Бог и война.
Александр Бурьяк

Человеческое, сверхчеловеческое, Христос и война.

Первое, что торопится сделать любой народ-страдалец, едва очу- хавшись от своих мук, -- это устроить кровавую гадость какому- нибудь другому народу (не всегда тому самому, который устраивал такую гадость ему). Поэтому если дурацкая социальная роль не обязывает играть спек- такль сочувствия жертвам войны, то нет смысла особо жалеть разма- зывающих кровавые сопли по зарыданным физиономиям и выставляющих трупики своих детей: эти же самые мученики при случае заставят каких-то других мучеников пускать кровавые сопли и т. д. (а то и уже заставляли чуть ранее, а теперь страдают от мщения). Если они не поучаствуют в "зверствах" самолично, так хотя бы окажут моральную и прочую поддержку тем, кто будут "зверствовать" за них. Это проверено неоднократно. У большинства жертв никакого устойчивого просветления от их страданий не случается, а случает- ся лишь ответая "ярость благородная", хотя, может быть, и не сразу. Поэтому чем дольше они промучаются, тем больше отдохнут от ужасов их собственные будущие жертвы, только и всего. Христос, вроде, пытался прервать эту бесконечную взаимную души- ловку, но люди его в большинстве своём не поняли. А Христос не понял, в свою очередь, что людей располагает к взаимному мучи- тельству сама их природа и что отнимать у них возможность выса- живать "око за око, зуб за зуб" значит лишать их того, что им очень нужно ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ и без чего они СТРАДАЮТ по внутриорга- низменным причинам. Особо жестоких народов, наверное, нет. Все народы при случае "зверствуют". Если кто-то из них в текущий период "зверствует" несколько меньше других, это имеет место не из-за слабости у него соответствующих инстинктов, а лишь из-за того, что в текущий период он худо-бедно умиротворяется социальной организацией, во главе которой волей случая оказались люди из той немногочисленной категории, которая в состоянии сдерживать себя, когда и хочется ударить, и есть возможность сделать это якобы безнаказанно (на самом деле хотя бы косвенно, но придётся за всё такое расплачи- ваться, и указанная категория людей это понимает и учитывает). И кстати, почему "зверства", если ими стабильно и широко зани- маются ЛЮДИ? Человеческие инстинкты, располагающие к тому, чтобы ненавидеть, мучить и убивать других -- это не рудименты и не атавизмы, а нормальный, актуальный и -- в обществе дураков, упра- вляемом полусумасшедшими, -- незаменимый компонент человеческой природы, при ослаблении проявлений которого это общество будет растерзано себе подобными обществами. Тот, кто способен не бить, когда очень даже можно и очень даже хочется, -- либо недоразвитый в части некоторых инстинктов, либо сверхчеловек, существо с несколько другими, чем у большинства людей, отношениями между интеллектом и эмоциональной сферой. Ясное дело -- мутант. Сверхчеловеков мало, они погоды ни в одном из современных обществ не делают. Зачастую им бывает даже опасно проявлять свою специфическую природу, потому что для распаливших- ся борцов за что-нибудь они -- враги. Людей, способность которых к самосдерживанию обусловлена разви- тием интеллекта и воли, надо отличать не только от тех, кто стра- дают недоразвитием агрессивной сферы, но также от тех, кто на "пацифизме" и "миротворчестве" что-то выгадывают: делают карьеру на чужой крови и/или прячутся за чужие спины. Различать их сложно. Различать, когда даже для успешно самосдерживающихся людей насту- пает необходимость драться, причём если и нет к этому непосредствен- ного принуждения, -- это тоже сложно. Вообще, человеческий мир устроен просто только в глазах дураков.

На главную страницу


Hosted by uCoz