Александр Бурьяк

Вупперталь -- город Энгельса и швебебана

bouriac@yahoo.com На главную страницу
Город Вупперталь (Wuppertal, а не Wupperthal; Wupperthal -- это в Южно-Африканской Республике) располагается в часе езды электричкой к северу от Кёльна в приятно-гористой местности. Его легальное население в 2008 году составляло 362 300 человек. "Большой Вупперталь" появился на свет в 1929 г в результате объединения шести городков, располагавшихся вдоль реки Вуппер (Wupper). Две главные достопримечательности Вупперталя -- это дом Фридриха Энгельса (Friedrich Engels) и швебебан (Schwebebahn), подвесная железная дорога над речкой Вуппер. Речка эта не то чтобы клоака, но великолепные фасады в неё что-то не смотрятся, хотя и могли бы. А ещё в Вуппертале имеется довольно представительный музей -- Von-der-Heydt-Museum -- с образцами европейской живописи и скульптуры от 16 века до наших дней. Вообще говоря, музей искусств есть чуть ли не в каждом немецком городе с населением более 20 000, но считается, что в вуппертальском музее довольно много шедевров. Похоже, у Вупперталя не было трудного средневекового прошлого: во всяком случае, приличный собор, остатки крепостных башен, раз- валины еврейских купален и т. п. мне обнаружить в Вуппертале не удалось. Архитектонику Вупперталя, как и большинства немецких городов, без упоминания англо-американских ковровых бомбардировок объяс- нить невозможно. * * * Швебебан -- немецкая причуда: подвесной трамвай, который дви- жется по рельсу, закреплённому над руслом реки, пересекающей весь город с востока на запад не то чтобы по прямой, но всё-таки не очень извилисто. Годы строительства швебебана -- 1898-1903. Проектировщик и руководитель работ -- Ойген Ланген (Eugen Langen). Швебебан проходит через ВСЕ ШЕСТЬ бывших городков, слившихся в "Большой Вупперталь", так что можно даже считать, что именно швебебан их объединению поспособствовал.
швебебан
Швебебан в Вуппертале. Район железнодорожного вокзала.
Из Википедии: "Вуппертальская подвесная дорога (нем. Wuppertaler Schwebebahn) -- один из видов общественного транспорта в городе Вуппертале, представляющий собой монорельсовую двухколейную подвесную систему на эстакадах, с 20 станциями, общей длиной 13,3 км, 10 километров путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров. Максимальная скорость поездов дороги - 60 км/ч. Дорога была построена в 1900 году и запущена в эксплуатацию в 1901 году. Официальное название дороги - нем. Einschienige Hangebahn System Eugen Langen (Монорельсовая подвесная дорога системы Ойгена Лангена)."
швебебан
Швебебан. Станция "Земельный суд" (Landsgericht). Дивная смесь функционализма и модерна.
Вуппертальский швебебан мало где повторим в принципе, поскольку мало где есть узкая речка, протекающая не слишком извилисто через весь город. Поэтому вуппертальский швебебан и является значитель- ной технической достопримечательностью, памятником могущества немецкой инженерной мысли конца XIX века. В Париже есть всемирно знаменитая Эйфелева башня, в небольшом Вуппертале -- малоизвест- ный, утилитарный (но не без декорума), сложный, симпатичный, экономически эффективный труженик-швебебан. Всякому городу для самоуважения его жителей и визитёров требуется какая-то положи- тельная особенность, лучше исторического характера и с большими размерами. Так вот, в Вуппертале она очень даже есть.
швебебан
Милый вуппертальский швебебанистый пейзаж. Слева -- памятники промышленной архитектуры, справа -- горы.
* * * Одна из архитектурных доминант Вупперталя -- здание бывшей ратуши (Rathaus), выстроенное 1895-1900 гг. в стиле "неоготика с элементами германского позднего ренессанса". В качестве ратуши использовалось до 1929 года -- до "объединения городов", породившего "большой Вупперталь". В дальнейшем называлось Verwaltungshaus. В 1943 г. в результате бомбардировки полностью выгорело внутри. Пострадал также фасад. В 1949-1952 гг. восстановлено. Высота башни 79,5 м.
Вупперталь
Вуппертальское барокко. Фонтан перед зданием бывшей ратуши -- вуппертальской неоготики.
* * * Турки в Вуппертале чувствуют себя не менее хорошо, чем в любом другом немецком городе. В самом деле, как можно им чувствовать себя плохо в Германии, если уже даже в автоматах по продаже билетов одна из языковых кнопочек -- турецкая. Она там на равных с английской, французской, итальянской кнопочками. А, скажем, русской кнопочки там нет. Ивритской тоже.
мечеть в Вуппертале
Турецкий закуток на одной из главных улиц Вупперталя: мечеть и культурный центр. Печальная reality наших дней.
* * * Если судить по обрывкам плакатов, на родине Энгельса действует какая-то турецкая социалистическая партия. Революционная. Чем это грозит собственно немецким трудящимся, пока не ясно. Но наверняка чем-то грозит.
турецкая партия в Германии
Турецкий политический плакат в Вуппертале. Лозунг: "..., класс, революция, социализм!"
* * * Лютеранская догматика вредно сказалась на внешности вупперталь- ских кирх: получилось что-то уж слишком экономное, так что даже не на чём остановить глаз. Про такую архитектуру вежливо говорят, что она ЛАКОНИЧНАЯ. Стиль многих из этих кирх очень похож на тот, в каком в Западной Беларуси до прихода Советской власти строили амбары. С такими храмами религиозность в народе не разовьёшь. Отсюда, наверное, отчасти и атеизм Энгельса, то есть дело было не только в разлагающем влиянии великих французских просветителей.
уличный туалет в Вуппертале
Домик на переднем плане -- уличный туалет в Вуппертале. В архитектурном отношении он гораздо интереснее видного из-за него лютеранского храма.
* * * Дом, в котором родился Фридрих Энгельс (1820-1895), выдающийся деятель международного коммунистического движения и т. д., выстроен в 1775 году. В настоящее время он входит в комплекс зданий, называемый "историческим центром города Вупперталя", посвящённым эпохе ранней индустриализации. Если выражаться точно, место рождения Энгельса -- городок Бармен, ставший районом Вупперталя только в 1929 году.
дом Фридриха Энгельса в Вуппертале
Дом Фридриха Энгельса в Вуппертале. На заднем плане -- бывшая текстильная фабрика Энгельсов, ныне музей. Энгельсы жили почти там же, где эксплуатировали трудящихся.
* * * Башня Бисмарка (Bisparckturm) в Вуппертале выстроена в 1907 г. на горе высотой 234 м на границе (и за деньги) двух городков -- Elberfeld и Barmen (оба в 1929 г. вошли в "большой Вупперталь") как выражение признательности местных патриотичных граждан великому сыну немецкого народа, канцлеру Германской империи Отто фон Бисмарку (1815-1898). Материал башни -- местный песчаник. Башня символизировала "единство и величие Германской империи". Считалось, что у башни очень германский вид. Соорудили её в центре Городского парка (Stadtpark), но парк впоследствии "вышел из моды" и несколько запустел. Запустение парка -- по-видимому, следствие развития телевидения.
башня Бисмарка в Вуппертале
Башня Бисмарка в Вуппертале.

Возврат на главную страницу