собственного характерного "полотна". Вот и Михаил Савицкий помер... Когда очередной известный маразматик перекидывается, радости по большому счёту никакой: все мы сыграем в ящик рано или поздно. Если бы чмурила отбросил копытца ещё в ранней молодости, было бы совсем другое дело, а так он успевает причинить максимально возможное для него количество вреда, а потом попросту уступает место под солнцем молодой шустрой сволочи -- много более продуктивной в отношении всякой мерзости. Художника надо оценивать, наверное, в первую очередь по его произведениям. Так вот, картины Михаила Савицкого -- это, с моей точки зрения, претенциозная деструктивная пачкотня, которую надо убирать с глаз долой, чтобы "масса" не подтравливалась ею. Это именно пачкотня -- как в части стиля, так и в части содержа- ния. По стилю такая разновидность дегенератского творчества на- зывается, кажется, монументализмом. Это когда "мастак", заведомо зная, что с классиками уровня Рембрандта ему не потягаться никак, упрощает и искажает изображение -- с претензией на показ чего-то особо символичного и особо значительного. Хвалить "мастерписы" Савицкого могут только добропорядочные недоумки, не понимающие, откуда берётся зло, либо свихнутые личности, либо хитрые сволочи, вписавшиеся в гнилой белорусский истэблишмент или только планирующие туда вписаться. Я бы назвал картины Савицкого эпилептоидными. В художественной литературе аналог Савицкого по части эпилептоидности -- Василь Быков. Оба -- по сути третьестепенные авторы, которых лучше бы здесь никогда не было, но которые в специфических белорусских условиях раздулись до великих деятелей культуры. Савицкий -- это визуальное утверждение худших черт местной человеческой массы: ограниченности, приниженности, пришиблен- ности, страдательности, угрюмости, несамостоятельности, беспросветности, бесперспективности. Жизненный путь Савицкого -- типичный для белорусского "деятеля культуры": держание шеренги с себе подобными, награды, премии, звания, внимание со стороны СМИ, гарантированные вольные и невольные потребители "продукта", пышные похороны, может быть, потом даже улица того же имени, но на "выходе" по существу НИЧЕГО: ни единой вещи, которая бы положительно повлияла на вышесредние или хотя бы на средние умы. Кстати, лучше вообще не показывать картин Савицкого детям и людям с некрепкими нервами: там не "правда жизни", а болезненная интерпретация некоторых её сторон человеком с деформированной психикой. Каким образом такие деятели, как Михаил Савицкий, выбиваются в фигуры -- тот ещё вопрос. Ну, тема войны в своё время интенсивно разрабатывалась во внутриполитических целях, и почти всякое лыко шло в строку. Вдобавок "художественным перевариванием" концлагер- ного опыта занимался в живописи, похоже, он один, так что было по отношению к нему заведомое определённое любопытство, а также и заведомое уважение, поскольку что довольно многие люди худо-бедно стремятся быть хорошими, только ошибаются в средствах. У иного язык не поворачивался назвать мазнёй его "трагические полотна". Далее, Савицкий наверняка был по-белорусски хитрожоп, то есть, вполне соображал, кому поддакивать, а кого игнорировать: без этого в тутэйших местах академиками не становятся. Савицкий был замечен в отдельных проявлениях антисемитизма. Охотно верю, что он допускал эти проявления не для того, чтобы стать "своим" у определённой части белорусского населения, а "от чистого сердца" и небольшого ума. Может быть, сказывалась конкуренция с деятелями, вроде Заира Азгура (про которого тоже можно было бы много "тёплого" высказать, но сегодня не по его поводу шум). Вообще говоря, это такой приём самопродвижения: обозначить себя слегка антисемитом. Он напрягает вокруг тебя атмосферу и гарантирует определённую поддержку со стороны других разоблачителей еврейских козней. А если у тебя какие-то карьерные неудачи случаются, появляется возможность убедительно списывать их на происки евреев. Из одного еврейского "живого журнала", под заголовком "Сдох Михаил Савицкий": "Скандальную славу Савицкому принес цикл картин 'Цифры на сердце', посвященных ужасам концлагерей. На картине 'Летний театр' рядом со смеющимся немецким карателем после экзекуции он изобразил еврея в образе пособника нацистов. В прошлом году на выставке, посвященной 65-летию освобождения Беларуси от немецкого фашизма, Михаил Савицкий представил свой портрет Сталина, напи- санный в 2002 году и вызвавший горячие споры в Союзе художников. Когда корреспондент 'Радыё свабода' поинтересовался у Савицкого, почему он настоял на выставлении этого портрета, тот ответил: 'Я не знаю, чье это радио. Все СМИ еврейские. Они скупили все СМИ в Беларуси. Не хочу им служить'." "Крупный скандал возник после первой же демонстрации цикла картин 'Цифры на сердце', посвященных ужасам концентрационных лагерей. На полотне 'Летний театр', где бульдозер сворачивает в канаву трупы казненных, рядом с смеющимся немецким карателем, видно, только что осуществлявшим эту экзекуцию, угодливо хихикает над происшедшим и человек в лагерной форме с характерными еврейскими чертами и звездой Давида на груди. От художника потребовали убрать звезду, однако он отказывался, но в результате по личной просьбе Машерова вынужден был уступить." Вырывать детали из контекста, выдавать частное за общее и обострять отношения там, где можно смягчать, -- таким манером выстраивается антисемитское видение событий, а еврейская общест- венность (не менее "мудрая", чем "разоблачители еврейства") провоцируется на ответные выражения неприязни. Это не умно, не конструктивно -- наконец, не "академично" -- зато, bla, почти каждый образованец в Белоруссии знает, что есть (был) великий художник Михаил Савицкий, который какие-то ужасы рисовал. Михаил Савицкий как академик и местная знаменитость есть худо- жественный столп несимпатичного белорусского общества и где-то даже белорусского политического "режима". Надо заметить, почти все белорусские столпы -- кривые, в какой ни ткни. "Режим" на кривых столпах всё не падает, но ведь и не смотрится. А не падает он только потому, что столпов под ним очень много, и они подпирают один другой. Надо ли назвать в Минске улицу в честь Савицкого? Мне не надо, а вам -- наверняка да: столп как столп, не хуже других ваших столпов, в честь которых названы ваши унылые улицы. При вашем уровне творческого воображения вы же всё равно ничего приличного не придумаете. Можете ещё и в Могилёве назвать: мне всё равно. * * * С сайта http://www.rv.ru, статья Ивана Белоуса "Поле нашей битвы" (06.05.2002). Глубокие размышления Савицкого на тему еврейства и вообще: "Поразительно, что мы живем триста лет по крайней мере рядом с ними и не знаем, кто они на самом деле такие. А надо бы знать! Потому что у них по талмуду, этому своду их законов, во главе всего ненависть к христианам. Если хочешь получить полное очищение грехов перед Яхве, то обязан в течение жизни убить хотя бы одного гоя." Да уж, но большинство евреев что-то не хочет получить полное очищение грехов перед Яхве. Или же они убивают коллективно -- скажем, одного христианина на сотню: по-еврейски хитрят, мерзав- цы, пользуясь нечёткостью талмудических предписаний. А ещё вполне может быть, что они предпочитают изничтожать гоев неявно: через рекламу автомобилей и т. п. "У них по талмуду только еврей человек, любой другой -- скотина. И то неполноценная, где-то восьмая по счету среди животных... А в сноске сказано -- разве считается воровством то, что кто-то взял что-то у лошади? То есть у скотины. Это не считается воровством." Сам я Талмуда не читал (думаю, Савицкий тоже -- как и многие из евреев), но охотно верю в то, что там нетолерантной писанины местами не меньше, чем у антисемитов, причём нельзя определённо утверждать, что в Талмуде она первичная, а у антисемитов -- только реакция на неё: проблемы с соседями появились у евреев таки раньше Талмуда -- по той простой причине, что у всякого народа проблемы с соседями возникают, как только возникает сам народ. "Люди должны знать, что происходит. Короче говоря, вся мировая политика имеет в своей основе войну между иудаизмом и христианс- твом. Сейчас самое большое обострение этой войны. Так называемая однополюсная политика -- это политика еврейского "превосходства". В тех же США все ключевые позиции власти находятся в руках евреев." Я под настроение непрочь пообсуждать еврейские козни, но только не в компании таких вот дешёвок. И я всё-таки считаю, что основное зло в мире -- не от евреев, а от дураков, особенно от национально- озабоченных, в том числе еврейских и белорусских. "Люди должны знать, что происходит в современном мире, тогда они меньше будут поддаваться на провокации. Чем, например, вызвана на всех каналах телевидения эта оголтелая пропаганда еврейского превосходства? Какими заслугами? Что, этот одесский шутник Жванецкий и в самом деле величайший писатель? Так почему же тогда молчите о Валентине Распутине, действительно великом писателе России? Почему ни слова не говорите о Василии Белове, других настоящих русских писателях?. А Бродского вообще вознесли выше Пушкина. Что это, дураки все?" Надоели вы этими Распутиным и Беловым. А ещё Шукшиным Василием и вообще "деревенщиками". Мне нравятся Валентин Пикуль, Владимир (Осипович) Богомолов, Алексей Толстой. В слое "избранных" к началу сраной "перестройки" сложилась не только еврейская партия, но и антиеврейская: Станислав Куняев, Вадим Кожинов и пр., включая Белова с Распутиным. Конфликт между этими партиями имел частичной подоплёкой обыкновенную профессиональную конкуренцию. Но Куняев и Кожинов хоть люди тонкие: антисемитского ширпотреба не гнали и зачастую даже стремились к объективности. "Одно время после революции Шагал был губернским чиновником от культуры. Он 'сел верхом' на институт, где директором была некая Ефремова, и дал указание выдавать студенческие билеты разным спекулянтам, укрывающимся от работы и призыва в армию. А это был в основном контингент торговцев и спекулянтов. По этому поводу была создана специальная комиссия, которая подтвердила данные факты. Шагала уволили. Но устроили преподавателем рисунка в детском доме, в одном из бывших дворянских поместий. Там он осмотрелся и видит -- какая шикарная, старинная именная мебель. Однажды, пока директор детского дома был на ВДНХ в Москве, Шагал загнал эту мебель. Директор приехал и ахнул. Тут же возбудили уголовное дело. Шагал купил билет и укатил в Париж, благо было на что. С тех пор он ни разу не появлялся." Это наш христианин в чужом глазу соломинки не замечает. А ведь горазд был трындеть про христианские ценности. "И это надо же, что в наши дни витебские власти назвали свой город 'землей Шагала'. Слушайте, во-первых, он родился в Лиозно, а потом уже его родители переехали в Витебск. Позже, уже в наши дни, нашли какой-то дом и назвали 'шагаловским'. Теперь на пленэрах, о которых вы говорите, собирается определенная публика и, увлекая в этот шабаш наших людей, устраивает свой 'праздник Шагала'. На крышу затаскивают коз, а на шестиугольной платформе 'пиликают на скрипочке'. Все, как у 'великого мастера'. А вы посмотрите, что у этого 'мастера' есть? Несколько неудачных рисунков и картин местечкового уровня. Так это иллюстрация их еврейского быта. Если они его считают гениальным, пусть считают. Я что, буду им возражать? Боже упаси! Но зачем приписывать его нам, когда он никогда таковым не был?" Я уверен в уродстве картин Шагала не меньше, чем в уродстве картин Савицкого. По правде говоря, у Шагала они даже несколько поуродливее. Зато у Савицкого они впридачу зачастую некрофильные, причём настолько, что надо бы называть его не живописцем, а мёртвописцем. "Я сам белорус. Вырос в крестьянской семье, работал с отцом до самого ухода в армию. Родина моя на Витебщине. Но сейчас я туда не езжу. Все опоганили... Теперь там "земля Шагала". Развлекаются витебчане... Устроили этот "Славянский базар", где примадонной опять-таки выступает Алла Пугачева." Чёрная обида за то, что Витебск -- не "земля Савицкого". "В войну погибло много людей, и не только одних евреев. Погиб каждый четвертый белорус, а на Витебщине так каждый третий, а в отдельных районах и каждый второй. Что же касается 'шести миллионов', то здесь не все так гладко, как нам преподносят. Равно как и разговоры о газовых камерах, которых там вообще не было, а были обыкновенные печи крематориев, где в первую очередь сжигали тела умерших от заразных болезней, в том числе тифозных. Я сам был узником трех фашистских лагерей: Дахау, Миттельбау-Дора, Бухенвальда. Так вот, за все время войны там можно было уничтожить ну... полмиллиона человек, причем разных национальностей. Почему же тогда поставили четыре миллиона только евреев, а сейчас оставили цифру и того меньше -- всего один миллион. Что-то не вяжется у них здесь с арифметикой, зато Германия на протяжении почти 60 лет стала 'дойной коровой' для так называемых 'жертв холокоста'. А десятки, сотни уничтоженных белорусских, украинских, русских деревень, это что, не холокост?" Такое впечатление, что у Савицкого неприязнь к евреям много больше, чем к немцам. Разумеется, можно воспринимать нацизм как по преимуществу реакцию на еврейские козни, а еврейские козни объяснять не реакцией, в свою очередь, на что-то, а следствием врождённых еврейских качеств: антисемитизм -- это универсальное и неопровержимое объяснение основных политических и околополитичес- ких событий, почему и является привлекательным для некрепких умов. Я как-то и не считаю, что можно класть евреям палец в рот: это нация, которая хорошо умеет и пальцы отхватывать, и одеяло на себя тянуть. Но что вы этому противопоставляете? У вас же по существу нет "позитива", а есть только антиеврейский "негатив" плюс всякая ерунда, вроде "духовности", "русского космизма" и "нанотехнологий". Если кто-то критично высказался о Марке Шагале или Иосифе Бродском, он вовсе не становится автоматически мне родным, а скорее возбуждает ревность. Кстати, при подсчёте "каждого четвёртого" погибшего в Белорус- сии, насколько я понимаю, евреев не отсеивали (равно как и убитых партизанами полицаев), так что и они входят в это число. "Белорусская 'передовая' интеллигенция теперь вся 'эвропейская'. И вся она сейчас хочет из 'азиатчины' попасть в 'Эвропу'. Видно, напрочь забыли, какую культуру несли нам на штыках в прошлом и какую несут сейчас на волнах теле- и радиоэфира, на страницах газетной и книжной продукции наши 'доброжелатели'. Как разлагают народ, и особенно молодежь, рекламой, сексуальной разнузданнос- тью, наркотиками, псевдомузыкой, в том числе и с помощью религиозных сект." Православная дурь против сектантской -- наверное, как марихуанна против опиума. И, разумеется, с востока в Белоруссию шло по преимуществу хорошее, а с запада по преимуществу пёрлись завоеватели и разлагатели. "Да, мы имели хорошую школу, которая давала самый большой в мире объем научных знаний, но не формировала человека духовно богатым, воспитанного на христианских, православных традициях, поскольку мы в абсолютном своем большинстве христиане. Я с этим предложением ходил когда-то еще к Машерову. Он долго сопротив- лялся, говорил, что московское политбюро его уберет с треском, если он коснется школ. Он очень серьезно относился к этому. Правда, месяца за два до своей гибели он принял мое предложение. Пять часов, пункт за пунктом я обосновывал ему свою точку зрения, доказывал, а он уточнял, задавал вопросы, делал свои предложения. И согласился, сказал, что сделает. Но после Машерова все распалось." ПЯТЬ ЧАСОВ мурыжил Савицкий Машерова -- и почти уже домурыжил, но тайные силы подстроили Машерову автокатастрофу: сорвали духовное замурыживание всея Беларуси. Про Машерова я бы, кстати, тоже чего-нибудь написал, но он уже не "столп" (очевидно, потому что нынешний главный белорусский "столп" переживает из-за чужой славы почти так же остро, как я сам). Как ни крутитесь, а христианство -- это еврейское изобретение. ЕВРЕЙСКОЕ. Евреи смеются над вами, уродами, когда вы носитесь с вашей затыренной у них религией, да ещё рассчитываете с её помощью свои ключевые национальные проблемы решить. * * * Иван Белоус о невостребованности академика Савицкого: "Его юбилейная выставка, более чем скромная, состоялась в Наци- ональном художественном музее. Уже вечером, перед самым закрыти- ем, я побывал в нем, где среди 26 работ было и четыре новых на нашу, сельскую тематику. Не было освещения, и многие работы еще стояли на полу, прислоненные к стенам. Среди них -- одиннадцать портретов бывших президентов Национальной академии наук, цвет белорусской науки и ее гордости. У каждого из них своя нелегкая, но благородная стезя. Рядом полотно, на котором Иисус Христос в красном одеянии и золотом ореоле на фоне темного круга, как у мишени, и рядом черный крест; Мадонна с младенцем, и за ее спиной темный круг, как мишень." От Леонардо да Винчи осталось ВСЕГО ДВАДЦАТЬ КАРТИН -- и среди них ни одного чиновничьего портрета (а президент Академии наук -- это чиновник, хотя и от науки), зато есть семь Мадонн с младен- цами, так что можно сравнить. * * * Мертвописец Михаил Савицкий и белорусское эстетическое убожест- во. Если называть печальные вещи их правильными именами, то Бела- русь -- довольно ущербная в художественном отношении страна: жизнь по-белорусски так и не стала красивой. Белорусскость до сих пор не получила собственного яркого визуального выражения. Это проявляется в архитектуре, уличной атрибутике, государственной символике, униформе государственных служащих и т. п. Разумеется, местами и здесь получается что-то эффектное, но лишь как исключе- ние, а не как правило. И это эффектное -- не результат реализации художественной политики государства. Михаил Савицкий -- частью продукт эстетической недоразвитости белорусов, частью продолжатель местной традиции непритязательного оформления национальной жизни. Вина за художественную унылость Беларуси лежит в некоторой степени на Савицком -- человеке без тяги к прекрасному, но довольно-таки причастном в своё время к формированию местной художественной политики. А ведь этот Савицкий, оказывается, ещё и оставил после себя учеников на наши головы, о, Господи! Пример действительно нужного для Беларуси художника -- Наполеон Орда. Таких уж нет, а надо бы. Также неплохо бы белорусам и собс- твенного Яна Матейко завести, а если размахиваться, то также Брюллова, Репина, Васнецова, Левитана
Возврат на главную страницу