Александр Бурьяк

Тезисы о науке

(Наброски)


По большому счёту научная отрасль сегодня не в состоянии качественно обслужить даже сама себя.


Обновлено: 31.01.2009
Другие произведения
bouriac@yahoo.com


                    Бич человека -- это воображаемое знание.

                                М. Монтень. "Опыты", кн. 2, 425.

                    Одно из величайших бедствий цивилизации -- 
                  учёный дурак.
                                  К. Чапек. "Побасенки", I, 561.


1. Так называемое научное знание (в завершённом виде) -- это 
совокупность представлений, полученных посредством логического 
вывода из данных наблюдений и экспериментов членами научного
сообщества и признанных в качестве истинных в научном сообществе
или хотя бы в некоторой его части.

2. Представления, полученные посредством логического вывода из 
данных наблюдений и экспериментов не-членами научного сообщества 
и/или не признанные в качестве истинных хотя бы частью научного 
сообщества, научным знанием не считаются. 

3. Значительная часть представлений, выдаваемых научной отраслью 
в качестве продукта, не имеет завершённого вида, то есть получена 
не вполне посредством логического вывода из данных наблюдений и 
экспериментов либо считается сомнительной или даже ошибочной 
некоторыми членами научного сообщества.

4. Организация научной отрасли сходна с организацией средневеко-
вого ремесленного цеха, решающего, кому и как можно работать, 
кого считать мастером, что относить к шедеврам и т. д. Индивид 
либо принимает правила цеха, либо не получает возможности рабо-
тать в отрасли. Основной механизм, обеспечивающий фильтрацию 
людей на подступах к науке, -- аттестация научных кадров (присво-
ение учёных степеней).

5. Так называемые "законы природы" не суть неизменные и повторяю-
щиеся в разных местах свойства некоторых компонентов природы, а 
суть частичные, более или менее точные и пребывающие некоторое
время неизменными ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о некоторых компонентах природы.
Выражение "закон природы" подразумевает данность, которой на 
самом деле нет, поэтому является по большому счёту некорректным. 
Надо говорить "обобщённые представления" или хотя бы "научные 
законы".

6. Объективность (в смысле "обезличенность", независимость от
мировоззренческих установок конкретных исследователей) играет 
довольно значительную роль в науке, но эта роль не является опре-
деляющей. Определяющая роль принадлежит субъективности, восприни-
маемой в качестве объективности в силу своей широкой признаннос-
ти. Формулы, по которым обрабатываются данные экспериментов, дей-
ствительно являются "объективными", но постановка эксперименталь-
ных задач и выводы из результатов обработки экспериментальных
данных зачастую являются очень "субъективными".

7. Современная наука -- не СИСТЕМА, а совокупность фрагментов. 
Есть такие интегрирующие инструментальные вещи, как логика, тео-
рия эксперимента, статистика, математика вообще, но ОТСУТСТВУЕТ
НАДЛЕЖАЩАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Сложности с философией объясняются 
не тем, что эту философию трудно выработать, а в том, что коррек-
тный подход в этой области означал бы радикальное осуждение поло-
жения дел как в научной отрасли, так и в обществе в целом.

8. Научные, философские, религиозные представления соотносятся
следующим образом.
  Особенность научных (и научноподобных) представлений состоит в 
том, зачастую эти представления берутся "с потолка", но их
носитель озабочен их последующим доказательством и опровержением.
Что-то из них находится в процессе доказательства и опровержения
и иногда так и отбрасывается недоделанным -- чтобы уступить место
чему-то новому, взятому "с потолка". Не всё доказывается непо-
средственно фактами, но в конечном счёте всё должно сводиться к 
ним.
  Особенность философских (и философиеподобных) представлений 
состоит в том, что эти представления зачастую берутся "с потолка"
и местами слегка обосновываются, но их носитель не считает их
конечной и полной истиной и охотно присматривается к тому, что
берётся "с потолка" другими.
  Особенность религиозных (и религиеподобных) представлений со-
стоит в том, что эти представления зачастую берутся "с потолка",
но их носитель уверен, что обладает конечной и полной истиной и
неприязненно относится к тем, кто берёт "с потолка" что-то
другое.

9. Так называемое бытовое знание -- это СМЕСЬ неглубоких предста-
влений научного, философского и религиозного типа, частью вырабо-
танных самостоятельно, частью полученых непосредственно от других
людей, выработавших их самостоятельно, а не получивших от соот-
ветствующих специалистов. Как человек иногда не обращается к
врачу, парикмахеру, портному и т. п., а обходится своими силами,
так он иногда обходится своими силами при решении проблем науч-
ного, философского, религиозного типа.

10. Научная отрасль, будучи встроенной в конкурентную экономику в
качестве сферы вложения капитала, выдаёт, как правило, СЫРОЙ про-
дукт, в котором более-менее установлены и проверены какие-то 
ОСНОВНЫЕ эффекты, ради получения которых выполнялась исследова-
тельская работа, но не проверены возможные ПОБОЧНЫЕ. Чем стреми-
тельнее обеспечиваемое наукой развитие, тем больше вероятность 
получения нежелательных побочных эффектов и тем выше потери от 
этих эффектов. Чем масштабнее привносимые наукой изменения и чем
больше задействованные в них энергии и массы, тем значительнее 
получаемый от науки вред.

11. Чтобы держаться на плаву в условиях конкуренции, научный
работник должен ВПЕЧАТЛЯТЬ коллег и спонсоров. Поэтому он вынуж-
ден подпускать публицистики в свои научные тексты. Поскольку 
непосредственый "полезный эффект" получается в основном от 
публицистической части, появляется соблазн пренебречь научной 
частью вообще: развязать себе руки для околонаучной и псевдонауч-
ной публицистики. Поэтому в известных научных деятелях зачастую
ходят не те, кто исследовал более значительные вещи, а те, кто
более эффектно выражался по поводу своих и чужих достижений (или
того, что в качестве таковых воспринимается).

12. Чёткая граница между научным и околонаучным отсутствует. В 
пределах текста одного автора зачастую можно отыскать и то, и 
другое. Причина -- в силе соблазна наукообразничания и в отсутст-
вии традиции чёткого разделения представлений разного типа.

13. По большому счёту научная отрасль сегодня не в состоянии 
качественно обслужить даже сама себя: 1) адекватно описать собст-
венный феномен с его недостатками и наметить пути своего исправ-
ления, 2) выработать и внедрить средства обеспечения интеллекту-
альной части научной работы, соответствующие сложности проблем,
перед которыми наука в настоящее время поставлена и которые
являются по преимуществу следствием её прошлой деятельности.

14. Вере в науку подвержены в наибольшей степени люди недалёкие,
то есть, к сожалению, большинство. Как среди священнослужителей 
нередко встречаются атеисты, так и среди работников науки -- 
скептически настроенные по отношению к ней индивиды. Но они
науку АНАЛИЗИРУЮТ (вдобавок изнутри, то есть с самой "кухни"), 
а масса в науку просто ВЕРИТ.

15. Величие научных достижений объясняется не столько могуществом 
научных умов, сколько накопительным эффектом. Даже по сути без-
мозглым созданиям, с несколькими строительными инстинктами в го-
ловах, а то и вовсе без инстинктов и даже без голов (коралловые 
полипы, к примеру) удаётся создавать огромные (относительно их 
собственных размеров) сооружения. Аналогично происхождение здания 
науки: здание грандиозно, но создавали его -- по преимуществу до-
вольно ограниченные в интеллектуальном отношении существа, корпе-
ющие каждое над своей пробиркой или своей формулой.

16. Научная деятельность существенно коллективна, причём отчасти 
в очень дурном смысле. Во-первых, множество интеллектуально не 
очень сильных индивидов благодаря коллективности ухищряется до-
стигать кое-каких результатов -- и благодаря этому приобретает не 
адекватные своим индивидуальным возможностям самомнение и соци-
альный вес. Во-вторых, любой научный результат оказывается ничем, 
если не получает одобрения хотя бы некоторой части научного сооб-
щества, а качество большинства индивидов этого коллектива описано 
в "во-первых", поэтому чем ты новее и эффективнее в научных 
умопостроениях, тем в более сложном положении оказываешься. Масса 
научных деятелей, если болеет, то одними и теми же интеллекуаль-
ными болезнями, так что найти в пределах научной отрасли
какую-нибудь нишу для культивирования здорового духа оказывается
невозможно: или ты занимаешься наукообразной чепухой вместе со
всеми, или тебя отторгают.

17. Чем больше специализируется индивид в некоторой узкой облас-
ти, тем меньше у него сил на остальное и тем поверхностнее его 
суждения об этом остальном. Но поскольку он уже приобрёл вес как 
специалист, то доверяют и его суждениям о вещах, в которых он не 
разбирается. Из-за этого в ходу оказывается огромное количество 
чепухи научного происхождения.

18. Научно-технический прогресс не столько решает стоящие перед
обществом проблемы, сколько заменяет одни проблемы другими, но 
уже на более высоком уровне сложности и с вовлечением большего
количества ресурсов. Но можно надеяться, что обусловливается это 
не природой развития цивилизации, а лишь особенностями существую-
щей организации этого процесса.

...............................................................
...............................................................


Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz