каждое последующее колесо, отмечающее сотни, тысячи, и т.д., действует подобным же образом. По сравнению с оригинальным эскизом Леонардо, были внесены небольшие улучшения, чтобы дать зрителю более ясную картину того, как каждое из этих 13 колес может двигаться независимо и все же поддерживать пропорцию десять к одному. В эскизе Леонардо присутствуют гирьки, чтобы продемонстрировать уравновешенность механизма'. Однако в течение года относительно этой модели появились возражения, и тогда в университете Штата Массачусетс были проведены Академические испытания, чтобы установить подлинность механизма. Среди прочих присутствовал профессор И. Бернард Коэн -- консультант по коллекции IBM и доктор Берн Дибнер -- ведущий специалист по Леонардо. Противники утверждали, что рисунок Леонардо изображает не счетную машину, а механизм пропорционирования. Один оборот первой оси вызывает 10 оборотов второй и 10 в 13 степени оборотов последней оси. Но такая машина не могла быть построена из-за огромной силы трения накапливающей- ся в результате. Было сказано, что доктор Гуателли 'опирался на собственную интуицию и воображение и ушел за границы идей Леонардо'. Голоса разделились поровну, тем не менее, IBM РЕШИЛА УДАЛИТЬ СПОРНУЮ КОПИЮ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ." (Эрес Каплан, сайт http://leonardo-de-vinci.ru,) > * * * "Изобретения" типа леонардова "танка" придумываются, прорисовы- ваются и описываются за полдня даже при не очень большом вдохно- вении. Живодёрство и срисовывание трупов требует много большего времени. Боязнь инженерной практики, возможно, сформировалась у Леонардо в результате какой-то большой неудачи в этой практике, так что он пришёл к выводу, что фигурировать в качестве великого инженера легче тогда, когда в основном ограничиваешься набросками и крат- кими к ним комментариями. Если бы Леонардо взялся реализовать хотя бы одно из своих слож- ных "изобретений" типа водолазного костюма, он столкнулся бы с такими сложностями, что на дальнейшее проторивание новых путей в технике у него осталось бы очень мало сил. Правда, попутно он бы наверняка напридумывал множество необходимых вспомогательных мелочей, которые сами по себе не делают большой чести, но без которых ни одна крупная техническая идея не может быть воплощена. Разумеется, придираться к идеям Леонардо надо не с высоты нынешних знаний, а с позиции современного ему критического наблюдателя. * * * Во многих случаях основная техническая идея мало чего стоит, поскольку является очевидной или почти очевидной, а сложность -- не в выдвижении такой идеи, а в устранении препятствий на пути её реализации. Вопрос о том, кто первый высказал такую идею, -- не актуален и по-своему сложен, потому что кто-то её высказал, но не записал, а кто-то записал, но бумажка в дальнейшем пропа- ла. Люди, значительно опережающие своё время в области нереализуе- мых идей, не нужны ни своему времени, ни потомкам (потомки дохо- дят до нужных идей впоследствии сами). Опережать своё время надо лишь чуть-чуть. Я проверял это лично ещё в 1985 году. У меня были сложности с получением авторского свидетельства на сенсорный экран -- случайную идею: надо было хоть что-то патентовать (ради славы и денег), а у меня все прочие идеи были ещё ненужнее, чем эта. Для моего экрана не находилось прототипа, следовало оформ- лять заявку на "способ" (то есть, на что-то особо новое), и на меня косились в патентном отделе института как на мегаломана, так что некуда было глаза девать. Переписка с московским патентным бюро (или как оно там называлось), многократная перепечатка заяв- ки на пишущей машинке сообразно куче требований настолько изнури- ли меня, что я это дело забросил и ушёл на два года в Советскую Армию, а потом в стране началась дурацкая "перестройка". Сегодня сенсорные экраны -- обычное дело, но в их создании обошлись без меня. По этому поводу я не очень сильно огорчаюсь, потому что и всемирная слава, и бешеные деньги миновали бы меня так или иначе. * * * Технические идеи Леонардо можно разделить на следующие группы: 1) реализованные самим Леонардо или хотя бы при его жизни; это в первую очередь пресловутый колесцовый замок; 2) реализованные после Леонардо, но подсказанные им; это, к примеру, 100-метровый пешеходный мост над автострадой, построенный в Норвегии в 2001 г.; 3) реализованные после Леонардо, но вне связи с ним; это, к при- меру, спасательный круг; 4) ненужные по причине малой эффективности; это, к примеру, лыжи для хождения по воде; 5) не способные функционировать; это, к примеру, леонардов махолёт; 6) не нужные по причине появления лучших идей; это, к примеру, леонардов нужник; 7) недостаточные для реализации без добавления ряда дополни- тельных идей, отсутствующих у Леонардо; это, к примеру, вертолёт от Леонардо; 8) не имеющие большой новизны, а представляющие собой лишь вариации известных идей; это, к примеру, гигантский арбалет Леонардо; 9) ставшие ненужными вскоре после Леонардо по причине изменения других вещей; это, к примеру, приспособление для отталкивания штурмовых лестниц. Пресловутый норвежский мостик был выстроен, похоже, больше для того, чтобы поддерживать миф о великом Леонардо и чтобы привле- кать внимание к месту, где этот мостик расположили. Если бы не указанный мостик, то список архитектурных достижений Леонардо был бы пустым. Художества Леонардо -- это локомотив, вытащивший его "инже- нерство" из тьмы веков в нынешний центр внимания. Не будь картин Леонардо, о его "изобретениях" знало бы не больше людей, чем теперь знает о проектировщиках знаменитых соборов."Трактаты" Леонардо.
На самом деле никаких трактатов от Леонардо не соханилось. Точнее, их никогда и не было -- кроме двух, упоминаемых Вазари: по анатомии людей и лошадей. То, что в настоящее время представ- ляется читетелям в качестве текстов Леонардо, -- сборники фраг- ментов из всяких его рукописей. Вазари о гибели трудов Леонардо: "...те, кто видел огромную глиняную модель, которую сделал Леонардо, утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного. Модель эта просуществовала до того, как в Милан с королем Франции Людовиком пришли французы, которые всю ее разбили. Погибла также почитавшаяся совершенной небольшая восковая модель, наравне с книгой об анатомии лошадей, составленной им для своих научных занятий." Мечты о написании трактатов действительно имели место у Леонар- до. В его записях попадаются всякие литературные планы, к приме- ру: "Раздели трактат о птицах на 4 книги, из коих первая будет о их летании при помощи взмахов крыльями, вторая -- о летании без взмахов крыльями и силою ветра, третья -- о летании вообще, т. е. птиц, летучих мышей, рыб, животных, насекомых, последняя -- о движении инструментальном." (К. 3 r.)"Пророчества" Леонардо.
По-видимому, пророчествование для Леонардо было способом прида- ния себе загадочности, то есть, в конечном счёте и веса. В основ- ном это муть в стиле Иоанна Богослова и Мишеля Нострадамуса -- достаточно неконкретная, чтобы её автор не оказался со временем уличённым в ошибочном видении будущего. От части леонардовых "пророчеств" складывается впечатление, что он немножко страдал некрофилией. А некоторые "пророчества" напоминают картины Иеронима Босха. В русской Википедии сказано, что "видения" Лео- нардо "носят характер шутливых загадок, отличающихся яркостью и меткостью фразеологии и проникнутых язвительной, почти вольтеров- ской иронией, направленной по адресу знаменитого проповедника Джироламо Савонаролы". Под каким соусом это в своё время подно- силось, сегодня сказать трудно. В современных публикациях всё сваливается в одну кучу, так что трудно определить, где ирония, а где позёрство, имитация прорывов сквозь толщу времени или даже действительные прорывы. Некрофильские "пророчества" Леонардо: "О детях сосущих. Многие Франческо, Доменико и Бенедетто будут есть то, что не раз поедалось другими по соседству, и пройдет много месяцев, пока они смогут говорить." (I, 67 r.) "Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачи- вая на ней ее кожу, -- землепашцы." (I, 64 r.) "О языках свиней и телят в колбасах. О, какая грязь, когда видно будет, что одно животное держит язык в заду у другого!" (С.А. 370 r.) "О колбасной начинке, входящей в кишку. Многие сделают кишки своим жилищем и будут обитать в собственных кишках." (С.А. 370 r.) Наверное, это нам ещё предстоит. "Об овцах, коровах, козах и им подобных. Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свеже- вать и жесточайшим образом четвертовать!" (С.А. 145 r.) "Люди будут выходить из гробов, превратившись в птиц, и будут нападать на других людей, отнимая у них пищу из рук и со столов, -- мухи." (I, 64 r.) "О битых ореховых деревьях. Te, что сделали лучше, будут больше биты, и дети будут у них отняты, и свежеваны, и обнажены, и разбиты, и кости их переломаны." (I, 65 v.) "О ситах, сделанных из кожи животных. Видно будет, как пища животных проходит через их кожу повсюду, кроме как через рот, и с обратной стороны доходит до поверхности земли." (C.A. 370 r.) "О петлях и силках. Многие мертвые будут неистово двигаться, и будут хватать и связывать живых, и будут их отдавать их врагам на смерть и погибель." (С.А. 370 r.) "О грузе, положенном на перину. И на многих телах видно будет, как, стоит отнять у них голову, они явно будут расти, а стоит вернуть им отнятую голову, они тотчас же уменьшаются в размере." (С.А. 370 r.) "О пище, которая была живой. Большая часть одушевленных тел пройдет через тела других животных, то есть ненаселенные дома пройдут кусками через населенные дома, отдавая им пользу и унося с собой их изъяны; и это, то есть жизнь человека, создается из съедобных вещей, уносящих с собой ту часть человека, которая умерла." (C.A 145 r.) "О жизни людей, ежегодно сменяющих плоть. Мертвые люди будут проходить через собственные кишки." (S.К.М. II/2, 53 r.) Не-некрофильские "пророчества" Леонардо: "O тушении свечи тем, кто ложится спать. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства." (С.А. 370 r.) "О ночи, когда не различается ни один цвет. Дойдет до того, что не будет заметной разница между цветами, мало того, они все ста- нут черного качества." (С.А. 370 r.) "Нам остается движение, отделяющее движителя от движимого." (Br.M. 42 v.) "О писании писем из одной страны в другую. Люди будут разгова- ривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать." (C.A. 370 r.) "Предсказал появление телефона." На самом деле это из того же ряда, что и "будут обитать в собственных кишках". "О сне. Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит." (С.А. 370 r.) "Предсказал появление телефона и патефона одновременно." На самом деле это обычная "пророческая" муть. "В каждой точке Земли можно провести границу двух полусфер. Все люди тотчас же обменяются полусферами." (С.А. 370 r.) Да, и ещё подарят друг другу по звезде. "О ловле вшей. И будет много охотников на животных, которых чем больше поймают, тем меньше их будут иметь, и также, наоборот, чем больше их будут иметь, тем меньше их поймают." (С.А. 370 r.) Парадокс для нейтрализации средних умов. "И те, что питаются воздухом, будут ночь обращать в день -- сало." (I, 66 r.) Возможно, ошибка перевода с древнеитальянского. "Человеческий род дойдет до того, что один не будет у понимать речи другого -- то есть немец турка." (I, 64 r.) Не исключено, что времена Леонардо любой немец более-менее понимал любого турка, но впоследствии эта способность была трагически утрачена.Художества Леонардо:
Чёткого отличия леонардовых картин от нелеонардовых нет, так что принадлежность ему некоторых шедевров (частично или целиком) считается некоторыми исследователями спорной ("Дама с горностаем" и др.). Это говорит о том, что если он и превосходил лучших из своих современников как живописец, то очень не намного или не всегда. Картины со спорным авторством могли принадлежать (частич- но или целиком) ученикам Леонардо, то есть, являться косвенным его продуктом, но аналогично и творчество самого Леонардо может считаться в какой-то степени косвенным продуктом его учителя Андреа Верокио. Некоторые замечания по картинам Леонардо: "Крещение Христа". Леонардов ангел лезет рукой под одежду к верокиевому ангелу. "Благовещение". Считают, что кто-то не выдержал и дорисовал ангелу маховых перьев в куцые крылья, чтобы возможность его полёта была более правдоподобной."Мадонна Литта". У Мадонны одна грудь больше другой. > "Мадонна с веретеном". У Христа что-то нехорошее со щеками. У Мадонны великовата кисть руки. По лицу же это одна из лучших Мадонн, какие были на свете. "Святая Анна с Марией и Младенцем Христом". Мария сидит на коленях у Анны (или наоборот?), как лесбиянка. Младенец Христос мучает ягнёнка. Но всё-таки приведенные выше Мадонны и Христы от Леонардо да Винчи симпатичнее, чем, к примеру, они же от Сандро Ботичелли (1445-1510). Вообще, отличия картин да Винчи от картин Ботичелли -- наверное, и есть то, что внёс Леонардо в живопись. По сравнению с "Джокондой" все портреты от Ботичелли (и некоторые портреты от да Винчи) -- простоватые. "Иоанн Креститель". Женоподобный. Иоанна Крестительница. > "Мадонна Дрейфуса". У Христа странные пропорции, странные жировые складки. Можно сравнить их с пропорциями и жировыми складками на "Мадонне Литта", "Мадонне с веретеном" и т. п. "Портрет Джиневры де Бенчи". Девушка без ресниц. Это при том, что брови не выщипаны, как у Моны Лизы. Ну, может быть, в то время девушки по выбору избавлялись либо только от ресниц, либо от всех волос, кроме "причёсочных". (См. "Леда с лебедем".) "Леда с лебедем". Девушка, избавившаяся от всех волос, кроме "причёсочных". На самом деле, может быть, всё-таки яйца отклады- вал лебедь, а Леда их только высживала. Зачем Леонардо взялся изображать эту мифическую чепуху с голой женщиной -- тот ещё вопрос. Может быть, не только из материальных соображений: трудно допустить, чтобы в разговоре с заказчиком человек с таким мас- штабным мировосприятием, как у Леонардо, в конце концов произнёс: "За деньги я готов нарисовать кого угодно, даже Иоанну Крести- тельницу". Не исключено, что в Леде, лебеде и двух яйцах заложен глубокий аллегорический смысл. Возможно, птицеложество выступало как косвенное оправдание гомосексуализма. На первый взгляд, Леонардо ни в чём не виноват: это просто сюжет был такой древне- греческий. Но какого чёрта художники упирались неоднократно именно в этот сюжет, оставляя неизображёнными сотни других древ- негреческих нелепостей? > "Бахус". Если добавить на посох перекладину, сойдёт за леонардову Иоанну Крестительницу (см. "Иоанн Креститель"). "Тайная Вечеря". Будущие святые сидят с одной стороны стола в два ряда, а с другой совсем не сидят. Почти все демократично галдят в присутствии Сына Божьего. Иуда не забывает о пропитании (наверное, на нервной почве). Второй справа от Христа фамильярно похлопывает его по плечу. Третьему слева от правой стенки подхо- дит реплика "Ну что он такое несёт?!" До четвёртого слева от той же стенки только-только дошло, о чём речь, и он вопрошает "Ты?! Мне?! Такое?!!!". Рука с ножом, как бы никому не принадлежащая, на самом деле наверняка от невидимого двенадцатого апостола. Дей- ствительно, если считать, что слева от Христа -- Мария Магдалина (как уверяет Дэн Браун в "Коде да Винчи" и ряд других авторитет- ных авторов), то где двенадцатый апостол? Наверное, когда об этом спрашивали Леонардо его коллеги по Приорату Сиона, он отвечал: да вот же рука! С руками на этой картине Леонардо не очень большой порядок. К примеру, у Иоанна-Магдалины левая рука как бы отхваче- на чуть ниже локтя. Может быть, что-то не дореставрировали. Ещё один безбородый апостол на картине -- возможно, тоже женщина. Вообще, у Леонардо была тяга к изображению женоподобных мужчин (см. "Иоанн Креститель", "Бахус"), как у Микельанджело была тяга к изображению мужеподобных женщин. Кстати, фамильярность по отношению к Иисусу в "Тайной Вечере", возможно, должна была намекать на его человеческую (а не божественную) сущность, но Дэн Браун об этом ничего не говорит. Думается, что если бы Ватикан боялся разоблачения тайны личной жизни Иисуса, то при очередной реставрации Иоанну-Магдалине пририсовали бы бороду -- как пририсовали ангелу маховые перья на леонардовом "Благовещении". "Битва при Ангьяри" (набросок). Левый всадник -- на безголовой лошади. Ясно, что лошадь могла сильно завернуть голову вправо, чтобы кого-нибудь укусить, но лучше бы она этого не делала. "Мона Лиза". Придраться не удалось. Она безупречна и прекрасна, хотя и не все волосы на своих местах. * * * Жизнь у Леонардо была довольно долгая (67 лет) и нетяжёлая. Значительную её часть он провёл возле правителей -- от герцога и выше -- в качестве учёного, мудреца, человека искусства, а также теоретизирующего инженера и архитектора. Умер он якобы на руках короля (Франциска I). Прекрасная смерть. Предсмертная самооценка Леонардо, у Вазари: "...Леонардо из почтения к королю, выпрямившись, сел на постели и, рассказывая ему о своей болезни и о ее ходе, доказывал при этом, насколько он был грешен перед Богом и перед людьми тем, что работал в искусстве не так, как подобало." За сверхспособности всегда приходится чем-то расплачиваться: сверхразвитие каких-то возможностей психики всегда идёт в большей или меньшей степени за счёт ослабления каких-то других возможнос- тей психики, поэтому особо талантливый человек -- это всегда психический урод, только его внутреннее уродство может не очень сильно проявляться и не очень мешать жить. Вопрос лишь в том, чтобы определить, чем именно расплачивается тот или иной выдаю- щийся индивид за своё счастье обладания талантом. В случае Леонардо это были, в первую очередь, нарушенность целеполагания, недобросовестность и -- скажем мягко -- неспособность к семейной жизни. Миф о могучем Леонардо да Винчи, начавший складываться в конце XIII века, -- не результат происков масонов и гомосексуалистов, а следствие человеческой потребности в поклонении кумирам. Люди образованные и добропорядочные полагают, что "отдавая дань" Лео- нардо, они делают полезное общественное дело и демонстрируют свои лучшие душевные качества. В первом приближении это действительно так. А в не первом -- не совсем так, потому что светлый образ не вполне соответствует действительности и подталкивает некоторых способных, но неопытных молодых людей к малополезным действиям, чреватым для них серьёзными расхождениями с обществом. Как художник-скульптор-архитектор Леонардо не поучаствовал в строительстве ни одного собора. Ни одна общая инженерная идея Леонардо не вошла в обиход благодаря ему или людям, им вдохновив- шимся. Никакого существенного открытия в области биологии, меди- цины, физики, химии или чего-то ещё Леонардо в науку по существу не привнёс, хотя всю жизнь что-то "исследовал". Трындёж о великом инженерном таланте Леонардо начался не с "инженерного" края общества, а с "гуманитарного". А после того, как об инженерных достижениях Леонардо было сказано много проник- новенных дилетантских слов, смотреть непредвзято на его" изобре- тения" стало очень затруднительно. К тому же считали, что надо делать скидку на неразвитость мышления в эпоху Ренессанса -- даже у гениев. Леонардо был очень нерасположен к доведению дел до конца. Чело- век с такой фантастической, как у него, необязательностью мог держаться на плаву в художественной профессии лишь благодаря ве- зению, мощному обаянию и при случае пусканию пыли в глаза. Прав- да, согласно Вазари, великий Леонардо был очень даже трудолюбив, а доделывал мало что лишь потому, что 1) разбрасывался, 2) слиш- ком уж стремился к совершенству. Надо заметить, трудолюбие вполне совмещается с нарушенностью целеполагания. Есть тип многообещающих талантов, которые всю жизнь демонстри- руют способность к глубокому пониманию некоторых вещей, обнадё- живающе дистанцируются от будничных мелочей и от массы сограждан и вроде бы тужатся разродиться чем-то особо интеллектуальным и значительным, но так и не разрождаются -- из-за недостаточности упорства или из-за неспособности объединить блестящие частности в блестящее целое. К такому вот типу принадлежал, по-видимому, и Леонардо да Винчи -- превосходный рисовальщик и живописец, люби- тель архитектуры и инженерного дела, мастер обнадёживать и вообще производить благоприятное впечатление. Леонардо -- не инженер, а технический фантазёр, который вряд ли когда-либо отвечал за инженерное дело более сложное, чем создание забавных игрушек. Научные изыскания Леонардо -- это частью следование моде своего времени, частью средство придания себе значительности, частью по- пытка найти "философский камень" в виде какой-нибудь технической идеи -- перспективной в коммерческом отношении. Разбираться в феномене Леонардо да Винчи очень сложно, потому что по его поводу выражается чрезвычайно много восторгов, а это включает в человеках инстинкт стадности, так что возникает силь- ное желание бездумно отдаться разгорающейся любви к Леонардо, присоединиться к хору славясловящих и далее наслаждаться своей принадлежностью к лучшей части общества: гуманистам, прогрессис- там и прочей "интеллигентской слякоти". * * * Тезисы, навеянные массовой активностью интеллектуалов по поводу Леонардо да Винчи: 1. Есть поток жизни и поток интеллигентской говорильни по поводу жизни. Два эти потока влияют один на другой, но в основном они самостоятельны, так что по потоку интеллигентской говорильни по поводу жизни нельзя определённо судить о содержании этой жизни. 2. В обществе занимаются говорильней не только интеллигенты, но до потомков доходят в основном отголоски интеллигентской гово- рильни, поскольку интеллигенты говорят и пишут больше и глаже других. 3. Представления людей являются в значительной степени фикциями. Фиктивность представлений бывает намеренная и ненамеренная. Наме- ренная фиктивность -- следствие стрмеления вводить других людей в заблуждение. Ненамеренная фиктивность -- следствие приятного самообмана и/или наслоения искажений. 4. Интеллектуальное устройство большинства людей такое, что рас- полагает их к опоре на фикции. Мыслить вне фикций способны лишь очень немногие, но даже им трудно защищаться от влияния расхожих фикций на их мышление. 5. Альтернатива умственной деятельности на основе фикций -- скептицизм. Он предполагает дополнительную нагрузку на психику и затрудняет интеграцию индивида в общество. 6. Общество всегда боле-менее адаптировано к своим фикциям. Разоблачение фикций всегда задевает чьи-то интересы и чувства, поэтому всегда проходит с конфликтами либо не проходит вообще. 7. Если в обществе сходят на нет какие-то фикции, то по преиму- ществу в результате замены их на другие фикции, а не адекватные представления. 8. Как правило, общество, защищает свои фикции, а если перестаёт их защищать, то разваливается. Но иногда оно разваливается из-за того, что своевременно не обновляет фикций или не отказывается от них вовсе. 9. Можно навязывать обществу адекватные представления, но псевдо- интеллектуалы и недобросовестные интеллектуалы со временем пере- толковывают эти представления таким образом, что они становятся тоже фикциями. 10. Переход к социальному устройству, при котором люди руководст- вуются в основном адекватными представлениями, а не фикциями, -- важнейшая задача современности, без решения которой человечество способно двигаться только к самоуничтожению. Всё это к тому, что выдающийся из выдающихся -- Леонардо да Винчи -- образ по большей части фиктивный, продукт коллективных усилий нескольких поколений тружеников некритической мысли. Если этот образ широко востребован, значит, он удовлетворяет социаль- ную потребность в образах подобного типа. И лучше не бороться с образом, а разбираться в том, почему за него так держатся. Лео- нардо -- далеко не худшая из популярных личностей даже по своим действительным качествам и достижениям, а наоборот, в числе лучших, но всё-таки не та фигура, которую можно подносить людям, не делая никаких замечаний о её недостатках. Кстати, Джорджо Вазари был в этом отношении куда здравее нынешних "давинчистов". Широкая популярность Леонардо объясняется не столько его дости- жениями как художника, инженера, исследователя и пр., сколько на- глядностью его "результатов" (смотреть рисунки легче, чем вникать в тексты), а также его разносторонностью (которая на самом деле разбросанность), поверхностностью, недосказанностью, претенциоз- ностью и мутностью. Он -- любимый "аргумент" и "объект исследова- ния" для обожателей всяких квазиисторических тайн и загадок, то есть, для людей, которые, пользуясь слабостями человеческой пси- хики, частью сами охмуряются псевдоинформацией, частью зарабаты- вают на охмурении других. Леонардо отчасти именно потому и оставил после себя огромное количество проектов, что тратить время на реализацию хотя бы одного из них ему не пришлось. И отчасти потому же его проекты отличаются размашистостью: опыт борьбы с техническими проблемами реализации, на которые обрекает размашистость, у Леонардо отсут- ствовал, а были только тёплые слова о важности опыта. Если бы был и опыт, он бы значительно "приземлил" этого знаменитого фантазёра. Нарисованные мосты никогда не обрушаются. Если человек 30 лет рисует проекты, но ни один из них не реализуется, впору впадать в депрессию и/или что-то в себе менять. А поскольку Леонардо не впадал и не менял (если судить по его биографиям и личным запи- сям), значит, либо это было ему безразлично (нарушенность целепо- лагания), либо более-менее его устраивало. Положение у Леонардо было/есть, как у нынешних "кутюрье": одни люди проектируют одеж- ду, носимую десятками тысяч или даже миллионами, но остаются безвестными, другие оригинальничают со своими извращениями на подиумах, и общество лебезит перед ними ними как перед великими благодетелями. Феномен "Леонардо да Винчи" в современной культуре -- это не более, чем проявление могучей тяги людей к великому и прекрасно- му. Но реальность сильно подводит их: на самом деле мир много серее и скучнее, чем некоторые хотели бы его видеть, и не бывает в нём универсальных гениев с огромной силой мысли, пришельцев из будущего, вторжений инопланетян, страшных тайн огромного значе- ния, Великих посвящённых, всемирных заговоров, могучих тайных обществ, равно как и героев, спасающих человечество. Разве что провидцы встречаются, но очень слабенькие, да и те -- чрезвычайно редко. * * * Леонардо как организатор пиров и развлечений. Возможно, в этом ключ к пониманию его "инженерства": его суперпроекты, наверное, проходили в качестве интеллектуальной приправы для гостей с пре- тензиями. Какой-нибудь герцог на третьем часу пиршества объявлял благородному сборищу: "А сейчас наш мастер Леонардо расскажет нам о маршах подводных армий, о машущем полёте людей как деле ближай- шего будущего и о проекте гигантского моста через Золотой Рог, вызвавшем немалый интерес у турецкого султана. Просим вас, Леонардо!" * * * Можно представить себе, что случилось бы, если бы Леонардо на- шёл себе в напарники человека более практичного и вдвоём они уло- мали какого-нибудь Лодовико Моро на научно-техническую революцию. Тогда в Милане по гениальному наброску Леонардо был бы выстроен роскошный комплекс "Мастерские Леонардо да Винчи", а в его составе бы имелись: мастерская военных машин; мастерская летательных аппаратов; мастерская морских усовершенствований (с бассейном); мастерская комнатных и кухонных устройств; мастерская крепостного, жилищного и храмового строительства; мастерская станков и инструментов; мастерская всего прочего. Леонардо генерировал бы свои сверхценные наблюдения и гениаль- ные наброски, а таланты второго эшелона, собранные со всей ренес- сансной Европы, подхватывали бы всё это, дополняли, уточняли и пытались воплотить. Не исключено, что такой подход сработал бы, и тогда мир сегодня выглядел бы существенно иначе. Пикантное здесь то, что аналогичный большой проект комплексного инженерного прорыва был возможен в любую эпоху -- и даже возможен в нынешнюю. Что касается нынешней эпохи, то ей очень подошёл бы (а точнее выражаясь, просто необходим) прорыв в направлении "минимализм + безопасность". * * * Об изобретательстве после Леонардо. История знала таких тита- нов, как, к примеру, Томас Альва Эдисон (1847-1931) и Никола Тесла (1856-1943). Но вообще говоря, современное устройство искусственного человеческого мира -- продукт усилий десятков ты- сяч умов, и даже самые выдающиеся из этих умов отличились только немногими вещами в огромной массе существующих. В советское время изобретателю платили 50 рублей за получение авторского свидетельства -- независимо от характера изобретения и помимо доходов от его внедрения. Зарплата ведущего инженера в 1980-х гг. составляла около 200 рублей, поэтому изобретательство было выгодным приработком. Советских изобретателей можно было разделить на три категории: 1) на тех, кто профессионально занимались опытно-конструкторскими разработками и попутно патентовали некоторые свои реализуемые решения; 2) на тех, кто мечтали о славе, как у Эдисона, и изобретали что-то особо новое вне связи со своей основной работой; 3) на тех, кто старались больше ради денег и зарабатывали на формальной новизне; у таких были два продуктивных приёма a) вносить небольшие изменения в чужие изобретения; b) оформ- лять заявку не на все изменения сразу, а добавлять изменения одно за другим и на каждое добавление -- отдельную заявку. В настоящее время, к примеру, в России уже изобретатель должнен платить государству за рассмотрение своей заявки. Иначе говоря, если в СССР изобретательство было средством выдуривания граждана- ми денег у государства, то теперь это -- средство выдуривания де- нег государством у граждан: хочешь солидности и славы -- плати. Платить надо по прейскуранту много за что, и у патентного ведомства есть соблазн почаще отфутболивать заявки на доработку, так что "успех" вполне может вылиться изобретателю не в 50-100 долларов, а в много более крупную сумму. Значительная часть изобретений остаётся невостребованной -- по следующим причинам: 1) внедряются альтернативные изобретения; 2) из-за изменений в других вещах потребность в изобретениях отпадает до того, как их успевают внедрить; 3) есть сложности в производстве или в применении изделий на основе изобретений, и необходимо ждать усовершенствований в других вещах; 4) полезность изобретений не очевидная, не отвечающая расхожим представлениям о полезном, из-за чего трудно или невозможно убедить людей в том, что такие-то изобретения им нужны; 5) не отработали своего срока уже внедрённые изделия, замена которых предполагается (а когда изделия отработают, может вступить в действие причина 2); 6) не отработали своего срока технологические линии, производящие изделия, замена которых предполагается (а когда линии отрабо- тают, может вступить в действие причина 2). Стать в наше время "вторым Леонардо" чрезвычайно затруднительно -- по причинам отнюдь не творческого характера. Сложность не в том, что "всё уже придумали", а в другом. Если публиковать техни- ческие идеи без патентования, их запатентуют другие (слегка "раз- вив"). А если стараться патентовать, то, во-первых, изнуришься на составлении заявок, во-вторых, сильно потратишься, в третьих, твои патенты при случае всё равно будут обойдены посредством небольших изменений или просто проигнорированы. Можно поискать, правда, выход в том, чтобы настолько сильно "опережать своё время", что никого твои предложения в практическом отношении не заинтересуют, но и в этом случае, если ничего не публиковать, вряд ли кто-то узнает о твоих "достижениях" (даже при условии, что ты тоже нарисуешь что-нибудь уровня "Джоконды"), а если публиковать, то вполне возможно, что тебя оберут литературно более ловкие "провидцы", которые тратят усилия на обеспечение материалу не качественного содержания, а формальной сенсационнос- ти сообразно порченным вкусам малодумающего большинства. (Кстати, гигантский успех Леонардо-художника, имеющий место в настоящее время, в значительной степени случаен. Начал складываться он с того, что Наполеон I повесил именно "Джоконду" в своей спальне. Это говорит, конечно, о хорошем вкусе Наполеона, но под его вкус наверняка подходили и картины других художников.) Современное техническое развитие может идти двумя путями: 1) инерционно: путём добавления новых элементов в сложившуюся техническую среду и частичной замены старых; 2) революционно: путём переустройства технической среды по новым принципам. Первый путь в настоящее время ведёт к глобальной катастрофе природопользования. Надо бы попробовать второй, но для этого нужны умы с замахом типа леонардова, но более систематичные, а нынешняя "прогрессивная" эпоха воспринимает такие умы не добро- желательнее, чем эпоха Леонардо воспринимала технического мечтателя Леонардо. * * * Джорджо Вазари, биограф Леонардо да Винчи, смотрится более ос- новательным и более симпатичным человеком, чем его "биографант". Вазари -- художник, после которого сохранился ряд картин; архитектор, после которого остались здания, писатель, после которого всё ещё читают его знаменитую книгу. Из статьи "Джорджо Вазари" болгарского отдельного издания его очерка о Леонардо: "Среди дошедших до нас произведений Вазари особенно значитель- ны его стенные росписи во дворце Синьории во Флоренции и в Римс- кой канцелярии, множество живописных работ с аллегорическим и религиозным сюжетом и, разумеется, прежде всего, архитектурное решение улици Уфици во Флоренции, которая связывает общественный центр города с набережной улицей на реке Арно. Бесспорный успех Вазари-архитектора в этом решении оставил после себя глубокий след в дальнейшем развитии всей европейской архитектуры и, прежде всего, градоустройства. Поэтому так удивительно и достойно уваже- ния начинание, которое взял на себя этот художник во имя будущего совершенствования итальянского искусства. Это отняло у него годы творческой жизни и необъятную массу энергии, но сделало его зна- менитым в веках, поскольку заложило основу целого направления гуманитарных наук в Европе." (стр. 107-108) "Благодаря силе этих его талантов в основу истории искусства лёг капитальный труд, который с той поры, как был создан, неиз- менно является настольной книгой всех исследователей итальянского Возрождения, всех искателей документов и фактов, всех поклонников итальянской художественной прозы времени Высокого Ренессанса." (стр. 109) Между тем Вазари даже не попал в "Малую советскую энциклопедию" 1930 года! А почему? Да потому лишь, что его заслонил им же по- рождённый -- от избытка душевной щедрости -- миф о величайшем из величайших, о Леонардо да Винчи. Такие вот вещи случаются иногда из-за неосторожных похвал. * * * Через неделю после того, как первая версия этой статьи была написана и выставлена в интернет, довелось случайно посмотреть по каналу "National Geographic" фильм о Леонардо да Винчи, и в фильме как раз разоблачался миф о многочисленных изобретениях Леонардо. Получается, я ломился в почти уже открытую дверь. В фильме рассказали о том, что Леонардо да Винчи был не единственным и даже не первым, кто в те времена занимался тех- ническим фантазированием и оставил после себя всякие рисунки невиданных приспособлений. Были названы в качестве примеров Мариано Таккола и Франческо ди Джорджо. Мариано Таккола (Mariano di Jacopo detto il Taccola) (1382- 1453) -- итальянский художник, инженер, администратор. Автор технических трактатов "De ingeneis" и "De machinis", в которых имеются рисунки различных машин и механизмов, снабжённые комментариями.
Возврат на главную страницу