Земун как прародина политического сионизма
Александр Бурьяк

Земун как прародина политического сионизма

На главную страницу
Земун, -- ныне район Белграда, а прежде самостоятельный город, причём даже другой страны (Австро-Венгрии). Холм над Дунаем, обусловивший появление Земуна, был заселён ещё в дикие времена. В античную эпоху на месте Земуна было поселение Таурунум. Основано оно было фракийцами. В III веке до н. э. его заняли кельты, в I веке до н. э. -- римляне. Потом Земун... был византийским, гепидским, болгарским; в 1127 стал венгерским; в 1521 был занят турками; в 1717 был занят Габсбургами; с 1881 находился в составе Хорватии, бывшей частью королевства Венгрия, бывшего частью государства Австро-Венгрия; с 1918 перешёл в состав Сербии; с 1934 стал районом Белграда; с 1941 по 1945 пребывал в составе Независимого государства Хорватия; с 1945 снова часть Белграда. Кладбище в Земуне размещается на том самом холме, на котором находятся остатки замка Гардош. Кладбище весьма добротное, с большим количеством надгробий конца XIX века. На кладбище имеет- ся, среди прочего, еврейский участок в очень хорошем состоянии, отреставрированный явно с любовью. Он примечателен тем, что на нём имеются могилы деда и бабки Теодора Герцля -- того самого (1860-1904), автора книги "Еврейское государство" и основателя политического сионизма. Еврейское кладбище в Земуне. Присмотримся к изображению "растопырки" из пальцев двух ладоней в верхней части надгробия: это "биркат-коханим", "благославение кохенов".
Еврейское кладбище в Земуне
Надгробие бабушки Теодора Герцля -- Ривки Герцль (1798-1888) -- на еврейском кладбище в Земуне. Обратим внимание на изображение плакучей ивы в верхней части надгробия.
Надгробие бабушки Теодора Герцля
"В еврейских катакомбах в Риме на надгробиях (закрывающих ниши) вместе с надписями часто встречаются изображения меноры, свитка Торы, лулава и этрога, ножа для обряда обрезания, плода граната и т. д., однако на некоторых саркофагах римские классические (языческие) мотивы сочетаются с еврейскими символами (например, менора, поддерживаемая ангелоподобными фигурами в античном стиле; 4 в.)." "На одном из еврейских надгробий 2-5 вв. близ г. Мцхета (Грузия) имеются изображения сосуда для елея, чаши, хлеба, пальмовой ветви - комплект предметов, связанных с храмовой службой (видимо, моги- ла левита)." "...на Таманском полуострове на надгробиях, относимых к 8-9 вв., на лицевой стороне выбиты менора, жезл Аарона, шофар, а на оборотной обнаружены нееврейские племенные знаки тюркских кочев- ников; предполагается, что это могилы хазар-иудеев." "Средневековые надгробия, сохранившиеся в Европе (Испания, Италия), предельно скромны, на них нет даже простого орнамента и лишь изредка встречается грубо выгравированная менора (свидетель- ство принадлежности к еврейству и символ вечного света)." "В эпоху Ренессанса сефардские надгробия в Европе (за исключе- нием Лондона), а также на Кюрасао, отличались пышностью, украша- лись барельефами на сюжеты, связанные с библейским героем, имя которого носил усопший, увенчивались семейными гербами и даже рыцарскими шлемами и доспехами (у потомков марранов), в то время как в Северной Африке и на Востоке надгробия продолжали оставать- ся традиционно скромными. На ашкеназских надгробиях даже аллего- рические фигуры были чрезвычайно редки, но часто использовались символы, отражавшие религиозный и общественный статус умершего, его профессию, личные достоинства и т. д. Выработался лаконичный язык символов, указывающих на принадлежность могилы: кисти рук в традиционном благословляющем жесте (см. Биркат-коханим) - могила кохена; древние музыкальные инструменты или кувшин - могила левита; руки над зажженными свечами или горящие свечи в субботних подсвечниках (см. Каббалат Шаббат) - могила женщины; стадо без пастуха, открытая книга или несколько корешков книг с названиями - могила раввина или автора религиозных сочинений; гусиное перо (отдельно или в руке) - переписчика священных текстов; ножницы - портного; цепочка или другие украшения - ювелира; коробка или кружка для сбора пожертвований, рука, подающая милостыню, указывали на щедрость покойного или на то, что он был габбай-цдака (см. Габбай), и т. д. Изображения животных служили обозначением личных имен: лев - Лейб (Арье) или Иехуда; олень - Хирш (Цви), голубь - Иона, рыба - Фишл, птица - Фейга (Циппора) и т. д. Даже сама смерть обозначалась определенной символикой: разбитые сосуд или лодка, надломленная свеча, перевернутый погасший светильник, упавшая корона, рука, сломавшая ветвь (только на надгробиях женщин; количество плодов на ветви указывало на число детей умершей; на девичьих надгробиях число цветков соответствовало прожитым годам), и т. д. В Центральной и Восточной Европе развился своеобразный стиль орнамента с использованием растительных и зооморфных мотивов, особенно в рамке вокруг эпитафии. Но и сама эпитафия, благодаря эмоционально-выразительному начертанию еврейских букв и варьированию их ширины часто становилась основным декоративным элементом надгробия. Изображение на надгробии маген-Давида как символа иудаизма получило широкое распространение лишь в 19 в. До этого шестиконечная звезда (за редкими исключениями, например, в Таранто, Южная Италия, около 3 в., в Бордо, 1736 г.) на надгробиях не встречалась." О "биркат-коханим" ("благославении кохенов"): "В Израиле принято в настоящее время в большинстве конгрегаций проводить обряд биркат-коханим ежедневно." "Соблюдается следующий общий порядок совершения этого ритуала: после повторного чтения вслух третьей бенедикции Амиды ведущим молитву кохены подготавливаются к благословению, снимают башмаки и совершают омовение рук с помощью левитов (см. Леви). Если среди молящихся нет левитов, омовение совершается с помощью членов кон- грегации, являющихся первенцами в своих семьях; если не оказыва- ется и таковых, кохены совершают омовение сами. После этого они восходят на возвышение перед синагогальным ковчегом и становятся лицом к нему. Затем ведущий читает молитву: 'Боже наш и Боже от- цов наших! Благослови нас трехкратным благословением, написанным в Торе рукою Моисея, раба Твоего, произносимым устами Аарона и сынов его, кохенов'. " "При упоминании слова 'кохенов' кохены обращаются лицом к молящимся и покрывают таллитом голову и руки, протянутые вперед на уровне плеч; ладони их обращены вперед, большие пальцы касаются друг друга, а указательный и средний пальцы на каждой руке сдвинуты вместе и держатся отдельно от безымянного пальца и мизинца, также сдвинутых вместе. Затем кохены произносят особое благословение, предваряющее биркат-коханим, после чего громко повторяют за ведущим молитву, произнося отдельно каждое слово формулы биркат-коханим. В соответствии с устоявшейся традицией, молящиеся не смотрят на кохенов во время произнесения ими благословения." "Специфическая фигура, образуемая ладонями кохена во время обряда, стала своего рода эмблемой кохенов и часто встречается на их надгробиях."

Возврат на главную страницу