PHOTO

Александр Бурьяк

Управление научной отраслью

(Отрывки)


Главная проблема отечественной науки -- не её незначительное финансирование, а ее малоэффективная организация и её ущербные кадры, сформировавшиеся в рамках этой организации.


Обновлено: 25.01.2006
Другие произведения
bouriac@rambler.ru

1. Предисловие.

Благонамеренная чепуха, которой здесь наверняка слишком много для текста со столь претенциозным названием, -- ничто в сравнении с чепухой -- пусть и гладкой -- какая характерна для официальных документов, касающихся управления научной отраслью.

1. Предисловие.
2. Введение.
3. Научное знание.
4. Научная деятельность.
5. Научная отрасль.
6. Наука и практика.
7. Современное состояние науки.
....7.1. Конъюнктурность в науке.
....7.2. Мода в науке.
8. Организация научной отрасли.
....8.1. Концепция научного работника.
....8.2. Концепция научного коллектива.
....8.3. Концепция научного учреждения.
....8.4. Концепция научного общества.
....8.5. Создание благоприятных условий для научного творчества.
9. Организация государственного управления наукой.
....9.1. Роль управленцев в науке.
....9.2. Государственный комитет по науке.
....9.3. Институт науковедения.
....9.4. Показатели состояния научной отрасли.
....9.5. Мониторинг научной отрасли.
....9.6. АРМ управления научной отраслью.
10. Администрирование науки.
....10.1. Обеспечение безопасного и эффективного
....10.2. Обеспечение научной деятельности.
....10.3. Финансирование науки.
....10.4. Управление научными кадрами.
....10.5. Аттестация объектов научной отрасли.
........10.5.1. Принципы оценивания.
........10.5.2. Выбор экспертов.
........10.5.3. Аттестация научных субъектов.
........10.5.4. Получение интегрированных оценок учреждения.
........10.5.5. Организация аттестации научных субъектов.
........10.5.6. Аттестация научных областей.
........10.5.7. Аттестация научных проектов.
........10.5.8. Аттестация научных работников.
11. Управление развитием науки.
....11.1. Принципы управления.
....11.2. Национальная стратегия развития науки.
....11.3. Борьба с загниванием научной отрасли.

2. Введение.

Наука как отрасль хозяйства может иметь решающее значение для достижения нацией процветания, но обычно не имеет -- из-за собственного несовершенства, не позволяющего разрабатывать и убедительно предлагать остальному обществу эффективные решения. Главная проблема отечественной науки -- не ее незначительное финансирование, а ее малоэффективная организация и её ущербные кадры, сформировавшиеся в рамках этой организации. Наука по-прежнему очень авторитетна -- несмотря на огромный косвенный вред, который она причинила и причиняет. От учёного всегда ожидают, что он умный, культурный, мудрый и нравственный, хотя на самом деле он нередко таковым не является.

3. Научное знание.

Чтобы эффективно управлять наукой, надо понимать ее суть. Слово "наука" используется в следующих основных смыслах: 1) совокупность частных и обобщенных сведений, выработанных по особым ("научным") технологиям; 2) отрасль хозяйства (совокупность учреждений), производящая научные сведения; 3) деятельность, производящая научные сведения. Научная отрасль не является единственным производителем обоб- щенного знания. Научные методы приобретения знания используются не только в научной отрасли, а в научной отрасли для приобретения знания используются не только научные методы. К примеру, столь продуктивное иногда "озарение" -- не научный метод. П. Фейерабенд: "В свободном обществе интеллектуалы представляют собой лишь одну из многих традиций. Они не пользуются особыми правами, и их воззрения не имеют особого интереса (разве что для них самих). Проблемы решаются не специалистами (хотя их советами не пренебрегают), а заинтересованными лицами в соответствии с идеями, которые ОНИ ценят, и способами, которые ОНИ считают наиболее подходящими." ("Наука в свободном обществе", стр. 471) Научные работники в массе не являются более умными и более приближенными к "великим истинам", чем прочие образованные люди. Фридрих Ницше ("Антихристианин"):"Ремесло, торговля, земледелие, НАУКА, большая часть искусств, короче, вся совокупность профессиональной деятельности, -- все это сочетается лишь со средним уровнем умений и желаний." * * * Науку исследуют в разных аспектах науковедение, философия науки, социология науки, психология науки, логика науки.

4. Научная деятельность.

Научная деятельность является в конечном счёте выработкой на- учных представлений. Научные представления -- это представления, которые выражаются в форме утверждений, логически выводимых из других утверждений (уже признанных научно корректными) или из результатов корректно проведенных наблюдений и экспериментов. Научная деятельность бывает следующих видов: 1) по постановщику задачи: заказная, инициативная; 2) владельцу используемых средств: государственная, общественная, частная, личная; 3) по характеру полезности: фундаментальная, прикладная; 4) по содержанию: наблюдение; экспериментирование; обработка результатов наблюдений, экспериментов; построение теорий; обсуждение; 5) по степени полезности: существенная, второстепенная; 6) по уровню научной сложности: внедрение результатов научной деятельности; накопление научных фактов об известных феноменах; решение практических проблем посредством существующих методов, в рамках существующих теорий; развитие существующих теорий; построение новых теорий в рамках существующих научных парадигм; открывание новых феноменов; разработка новых научных парадигм; 7) по цели: направленная на решение чётко сформулированных проблем; поисковая (выявление новых возможностей, новых проблем); 8) по непосредственной экономической эффективности: коммерческая, некоммерческая. П. Диксон: "Фундаментальные исследования -- изучение неизвестного. Такие исследования иногда называют ненаправленными." "Прикладные исследования -- исследования, направленные на удовлетворение какой-либо существенной потребности, например, создание лекарства от какой-либо болезни." "Разработки -- систематическое использование фундаментальных и прикладных исследований для создания и производства конкретных объектов, систем, методов, материалов. Они обычно включают проек- тирование и эксперименты с каким-либо изделием или процессом." ("Фабрики мысли", стр. 11)

5. Научная отрасль.

Научная отрасль включает коллективы, занимающиеся научной деятельностью, а также государственные, общественные и частные учреждения, регулирующие научную деятельность. Коллективы, занимающиеся научной деятельностью, бывают следующих уровней: научные общества, академии; институты; лаборатории; кафедры; отделы, секторы, научные группы; временные творческие коллективы; неформальные коллективы. Научная деятельность может осуществляться в чисто научных учреждениях, в частично научных учреждениях, в научных подразде- лениях ненаучных учреждений. Частично научные учреждения -- это высшие учебные заведения и инновационные центры. Научные подраз- деления могут существовать при предприятиях, административных учреждениях. Кроме того, научная деятельность может осуществлять- ся во временных формированиях (комиссиях), создаваемых для решения отдельных важных проблем. Подразделения научной отрасли: 1) "академическая наука", "ведомственная наука", "вузовская наука", "военная наука"; 2) "государственная наука", "негосударственная наука"; 3) "официальная наука", "маргинальная наука". "Чистые" подходы к структурированию научной отрасли: по фунд- аментальным областям, по прикладным областям, по проблемам, по научным лидерам. Иерархия областей знания: | пример ----------------------+-------------- знание в целом | научное знание в целом| научная область | естествознание наука | химия сектор науки | органическая химия научное направление | нефтехимия тема | состав нефти подтема | парафины в нефти Обычно выделяются следующие научные области: "технические науки"; "сельскохозяйственные науки"; "медицинские науки"; "гуманитарные науки"; "естествознание", в том числе: "физико-математические науки"; "биологические науки"; "химико-геологические науки". Область научной деятельности -- это область деятельности, состоящей в развитии представлений некоторой научной области. Область научной деятельности может быть ... 1) по относительной доле занятых: массовая, немассовая; 2) по характеру основных затрат: интеллектоемкая, ресурсоемкая.

6. Наука и практика.

Надо различать ... применение науки; прикладную научную деятельность; научное обслуживание деятельности. Научное обслуживание деятельности -- это использование имеющих- ся научных сведений для решения типовых практических проблем или применение имеющихся технологий научных исследований для типового решения практических проблем (а не для получения нового обобщен- ного знания). Отличие применения науки от научного обслуживания: научное обслуживание -- это решение ТИПОВЫХ практических проблем, а применение науки -- это решение НЕТИПОВЫХ проблем или налаживание решения типовых проблем. Отличие применения науки от прикладной научной деятельности: прикладная наука решает проблемы, возникающие в практической деятельности; а применение науки -- это внедрение в практику тех научных результатов, которые были получены без обязательной связи с проблемами, возникающими в практической деятельности. Внедрение научных результатов -- это создание или модифициро- вание некоторых объектов, процессов, процедур на основании научных представлений. Дальнейшее использование этих объектов, процессов, процедур уже не является применением науки.

7. Современное состояние науки.

Можно считать, что с мировой наукой всё в порядке: открытия множатся, технологии и технические средства развиваются. А если общество страдает от каких-то проблем, то наверняка потому, что недостаточно или неправильно использует достижения науки, недо- статочно полагается на неё, недостаточно её финансирует и вообще недостаточно её поддерживает. Но правильнее было бы считать, что мировая наука в кризисе; что ее парадигмы, методы, организация не отвечают текущим потребностям человечества: если человечество в целом очень далеко от процветания и все более приближается к глобальному кризису природопользования, то значительная (если не решающая) доля вины за это лежит на научной отрасли. Наука обес- печивает производство вредных вещей вместо того, чтобы искать способы удержания людей от производства и употребления таких вещей. Науковедение находится в таком же неудовлетворительном состоянии, что и наука в целом. Эдуард Шюре: "Современный момент со всеми своими материальными богатствами -- не что иное, как грустная пустыня с точки зрения духа и его бессмертных стремлений. Ныне ни церковь, закованная догматом, ни наука, плененная материей, не в состоянии более создавать цельных людей." ("Великие посвящённые", стр 11) Вообще говоря, в сложной системе во всякий период обычно имеют место и процессы деградации, и процессы развития. Можно концент- рировать внимание на первых и утверждать, что система движется к своей гибели, а можно -- на вторых, и считать, что система в пределах нормы. Если одновременно имеет место много разнотипных разнонаправленных локальных тенденций, затруднительно четко определить, в какую сторону меняется система. Но осторожность требует предпочтения пессимистическим оценкам. * * * У Александра Зиновьева: "Современная наука не есть сфера чело- веческой деятельности, участники которой только и заняты поисками истины. Наука содержит в себе не только и даже не столько научность, как таковую, сколько антинаучность, которая глубоко враждебна научности, но выглядит гораздо более научно, чем сама научность. Научность производит абстракции, антинаучность их разрушает под тем предлогом, что не учитывается то-то и то-то. Научность устанавливает строгие понятия, антинаучность делает их многосмысленными под предлогом охвата реального многообразия. Научность избегает использовать те средства, без которых можно обойтись. Антинаучность стремится использовать все, что можно привлечь под тем или иным предлогом. Научность стремится найти простое и ясное в сложном и запутанном. Антинаучность стремится запутать простое и сделать труднопонимаемым очевидное. Научность стремится к установлению обычности всего, что кажется необычным. Антинаучность стремится к сенсационности, к приданию обычным явлениям формы загадочности и таинственности. Причем сначала научность и антинаучность (под другими названиями, конечно) рассматривают как равноправные стороны единой науки, но затем антинаучность берет верх, подобно тому, как сорняки глушат оставшиеся без прополки культурные растения. Научности в рамках науки отводится жалкая роль чего-то низкосортного. Ее терпят лишь в той мере, в какой за ее счет может жить антинаучность. В тенденции ее стремятся изгнать из науки совсем, ибо она есть укор для нечистой совести. Так что когда возлагают надежды на то, что наука будет играть роль средства прогресса цивилизации, то совершают грубейшую ошибку." ("Коммунизм как реальность", стр. 253) Имитация научной деятельности -- один из способов разворовы- вания государственных средств. Вследствие отсутствия четких критериев правильности научного метода и ценности научного результата это один из самых безнаказанных способов воровства. Помимо сознательных воров, значительную часть средств, отпуска- емых на науку, поглощают добросовестные бездарности и заумные путанники. Эффективно работает лишь несколько процентов людей, занятых в научной отрасли. Значительную часть своих сил они тратят на борьбу с псевдоучёными. Нередко целые отрасли науки бывают поражены псевдоученостью на десятилетия, и только естественная смена поколений или решительные действия властей выводят их из этого состояния. В науке заправляет небольшая группа людей, пробившихся в различные учёные и экспертные советы, на должности заведующих кафедрами, редакторов научных изданий и т.д. Именно они определяют, какая научная работа является "правильной", заслуживающей внимания, а какая нет. Они представляют науку перед властями. Пробиться поверх их голов к высокопоставленным чиновникам крайне затруднительно. Если загнивает эта престижная группа, то теряет дееспособность вся научная отрасль независимо от того, какие еще таланты имеются в научных "низах". В науке имеет место постоянная конкурентная борьба между субъектами на каждом уровне организации научной отрасли. В этой борьбе надо различать борьбу за истину и борьбу за личные блага. Способы потеснения конкурентов: критиковать намерения, методы, результаты; обвинять в некомпетентности; обвинять в политической неблагонадёжности; переманивать специалистов; вступать в корыстный сговор с теми, кто распределяет средства; заниматься саморекламой; и др. Злоупотребления в науке: завышение расходов; неэффективные расходы; воровство; левая работа; имитирование научной работы; низкое качество научной работы; несанкционированная продажа информации за границу; нечестная борьба с конкурентами. Провал некоторого научного проекта не является доказательством отсутствия потенциала у соответствующего научного субъекта. Науч- ная отрасль -- не единственная, в которой результаты деятельности не полностью предсказуемы. То же характерно, к примеру, для сельского хозяйства, геологических изысканий, боевых действий. * * * Схема влияния науки на общество: +---------+ +---------------+ +-------------+ | наука |----->| образование |------------+->| массовые | +---------+ +---------------+ | |представления| | | +-------------+ | +----------+ +-------------------+ | +--->|технологии|-->|искусственная среда|-+ +----------+ +-------------------+ | | | | | +-->+-------------+ | +-------------->| образ жизни |-+ +-------------+ ............................................................... ...............................................................

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz