Omne malum ex urbe. Все зло -- из города.
Города -- пучина для человеческого рода.
В несколько поколений расы погибают или
вырождаются; им нужно обновление, а это
обновление дает всегда деревня.
Жан Жак Руссо. "Эмиль, или О воспитании".
В градостроительных нормах следует различать то, что является
рациональным (полезным), и то, что является традиционным, при-
вычным (но полезным далеко не всегда). Существующие в настоящее
время эстетические предпочтения в архитектуре обусловлены в зна-
чительной степени традицией, а не врожденными особенностями
человеческого восприятия, и расставание с этими предпочтениями
не есть обезображение городской среды.
Под компактным городом (или городом-зданием) здесь понимается,
просто говоря, такой город, в котором дома расположены на близ-
ком расстоянии и местами соединяются, так что можно пройти из
одного края города в другой, не выходя ни разу из-под крыши.
У архитекторов-футурологов идея города-здания используется
часто. Как правило, предлагаются сложные и по нынешним меркам
слишком дорогостоящие сооружения, демонстрирующие возможности
авторской фантазии и воплощающие мечту человечества об изобилии.
В противоположность этому, в данной книге имеется в виду
такой проект города, который не только реализуем при нынешних
технологиях строительства, но еще и выгоден.
Концепция компактного города поворачивается своими преимущест-
вами, если обдумывать ее не летним солнечным днем в тенистом
дворике, а к примеру, в гололед или в метель во время долгого
ожидания автобуса на остановке.
Идея компактного города впервые была предложена, по-видимому,
в книге Дж. Данцига и Т. Саати "Компактный город: проект органи-
зации городской среды" (русское издание в 1977 г.).
Данциг, Саати (стр. 5): "Если мы будем продолжать расширять
наши города или реконструировать их прежними методами, нам не
удастся выйти из многочисленных кризисов, характерных для сов-
ременных городов. Среди них, прежде всего следует назвать энер-
гетический кризис, рост трущоб, перенаселенность и загрязнение
среды." (стр. 8): "Города должны быть организованы так, чтобы,
во-первых, обеспечить более эффективное использование третьего
измерения (вертикальное пространство) и, во-вторых, временного
измерения (круглосуточное использование всех городских служб)."
"Мы убеждены, что возможно создать пространственный город с низ-
кой плотностью населения, значительно более удобный для жителей,
более безопасный для детей и при этом более дешевый, чем сегод-
няшние города. Этот город одновременно значительно меньше будет
нарушать экосистему и существенно сократит использование естест-
венных ресурсов. Даже природа будет гораздо доступнее жителям
компактного города, чем сегодняшним горожанам." (стр. 12): "Чем
больше разрастается город, тем большее расстояние разделяет
жилую, деловую, торговую и рекреационную зоны, и тем большее
количество энергии нужно для перевозки людей грузов из одной
зоны в другую -- соответственно тем больше загрязняется среда."
Джейн Джекобс (в книге "Жизнь и смерть великих городов
Америки", цит. по Данцигу, Саати, стр. 28): в современном городе
свободное пространство стало объектом слепого поклонения. "Спро-
сите любого планировщика, чем проектируемый им микрорайон улучшит
старый город? В ответ он сошлется на некую самодостаточную цен-
ность -- свободное пространство ... Свободное пространство для
чего? Для грабителей? Для унылых пустот между домами?" (стр. 29):
"Американские городские центры разрушаются... последовательной
политикой разделения мест труда и отдыха, по недоразумению счи-
тающейся основой грамотного планирования."
Достоинства компактного города следующие:
1. Для размещения такого города требуется мало места.
2. Сокращается потребность в транспорте, уменьшается длина
водопровода и других коммуникаций.
3. Меньше тратится электрической энергии на уличное освещение.
4. Сокращаются затраты на отопление.
5. Строения оказываются лучше защищенными от разрушительного
воздействия климата.
6. Удешевляется строительство.
7. Облегчается поддержание чистоты в среде обитания.
Какие могут быть выдвинуты возражения против города-здания?
Рассмотрим их и попробуем опровергнуть.
1. Будет недостаток естественного освещения.
Но половину суток этого освещения все равно нет. Кроме
того, некоторые занятия вообще предполагают затемнение:
например, сон, смотрение телевизора. Существенная экономия
на отоплении позволит использовать освободившуюся энергию
для полноценного искусственного освещения.
2. Будет труднее исправлять последствия аварий, диверсий,
бомбардировок и стихийных бедствий.
Но компактный город легче защитить от землетрясений,
наводнений, вторжений и т. д. К тому же, использование особо
укрепленного первого этажа делает возможным доступ в любой
район города даже при очень больших повреждениях верхних
уровней.
3. Будет затруднена борьба с пожарами.
Но отказ от строительства высотных зданий облегчит эвакуацию
людей из горящих строений, подачу воды для тушения, а снижение
потребности в промышленности и транспорте уменьшит количество
горючих веществ в городах. Кроме того, можно сократить исполь-
зование горючих материалов в отделке и оборудовании помещений.
4. Люди будут мешать друг другу шумом и вообще присутствием.
Но в компактном городе существенно снизится потребность
в передвижениях, а сэкономленные строительные материалы
позволят делать улучшенную звукоизоляцию.
5. Будет труднее ремонтировать и модернизировать город:
останется меньше места для работы строительной техники, для
дополнительных сооружений и коммуникаций.
Но модернизации города можно существенно облегчить, если
предусмотреть их возможность еще на стадии его проектирова-
ния. В частности, каналы для коммуникаций (трубопроводов,
кабелей и т. д.) делать достаточно широкими и доступными, пе-
регородки -- легко удаляемыми. Кроме того, лучшая защищен-
ность города от разрушительных климатических факторов сущест-
венно уменьшит потребность в ремонтах. Внутри города-здания
можно использовать особую строительную технику: компактную,
малошумящую, не выделяющую в воздух вредных газов.
6. Отсутствие парков и газонов удалит человека от природы. Чтобы
увидеть живое дерево, придется ехать из города.
Но в том-то и дело, что не ехать, а идти пешком, поскольку
граница города приблизится. Кроме того, уменьшится потребность
людей в эпизодическом бегстве из города в природную среду, а
окружающая город природа будет меньше повреждаться отравленной
атмосферой цивилизации. Парки же разрывают город на части и
тем самым добавляют работу транспорту.
7. Постоянное созерцание ограниченного пространства вредно
влияет на психику.
Но во время просмотра телевизора, лежания в ванне и т. д.
человек воспринимает ограниченное пространство вокруг себя
так или иначе. А во время сна он вообще ничего не видит.
Клаустрофобия поборников нынешних градостроительных предрас-
судков является, по видимому, отчасти защитным инстинктом,
отчасти всего лишь проявлением привычки.
В компактном городе любители простора смогут на полчаса
в день подниматься на крышу и без всяких помех наслаждаться
им за счет времени, сэкономленного на переездах. Или же эпи-
зодически и без больших затруднений выбираться "на природу".
Суть города -- в концентрации людей, предприятий, ресурсов
и пр. Концентрация жизнедеятельности в городах обеспечивает
людям свободу выбора работы, развлечений, друзей, учебных
заведений и т. п. Чем плотнее город, тем больше такая свобода,
тем шире возможности индивидуального и социального развития.
Получается, компактный город предоставляет для такого развития
наибольшие возможности.
Компактный город может представлять собой единый массив или
быть разделенным на несколько компактных автономных районов,
удаленных один от другого на несколько километров и соединенных
скоростным транспортом:
------- -------
¦ ¦=====¦ ¦
------- -------
¦ ¦
¦ ¦
------- ------- -------
¦ ¦===¦ ¦===¦ ¦
------- ------- -------
Возможен промежуточный принцип планировки города -- между
нынешним городом отдельных зданий и городом-зданием: каждый
квартал строится как интегрированное здание. Пешеходные пути
помещаются внутри кварталов-зданий, а между кварталами имеются
мосты-переходы.
Количество этажей в городе-здании может быть 3..6. Перекрытие
верхнего этажа может иметь окна или быть полностью прозрачным.
Нижний этаж можно делать особо укрепленным и отводить для
коммуникаций и складов. Одна из его функций -- обеспечивать
выживание при землетрясении, бомбардировке и т. д.
В вертикальном разрезе город может выглядеть примерно так:
-------------------------------
: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ :
:==+=====+=====+=====+=====+==:
: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ :
:==+=====+=====+=====+=====+==:
: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ :
:-----------------------------:
:-- ----- ----- ----- ----- --:
: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ :
: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ :
------------------------------------------
Для использования дневного света возможно сооружение
световодов в "толще" города.
Есть два варианта световодов:
1. Узкие световоды -- шахты:
вид сверху: вертикальный разрез:
.............................
¦ | | | : ======--===--===--======
¦--------+------+------+----: : ¦ ¦ ¦ ¦ :
¦ | | | : :==+======¦ ¦======+==:
¦ | | | : : ¦ ¦ ¦ ¦ :
¦--------| | |----: :==+======+--+======+==:
¦ |--------+--------| : : ¦ ¦ ¦ ¦ :
¦ | | | : :==¦======¦==¦======¦==:
¦ | | | : :----- ----- ----- ----:
¦---------------------------: :¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ :
2. Широкие световоды-- внутренние дворики:
вид сверху: вертикальный разрез:
----------+---------+--: ======---===-------====
¦ | | : : ¦ ¦ ¦ :
¦ | | : :==+=======¦ ¦==:
¦-------------------+--: : ¦ ¦ ¦ :
¦ ¦ ¦ | : :==+=======+-------+==:
¦ ¦ ¦ | : : ¦ ¦ ¦ :
¦-------------------+--: :==¦=======¦=======¦==:
¦ | | : -----------------------
¦ | | : ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
------------------------
Интегрирование зданий в старых городских районах может
производиться следующими способами:
1. Крыша над промежутком между домами:
------ ------ -------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ===> ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------- ---------------------
2. Одноэтажное строение в промежутке между многоэтажными
домами:
------ ------ ------ ------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ===> ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------- ---------------------
3. Здание, приподнятое над улицей:
--------
¦ ¦
--------
¦¦ ¦¦ ¦¦
----------
4. Здание поперек промежутка между двумя строениями (в том числе,
поперек улицы):
------ ------ --------------------
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ==> ¦ ¦ ¦ ¦
---------------------- --------------------------
На главную страницу