Abu-Dhabi (Абу-Даби),
Ajman (Аджман),
Dubai (Дубай),
Ras-al-Khaimah (Рас-эль-Хеймах),
Umm-al-Kuwain (Умм-эль-Кувэйн),
Fujairah (Фуджейра),
Sharja (Шарджа).
Эмиратская "великолепная семёрка": семь шейхов, правителей
эмиратов. Подозреваю, что название UAE (United Arab Emirates)
было выбрано по образцу USA (United States of America).
Эмиратский иконостас. Президент -- в середине ряда и продублирован с очками и лучезарной улыбкой.
ОАЭ -- это в определённом смысле страна без политики: без партий, выборов, парламентских дебатов, правительственных кризисов, уличных протестов и т. п. Политические свободы здесь отвергаются явно и честно, а не подменяются своими имитациями. Политическое устройство ОАЭ -- довольно-таки средневековое, и это доказывает, что в средневековости нет принципиальной порочно- сти, а есть только ненадлежащее применение её особенностей; что если средневековость и тормозит "прогресс", то не тем, что соста- вляет её основу, а чем-то другим -- преодолимым, необязательным. Разумеется, в материальном аспекте местного современного образа жизни эмиратское общество является в значительной степени подра- жательным, но всё же обратим внимание на то, что, в отличие от некоторых других обществ (не будем в них тыкать пальцем), подражает оно не всему подряд, а в основном лучшему, здравому, симпатичному. * * * Держать основную часть населения на положении гастарбайтеров -- это очень удобно (и это есть великая эмиратская социальная идея): чуть что -- выпих на историческую родину, так что получается минимум преступности, совершенная невозможность забастовок и вообще классовой борьбы. Выгода ИНОРАСОВОГО гастарбайтерства: есть очевидное различие и очевидная дистанция между пришлыми и местными, между плебсом и расой господ. Выпереть из страны арабского гастарбайтера (скажем, египтянина) много тяжелее для совести, чем, к примеру, выпереть индуса: араб может заявлять, что он В Аравии -- на своей самой что ни на есть исторической родине, а не в гостях. Иная (в основном индийская) цивилизационная принадлежность большинства гастарбайтеров облегчает сегрегацию приезжих и мест- ных, а это в сочетании с высокомерием "расы господ" минимизирует смешанные браки, то есть работает на защиту этнического много- образия в Заливе. Эх, сюда бы добавить германского влияния, а не американского! Тогда, думаю, небоскрёбов было бы поменьше, а железных дорог -- побольше. Небоскрёб -- не жизненная необходимость, а удовлетворе- ние потребности отличиться. * * * В Эмиратах очень редко видишь полицию. Даже возле самых-самых зданий типа министерств не маячит охрана, и даже камеры видеона- блюдения далеко не везде заметны. А ПОРЯДОК ДЕРЖИТСЯ. Здравый исламский порядок, который местами покрепче и поразумнее даже немецкого будет. И правители эмиратов здесь охраняются в основном не полицией и т. п., а мнением народным. * * * Тюрьмы в ОАЭ есть, но нет остроты в вопросе, что делать с ущер- бным "человеческим материалом": поскольку большинство жителей -- гастарбайтеры, то они прежде, чем попасть в страну, проходят некоторый отбор, а вдобавок если впоследствии станут слишком отклоняться от нормы в худшую сторону, то будут быстро и легко депортированы. С местными, родными приходится иногда няньчится, это да, но поскольку в стране нет бедности, наркомании, пьянства и т. п., то нет и почвы для производства ущербных индивидов. * * * Денежная единица ОАЭ -- дирхам (Dh или AED). Делится на 100 филсов. Официальный курс по отношению к доллару устойчив и в 2013 году был равен 3,66 Dh за доллар. Слово "дирхам" ("дирхем") -- арабизированная форма греческого слова "драхма". Дирхамы пришли в район Персидского залива с Александром Македонским и вот до сих пор сохранились. * * * У эмиратских шейхов развитое чувство долга: они для своих на- родов СТАРАЮТСЯ. Нынешние благословенные Эмираты -- результат руководительского подвига семи шейхских родов. В конце концов, заботиться о других -- это нормальное человеческое влечение, следовать которому приятно. В исламе оно поощряется. Обустроить Россию так, как обусторили Эмираты, не получается не потому, что в России мало нефти на душу населения и что у русских вообще "географическая обездоленность" (лживая идеологема от Ивана Солоневича), а потому что не хватает мозгов, воли, вкуса, ислама, конструктивной настроенности в менталитете. Если сущест- вует большая общественная проблема, то русские человеки думают не о том, как её решить, а о том, как убедительнее показать, что эта проблема -- не только у них; что не такая уж она большая; что ви- новаты в ней не русские, а "извечные враги России", "географичес- кая обездоленность" русского народа, большевики и т. п. Да, в Эмиратах обилие нефти, зато там дефицит пресной воды и плодородной почвы. Да, Эмираты не тратятся на зимнее отопление, зато они тратятся на летнее охлаждение. Да, в России -- ужасные расстояния, зато Эмираты целиком расположены у чёрта на куличках -- в удалении даже от арабских цивилизационных центров. Да, Рос- сия много и тяжело воевала, зато она столетиями могла осваивать свою территорию (строить дороги, мосты, дворцы и т. п.), тогда как эмираты стали отходить от бедуинского образа жизни только в середине XX века. Если бы СССР вместо участия в сверхдорогостоя- щей и абсурдной гонке вооружений гонялся за Соединёнными Штатами в обеспечении качества жизни, то сегодня и сам бы существовал, и люди жили бы в нём приблизительно так, как живут в ОАЭ. * * * Запасы нефти обеспечили стране первоначальный рывок, позволив- ший преодолеть некий порог, перейти в другое качество. * * * Устройство и качество искусственной среды в лучшей части ОАЭ -- приблизительно такое же, как в Германии (только с пальмами); в худшей части -- приблизительно такое же, как в Египте. * * * Персидский залив здесь фигурирует как просто Залив (the Galf): другого ведь поблизости нет, а тот, какой есть, -- огромен и весьма примечателен. В Эмиратах продаётся англоязычная газета "Galf News". "Страны Персидского залива" -- это особый мирок, объединяемый исламом, нефтью, морем и солнцем. Пока не нашлась нефть, здесь промышляли добычей жемчуга, рыбо- ловством, морскими перевозками и пиратством. Большие культурные центры (Багдад, Дамаск, Каир, Тебриз, Тегеран) располагались в большом удалении от этих мест. Великие города арабского мира, в которых развивались архитектура, литература, наука и пр., -- это Багдад, Дамаск и Каир. Ну, а теперь вот не так. * * * В городах ОАЭ и вблизи них много зелени, но она в основном держится на поливе. Вдоль дорог вне городов -- почти везде заборчики из проволоки, чтоб никто по чужой пустыне не шастал и там не гадил. * * * Светать здесь начинает около 06.00, темнеть -- около 18.00. Зимой продолжительность дня лишь незначительно короче, чем летом. Это к тому, что возможность фотографировать заканчивается рано. * * * ОАЭ -- к сожалению, страна, формленная под легковые автомобили, а не под пешеходов или, скажем, под всадников на верблюдах. Здесь даже переходы через улицы мало где обозначены (зато принято пере- бегать проезжую часть, где хочется и получается; правда, этим не злоупотребляют; водители автомобилей стараются перебегающих не давить). Если называть вещи своими именами, то общественный транспорт в ОАЭ недоразвит. Эту печальную ситуацию можно объяснить следующим образом: у всех аборигенов есть собственные автомобили, гастар- байтерам нечего шастать по городам, а туристы в большинстве своём слишком ленивые, пугливые и лингвистически недоразвитые, чтобы ездить самостоятельно автобусами и поездами. Итого получается, что мощный общественный транспорт в ОАЭ не нужен. Но шильдить остановки и вывешивать расписания и схемы маршрутов всё же надо более основательно, а то есть трудности с использованием даже того общественного транспорта, какой есть. В ОАЭ также налицо серьёзная настроенность против велосипедис- тов. Их здесь очень мало, и при некоторых променадах есть шильды, предупреждающие, что запрещён въезд на велосипедах и прочих без- моторных средствах, кроме детских и инвалидных колясок. А ещё НИКАКИХ ТУТ ВАМ СРАНЫХ ГРЕМУЧИХ СКЕЙТБОРДИСТОВ, виляющих задница- ми. Мерзкие скейтборды, наверное, ещё в аэропортах опечатываются или конфискуются. * * * В ОАЭ складывается впечатление о недогруженности большей части страны туристами: многие туристические места малолюдны, продавцы в торговых центрах скучают в ожидании покупателей. * * * Дешёвый шоппинг в ОАЭ (типа: штаны за 7$) очень даже возможен, но надо быть бдительным, потому что бывает брак (кривые швы, за- штопанные дырки и т. п.). * * * Эмиратские государственные служащие в своей клсссической арабской одежде -- белые, как ангелы, и двигаются соответственно, с неспешным достоинством. Вот только вместо нимбов у них -- чёрные верёвочки на головах. Традиционное распределение цветов в одежде у арабов такое: мужчины -- в белом, женщины -- в чёрном. Арабские мужчины одева- ются в белое, чтоб меньше потеть (уж кому, как не арабам, знать, что чёрное нагревается на солнце значительно больше, чем белое?). А с какой стати арабские женщины одеваются в чёрное -- доподлинно не известно. Почему цвета распределились между полами так, а не иначе, -- и зачем они распределились вообще -- современные арабы уже не знают. И в Священном Коране по этому поводу ничего не сказано. Предположения высказываются разные: 1) потому что чёрная ткань когда-то была дешевле белой; 2) чтобы лучше отличать мужчин от женщин; 3) из уважения к Каабе (она чёрная!); И т. д. * * * Икаль -- "замок": обруч на голове (араба), надеваемый поверх платка -- куфии. По происхождению -- верёвка, которой привязывали на ночь верблюда. Получается минимализм по-арабски: днём верёвкой закрепляли куфию, чтоб ветер не сдул, ночью -- верблюда, чтоб не сбежал. * * * О том, почему арабы района Персидского залива очень не любят, когда приезжающие инородцы напяливают на себя арабскую одежду. Потому что со стороны инородцев это есть присвоение знака принад- лежности к местной высшей расе. Если, скажем, араб приезжает в Шотландию и оборачивается там в килт, это всего лишь забавно. Если же шотландец приезжает в ОАЭ и наряжается там в белые прос- тыни, он нарушает важное правило, обеспечивающее видимые признаки классовых различий, то есть, присваивает чужую привилегию и этим где-то даже подрывает местное социальное устройство. * * * Полагаю, эмиратцы -- люди малочитающие. Они скорее писатели, а не читатели: в так называемых книжных магазинах у них мало-мало книжек, зато много писчих принадлежностей. Типичные книжки в этих магазинах: англо-тамильский словарь, учебник арабского на хинди и т. п. Качество печати зачастую жуткое, если книга из какой-нибудь Индии. На стендах с газетами -- жалкие штук семь разновидностей, включая англоязычные Galf News и что-то на юговосточноазиатских языках, в которых я не силён. * * * Для хорошего самочувствия в ОАЭ требуется знание не арабского языка, а английского. Арабы здесь в меньшинстве, а гастарбайтерам учить арабский сложно, так они его и не учат. Большинство как бы местного населения не понимает по-арабски даже простейших фраз типа "нахарак саид!" ("добрый день!"). По-английски оно зачастую тоже двух слов не связывает, поскольку проводит жизнь преимущест- венно в окружении соплеменников. Ужасно то, что по-английски едва лепечут нередко даже таксисты. Чтобы нарваться на хороший англий- ский, надо обращаться к людям интеллигентного вида. * * * В поездках по Эмиратам автобусом лучше иметь при себе что- нибудь утепляющее: лёгкую куртку или хотя бы куфию (арабский платок). Иначе можно простудиться из-за автобусных кондиционеров, как правило, слишком исправных. А если перемещаться по стране на верблюде или пешком, то какая-нибудь вещь в запасе нужна тем более: во-первых, в принципе возможен дождь (я таки застал -- даже с бурей, местами ломавшей деревья); во-вторых, иногда приходится делать себе маленькую тень (для защиты от солнца) за отсутствием естественной; в-третьих, не исключается ведь и вынужденная романтическая ночёвка под открытым небом, если прозеваете автобус и пожалеете денег на гостиницу и такси. * * * Все семь эмиратских столиц расположены на берегу моря (и все, кроме Фуджейры, имеют в своих границах хоть какой-нибудь залив), но только Шарджа повёрнута к морю "лицом", то есть, старается выжать из прибрежности эстетический максимум: имеет прекрасные набережные, на которые выходят фасадами эффектные здания. * * * Популярные названия в Эмиратах (много чего так названо): - Al Jazeera ("остров"); - Al Bustan (фрукто-овощной и декоративный садик при доме). * * * Арабская классическая музыка. Думаю, слово "классическая" к ней подходит, потому что она тонкая, сложная по аранжировке, очень качественная, исполняется большим коллективом в "академическом" оформлении и -- впечатляет. Один человек поёт (что-то лирическое, немного печальное), возможно, подыгрывая себе на местном аналоге гитары, но есть и группа бэк-вокала. Инструментальщики сидят группками по виду инструмента: клавишники (играют на электронном пианино), стучальщики по местным барабанам, стучальщики по боль- шим кувшинам, хлопальщики в ладоши (не всё время, а в некоторые моменты и -- ритмично, с производством нескольких вариантов звука). Некоторые из этих групп одеты в европейские тёмные костюмы, но без галстуков, некоторые -- в арабские белые, с неизменными куфиями. Дирижёра нет: блестяще справляются сами. * * * Ситуация с государственными флагами в ОАЭ немножко не единооб- разная:Надо думать, это очень арабская расцветка, отходить от которой обитателям Аравии и близлежащих территорий совсем не хочется.
Флаг ОАЭ.
Флаг Абу Даби.
Флаг Аджмана.
Флаг Дубая.
Флаг Фуджейры.
Флаг Рас аль-Хайма.
Флаг Шарджи.
Флаг Умм аль-Кувэйна.
Для сравнения:
флаг Иордании.
Для сравнения:
флаг Ирака.
Для сравнения:
флаг Сирии.
Для сравнения:
флаг Кувейта.
Ужасные очереди на паспортном контроле в аэропорту Дубая. Зачем так делается - не знаю. Как-будто дают понять: вы нам здесь не очень-то и нужны. Ну, вы нам -- в общем-то тоже.
"Дух союза". Редкостно удачный по композиции плакат, изображающий семерых отцов-основателей ОАЭ.
Главный вождь всего эмиратского народа. Нет, это не его машина.
Эмиратцы помогают несчастным обитателям голодных южноазиатских стран, чтобы мусульман становилось всё больше. Международный закят в действии. Фото со стенда в Старой Шардже.
Авиакомпании ОАЭ: Etihad -- базируется в аэропорту Абу Даби; Emirates -- базируется в аэропорту Дубая; Air Arabia -- базируется в аэропорту Шарджи; lowcoster (!!!).