ЭРОТИЧЕСКИЙ ВЕБ ЧАТ
Помешанные на милитарике тяготеют, как правило, не ко всему
военному в одинаковой степени, а к чему-то особенно: к самолётам,
подводным лодкам, элитным подразделениям, стрелковому оружию,
униформе и знакам различия, укреплениям и т. п. Есть много таких,
кого неудержимо тянет к танкам. Лично меня в основном тянет к
теории военного дела, а танки просто попадаются при этом под
ноги.
Танк "Рено" в музее под лестницей. Прекрасная старина.ом Инвалидов, Париж.
* * *
О танках трудно сказать что-то существенно новое: наверняка уже
кто-то высказывал то же самое. В России есть действительные зна-
токи танков и танковой войны, пишущие отличные статьи и книги. Но
есть и разрыв между мыслью и практикой: изучают и пишут одни,
руководят другие, в танки садятся третьи. Отсюда поражения, вроде
того, что случилось в Грозном, когда федеральные войска, вошедшие
в город в ночь с 1994 на 1995 год, столкнулись с отлично налажен-
ной обороной чеченских вооружённых формирований и понесли большие
потери в бронетехнике: за два дня боёв -- 49 танков, 132 БМП, 98
БТР, 51 машина на базе БМП и БТР. И это при том, что у чеченских
войск было танков значительно меньше (всего 60 единиц бронетехни-
ки, включая БМП и БТР: см. "Грозный. Танки. Как это было"). Так
что пока ещё не всё является ясным и налаженным в таковом деле, и
можно пробовать втискиваться в него с какими-то соображениями.
* * *
Как ни крути, танки своеобразно эстетичны, даже когда грязные и
в камуфляжных прибамбасах. И война танками тоже своеобразно эсте-
тична, даже если смотреть её в реальности (но не очень близко).
Это, разумеется, не достаточное основание для того, чтобы развя-
зывать войну, но достаточное для того, чтобы осуществлять трудную
подготовку к ней не через насилие над собой, а где-то даже с
удовольствием. Но и с учётом того, что война -- вынужденное зло,
которое надо минимизировать, и что получение удовольствия от
танков лучше ограничивать этапом подготовки к войне и копанием в
истории.
* * *
Если некритично воспринимать советские массовые источники по
Великой Отечественной войне, то получится, что советская военная
техника после 1941 года была отличная, солдаты -- отважные, пол-
ководцы -- великие, тылы -- надёжные и работящие, так что непо-
нятно только, почему при всём при этом война настолько затяну-
лась. В немассовых источниках данные были, наверное, несколько
более объективными, только большинству людей не было к ним досту-
па, из-за чего у них формировалась местами довольно ошибочная
картина мира, что в конечном счёте и привело к развалу советского
общества -- несмотря на наличие у него как бы отличной военной
техники, отважных солдат, великих полководцев и т. п.
* * *
Вторая Мировая война -- время особо широкого использования
танков и самолётов. Со времени этой войны самолёты и танки были
существенно усовершенствованы, стали много дороже обходиться и
соответственно уменьшились в количестве.
В последний раз массированное применение бронетехники имело
место в арабо-израильских войнах на Синайском полуострове в 1967
и 1973 годах: там обе стороны добивали дешёвые танки, частью
оставшиеся от Второй Мировой войны, частью произведенные под
впечатлением от Второй Мировой.
* * *
Уровни обучения применению танков:
индивидуальная подготовка членов экипажей;
подготовка к взаимодействию в составе экипажей;
тактическая подготовка командиров;
оперативная подготовка командиров и штабов.
Слабость на любом из этих уровней означает падение эффективнос-
ти применения танков: хорошие танки, даже в большом количестве,
сами по себе -- ничто.
Помимо обучения людей сложным действиям, требуется эффективный
порядок управления ими. В этом порядке существенны (но уставами
не оговариваются):
1) степень детальности обмена информацией о положении дел между
вышестоящими и нижестоящими;
2) степень детальности приказов, степень самостоятельности
подчинённых;
3) условия, считающиеся достаточными для оспаривания приказов,
для отклонения от приказов, для отказа от выполнения приказов
по причине выявившейся их неэффективности;
4) предельный приемлемый риск, предельные приемлемые потери,
подразумеваемые в приказах;
5) зависимость указанных характеристик управления от ситуации,
в которой управление осуществляется.
Немцы в 1941 году побеждали, потому что у них была традиционная
высокая культура военного управления, позволявшая при сравнитель-
но небольших ресурсах достигать многого за счёт согласованности
действий, эффективного применения средств и т. п.
Калибр орудия
Орудие крупного калибра у танка впечатляет (обнадёживает своих,
пугает чужих), но эффективность его на самом деле не так велика,
как калибр.
Крупнокалиберное орудие у танка -- это...
малый боезапас;
медленное наведение на цель;
низкая скорострельность;
жуткие ощущения экипажа при стрельбе.
Но если танк попадает из большой пушки туда, куда целился, то
результат получается, конечно же, огромный.
Преимущество крупнокалиберного орудия у танка -- в том, что
такое орудие может более действенно использоваться против пехоты
и для разрушения укреплений.
Результативность малокалиберной пушки может существенно повы-
шаться за счёт удлинения и улучшения ствола, улучшения свойств
снарядов, совершенствования прицела, механизма наведения на цель,
технологии заряжания.
Запас снарядов
Преимущества большого запаса снарядов:
можно быстрее целиться, чаще стрелять;
можно дольше оставаться в бою;
меньше вероятность оказаться в ситуации, когда очень надо
стрелять, а нечем.
Недостатки большого запаса снарядов:
теснота в танке;
повышенная уязвимость танка.
Чтобы экипаж танка погиб, достаточно взорваться под бронёй и
одному собственному снаряду, но вероятность взрыва всё-таки тем
выше, чем больше снарядов находится в танке.
Альтернативы большому запасу снарядов:
большая точность попадания у пушки (лучшее прицельное
приспособление и пр.);
повышенная эффективность снарядов;
налаженное снабжение снарядами в боевых условиях.
Меньший размерами и более скоростной танк может позволить себе
стрелять с более близкого расстояния, а значит, стрелять точнее и
реже.
Запас топлива
Преимущества большого запаса топлива:
возможность автономного действия в течение длительного
времени;
возможность поделиться топливом с другой боевой машиной.
Недостатки большого запаса топлива:
большие размеры танка (для вмещения топлива) или теснота в
танке;
более высокая опасность пожара.
Альтернативы большому запасу топлива:
налаженное снабжение топливом в боевых условиях;
экономичный отрегулированный двигатель;
эффективная ходовая часть с малой потерей энергии на трение.
Должна быть обеспечена удобная возможность перекачки топлива из
танка в танк.
В принципе можно использовать двигательное топливо в качестве
основы огнемётной жидкости: если у танка была повреждена ходовая
часть в условиях боя, он вместо того, чтобы гореть на своём
топливе самому, может что-нибудь поджечь напоследок. Если очень
надо поджечь что-нибудь, а запас топлива позволяет, можно сделать
это, и не дожидаясь поломки ходовой части.
Советский танк Т-26
Танк с малокалиберной пушкой 20-45 мм мог в конце 1930-х дейст-
венно применять своё орудие только против других слабо брониро-
ванных танков и против наземных транспортных средств.
Т-26 с его 45 мм пушкой по сути представлял собой мобильную пу-
лемётную позицию и инструмент для протаранивания и раздавливания,
снабжённый противотанковым средством, годным также для порчи вра-
жеских грузовиков и паровозов. Для применения против пехоты и
укреплений его пушка была несколько слабоватой. Чтобы гоняться за
лёгкими танками или даже пехотой противника и уклоняться от попа-
дания под прицел противотанковых орудий, этот танк слишком мед-
ленно ездил (скорость 12 км/ч по пересечённой местности, энерго-
вооружённость 9,4 лс/т). Трудно объяснить, зачем в СССР произвели
столько Т-26: около 14 000 с 1931 по 1941 г. Дело выглядит как
неявная диверсия огромного масштаба или как совсем уж большая
ошибка. Отчасти, возможно, стремились количеством танков запуги-
вать потенциальных противников и бодрить собственные кадры,
замордованные "чистками".
Главным конструктором Т-26 был С. А. Гинзбург. Прототипом 9,6
тонного Т-26 послужил 6-тонный танк Vickers, о чём в поздних со-
ветских источниках обычно не упоминали, чтобы не бросать тени на
величие Отечества. Танк давался тяжело -- из-за проблем с качест-
вом производства.
Первая модификация Т-26 была с двумя пулемётными башнями. Потом
пришло понимание, что танку надо, среди прочего, бороться с дру-
гими танками (иначе он на поле боя долго не протянет), а для это-
го требуется пушка. Возможно, Т-26 и был лучшим танком своего
времени (1931 г.), но это время очень быстро ушло. Т-26 был маши-
ной эпохи противопулевого бронирования, и в эпоху противоснаряд-
ного бронирования ему при его скорости было делать почти нечего.
В эту новую эпоху, правда, успешно применялись бронеавтомобили,
защищённые ещё хуже, чем Т-26, но они имели значительно более
высокую скорость, значительно более надёжную ходовую часть и
потребляли значительно меньше топлива.
На что годился Т-26 в 1941 г.: на второстепенном направлении,
на котором использовалось мало немецких танков, подбить из засады
несколько автомобилей в колонне, обстрелять из пулемёта колонну,
а потом быстро ретироваться, пока не нагрянули немецкие Panzer II
(скорость 19 км/ч, энерговооружённость 14,7 лс/т) и Panzer III
(скорость 19 км/ч, энерговооружённость 13,5 лс/т) или пока немцы
не развернули своих "карманных" 37 мм противотанковых орудий,
прозванных в Вермахте колотушками.
Если бы Т-26 был радиофицированным и с более мощным двигателем,
он мог бы даже при своём противопулевом бронировании и своей сла-
бой пушке, наверное, довольно результативно заниматься действиями
из засад в течение 1941 и даже 1942 года.
* * *
Ещё о Т-26. Большой любитель советской военной техники Виктор
Суворов пишет в книге "Святое дело", что поскольку Т-26 был танком
непосредственной поддержки пехоты, то БОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ ЕМУ БЫЛА
НЕ НУЖНА (ну, или не очень нужна). Это неправильно. Большая
скорость была очень кстати и танку непосредственной поддержки
пехоты, потому что существенно расширяла возможности этой самой
поддержки: к примеру, обеспечивала быструю переброску танков с
одного участка на другой с целью создания локального перевеса
сил. Далее, это ведь хорошо, если танки могут иногда очень быстро
вырваться вперёд пехоты хотя бы метров на 200 или очень быстро
зайти роте или батальону противника во фланг или в тыл. Непосред-
ственная поддержка не означает, что танки должны перемещаться
исключительно в одном темпе с пехотинцами, а то и вперемежку с
ними. Разработчики тихоходного танка непосредственной поддержки
вряд ли опасались, что быстрый танк будет давить слишком много
собственных солдат: скорее всего, они просто имели проблемы с
установкой более мощного двигателя в малом пространстве моторного
отсека.
Виктор Соворов (ну, Резун), там же: более мощный мотор потреб-
ляет больше топлива, а топливо на войне дефицитно, поэтому и был
интерес в применении маломощных моторов на Т-26. Возражение:
мощный мотор может потреблять приблизительно столько же топлива,
сколько и не мощный, если используется не на всю мощность.
Быстро движущийся в бою танк, среди прочего, менее уязвим,
поскольку в него труднее целиться. Вдобавок он способен навязы-
вать бой тихоходным танкам или уклоняться от боя с ними. Поэтому
такой танк оказывается эквивалентом 1,3, 1,5, а может, и 2,0 или
даже 3,0 тихоходных танков.
Далеко не все Т-26 были потеряны в первый день войны вследствие
тактической внезапности немецкого нападения. Значительная часть
этих танков вышла из строя в почти "нормальных" боях и манёврах
последующих недель войны. Возможно, тихоходность Т-26 вредила
этим танкам в их противостоянии немецким Pz. II и Pz. III много
больше, чем слабость брони.
В развитие своей мысли о хороших качествах Т-26 Виктор Суворов
пишет, что некоторые трофейные Т-26 использовались немцами даже в
обороне Берлина -- будучи вкопанными по башни в землю. Вообще,
вкапывание танков существенно компенсировало слабость их брони.
В связи с этим можно запоздало предложить для Красной Армии идею
полуподземного танка: с мощной пушкой, спаренной с крупнокалибер-
ным пулемётом, с хорошо бронированными башней и верхом корпуса, с
противопулевым бронированием в остальных местах. Такой танк стре-
ляет, будучи полузакопанным в землю. Для самостоятельного полуза-
капывания можно снабдить его бульдозерной лопатой, которой можно
и толкать грунт, и тащить. Последнее может потребоваться для то-
го, чтобы лишними следами не демаскировать позиции спереди. Кста-
ти, эту лопату, в свою очередь, можно дополнительно применять как
щит. В обороне такой танк до поры выполняет функцию ДОТа, а потом
вырывается из-под земли и устремляется догонять своих, прикрыв-
шись лопатой сзади. В наступлении он обеспечивает защиту флангов
или поддерживает пехоту огнём издалека. В крайнем случае он тоже
наступает в первых рядах, прикрывшись лопатой спереди. Для солид-
ности можно было назвать его ЗАСАДНЫМ ТАНКОМ, а ещё объявить
символом оборонительной настроенность СССР и усыплять им бдитель-
ность потенциальных противников. Полагаю, создать такой танк было
много легче, чем летающий, быстроплавающий и т. п. Кстати, он
лучше обычного танка защищён от обстрела штурмовой авиацией (вдо-
бавок может прикрываться лопатой сверху). Да уж, славненько можно
было в СССР развернуться к 1941 году в творческом отношении, если
бы не эти ужасные назойливые репрессии.
(Кстати, у шведов отыскался танк Strv 103, который тоже может
рассматриваться как засадный. Засадные особенности Strv 103:
- бульдозерная лопата спереди;
- скоростной задний ход под управлением радиста, постоянно
размещающегося спиной к основному направлению движения и
и имеющего собственный комплект средств управления.)
Танк Strv 103 во дворе шведского Музея армии, Стокгольм.
Бульдозерная лопата в нерабочем положении прикрывает низ корпуса.
* * *
О броне. Встретилось мне однажды такое мнение: броня Pz. III и
Pz. IV была слишком толстой для противопулевой, слишком тонкой
для противоснарядной, так что они зря таскали на себе значитель-
ную её часть, тогда как Т-26 и БТ-7 были для своего класса брони-
рованы ближе к оптимуму. Это не верно, потому что в бою снаряды
попадают в танк под очень разными углами, и чем толще броня
танка, тем шире диапазоны углов попадания, при которых снаряды
брони не пробивают. Кстати, по этой причине "прямоугольность"
бронирования немецких танков вредила им в меньшей степени, чем
можно было ожидать при сравнении результатов обстрела на полиго-
нах броневых плит при заданных углах попадания. Во время движения
танка по неровной местности наклонная броня Т-34 в момент встречи
с нею снаряда могла с не совсем уж малой вероятностью оказаться в
вертикальном положении, а вертикальная броня "Тигра" -- в наклон-
ном. Это не говоря уже о поворачивании танка в горизонтальной
плоскости (если она действительно горизонтальная). Иное дело, что
наклонная броня ещё может обеспечивать лучшее соотношение внут-
реннего объёма танка к его массе.
Советский танк БТ-5/БТ-7
БТ-5/БТ-7 имел отличную скорость 53 км/ч вне дорог, но затрат-
ную и ненадёжную ходовую часть и очень слабое бронирование
(10-22 мм у БТ-7). Упрощать ходовую часть и наращивать броню
почему-то не стали. Орудие калибром 45 мм годилось только против
танков со слабым бронированием, а более мощное якобы плохо поме-
щалось в башню, и вдобавок численность экипажа (3 человека) не
располагала к использованию орудия в скорострельном режиме.
БТ-5/БТ-7 на колёсном ходу был слабоват в отношении проходимос-
ти, так что не мог даже применяться эффективно в качестве броне-
автомобиля. Без гусениц он уступал по совокупности качеств немец-
кому тяжёлому разведывательному бронеавтомобилю Schwerer Panzer-
spaehwagen SD.KFZ. 234 "Puma", массовое производство которого
началось, правда, в 1943 г., но в принципе могло бы начаться и на
10 лет раньше -- в СССР, пусть и с чуть худшим качеством. Чем
клепать колёсно-гусеничные БТ-5/БТ-7, лучше бы делали бронеавто-
мобили типа "Puma". Кстати, в отличие от танков БТ, на "Puma" был
ДИЗЕЛЬНЫЙ двигатель, а на поздних моделях даже устанавливалась
7,5 см пушка. Также интересен в этом отношении английский
бронеавтомобиль Daimler MK1 (начало производства -- 1941 г.).
Кстати, в Красной Армии собственный бронеавтомобиль с пушкой
появился ещё в 1938 г. Это БА-10. В 1938-1941 гг. его произвели
3392 экземпляров. Потом производство остановилось -- из-за
блокады Ленинграда, в котором находился завод. В 1945 г. этот
бронеавтомобиль местами ещё применялся. Немцы и финны его тоже
использовали, если он доставался им в качестве трофея.
Сравнение характеристик:
БТ-7 БА-10М "Puma" Daimler MK1
масса, кг 13,900 5.140 11,700 7,610
экипаж, чел. 3 4 4 3
удельная мощность, л.с./т 36 9,7 18,2 12,5
скорость, км/ч
по шоссе 73 55 90 80
по пересеч. местности 20
запас хода 730 300 900 330
вооружение
пушка, см 4,5 4,5 5 4
пулемёт, мм 7,62 2x7,62 7,92 7,92
броня, мм 10-22 6-15 8-30 max 30
Альтернатива танку -- бронеавтомобиль с мощной пушкой.
Брюссельский Королевский музей армии и военной истории.
Puma" и Daimler MK1, в отличие от БТ-5/БТ-7, во время Второй
Мировой войны очень ценились: имели свою "нишу" применения и были
в её пределах прекрасны.
А танки Т-26, БТ-5/БТ-7 воспринимались после июня 1941 года как
ПОЗОРНЫЕ: на постаментах и в музеях Великой Отечественной Войны
их нет.
Может быть, следовало в конце 1940-х переделать танки БТ-5/БТ-7
в бронеавтомобили: заменить колёса на более широкие и упругие.
Показательно, что когда после 22 июня 1941 г. решили продолжить
производство лёгких танков, то выбрали не Т-26 и не БТ, а в очень
срочном порядке разработали Т-60 (на основе плавающего Т-40) с
максимальной скоростю 19 км/ч на пересечённой местности и энерго-
вооружённостью 12,7 лс/т, так что он, в отличие от Т-26, хотя бы
имел шанс при случае уйти от немецких Panzer II/III. Всего их
произвели за войну 6 292 шт., а это наверняка означает, что в
своей области применения этот тип танка был достаточно эффектив-
ным, а его область применения -- достаточно широкой и важной.
* * *
Интересный вгляд на проблему устаревших танков выражен в книге
"Конструктор боевых машин" (стр. 139):
"Что же касается лёгких танков ранних выпусков Т-26 и БТ, имев-
шихся в большом количестве в танковых войсках предвоенной поры, то
они действительно устарели к началу войны, но и при этом ОНИ НЕ
УСТУПАЛИ ВРАЖЕСКИМ ТАНКАМ ТОГО ЖЕ КЛАССА, КОТОРЫХ В НЕМЕЦКОЙ
АРМИИ БЫЛО НЕМАЛО."
Сравним:
БТ-7 Т-26 Pz. II Pz. III
масса, кг 13,900 9,600 9,500 19,5
экипаж, чел. 3 3 3 5
удельная мощность, л.с./т 36 9,4 14,7 14,6
скорость, км/ч
по шоссе 73 32 40 67
по пересечённой местности 53 12 19 19
запас хода
по шоссе 730 345 150 165
по пересечённой местности 430 175 100 95
вооружение
пушка, см 4,5 4,5 2 5
пулемёт, мм 7,62 2х7,62 7,92 3х7,92
броня, мм 10-22 6-15 5-30 16-30
Pz. III относился уже больше к классу средних танков: он имел
массу 19,500 кг., а границей между лёгкими и средними танками
считались 20 тонн (между средними и тяжёлыми -- 40 тонн).
Малый запас хода немецких танков означал меньшее количество
пожароопасного бензина в машинах. Этот малый запас компенсировал-
ся налаженностью снабжения.
Да, можно говорить, что советские лёгкие танки в целом не усту-
пали по параметрам немецким лёгким танкам. Добавим: и значительно
превосходили их по численности. Немцы нашли для своих лёгких тан-
ков эффективное применение летом 1941-го, а русские для своих --
не нашли.
Наверное, правильнее было бы говорить не об устарелости танков
Т-26 и БТ к 1941 году, а только о сужении области их эффективного
применения и необходимости изменения тактики вследствие появления
средних и тяжёлых танков.
* * *
Непосредственные причины низкой результативности советских
танков в 1941 г.:
1) отсутствие тягачей для эвакуации повреждённых танков;
2) отсутствие средств радиосвязи на большей части танков;
3) слабость системы обеспечения танков;
4) слабость тактического управления.
У этих причин были свои причины, лежавшие в особенностях уст-
ройства советского общества и в особенностях русского менталите-
та.
* * *
Лёгкие танки как класс боевых машин отнюдь не закончили своего
существования в 1941-м году после кошмарной потери огромного
количества БТ-7 и Т-26. В СССР срочно наладили выпуск Т-60, потом
Т-70 (они, правда, не пользовались большой популярностью в войс-
ках, и производство этих сравнительно дешёвых танков оправдывают
острой нехваткой бронетехники у Красной Армии в 1941-1942 гг.; я
думаю, что основная причина непопулярности была в неудачности на-
стойчивых попыток применения этих танков в ситуациях, для которых
требовались танки помощнее).
А американцы в апреле 1944 г. ТОЛЬКО НАЧАЛИ производство своего
лёгкого танка "Чаффи" ("Chaffee"). Оно продолжалось до августа
1945 г. Всего выпустили 4731 экземпляр (число говорит о том, что
войскам танк подошёл). После Второй Мировой войны "Чаффи" много
использовался в Индокитайской, Алжирской, Вьетнамской и Третьей
индо-пакистанской войнах.
Характеристики "Чаффи":
масса, кг 18 300
экипаж, чел. 4-5
удельная мощность, л.с./т 10,9
скорость, км/ч
по шоссе 56
по пересечённой местности ?
запас хода
по шоссе 160
по пересечённой местности ?
вооружение
пушка, см 7,5
пулемёт, мм 1х 12,7, 2х7,62
броня, мм 10-25
Итого превосходство над БТ-7 и Т-26 в калибре пушки, в калибре
и количестве пулемётов, в устройстве брони и наверняка ещё в
качестве ходовой части. Зато меньшая, чем у БТ-7, скорость и
значительно больший, чем у БТ-7 и Т-26, вес. Всё это к тому, что
БТ-7 и Т-26 в 1941 году не были безнадёжными танками: они только
нуждались в небольшой модернизации, в адекватной тактике и
хорошем обеспечении.
Важнейшие требования к лёгким танкам:
большая скорость;
мощная пушка;
малые размеры;
высокая проходимость;
хорошие средства наблюдения;
мощная радиостанция.
При удовлетворении этих требований есть чем компенсировать
слабость брони.
Лёгкий танк должен быть приспособлен к уклонению от боя -- до
наступления условий, когда он будет в состоянии безнаказанно при-
менить свою пушку и свой пулемёт. Чтобы уклонение от боя окупа-
лось, пушка должна быть достаточно мощной. Основные варианты ис-
пользования лёгкого танка против полноценных вражеских войск --
это внезапное кратковременное нападение из засады и огневой налёт
издалека. Лёгкий танк также годится для держания его под рукой
"на всякий случай": скажем, в охране штаба или автоколонны.
Расходовать на такие цели танк помощнее -- это расточительство, а
лёгкий танк -- приемлемое половинчатое решение.
Американский лёгкий танк M24 "Чаффи" (Chaffee).
Брюссельский Королевский музей армии и военной истории.
Даже через много лет после Второй Мировой войны разработка лёг-
ких танков продолжалась. К примеру, с 1970 по 1996 г. в Велико-
британии и Бельгии было выпущено более 1800 лёгких разведыватель-
ных танков "Скорпион". В 2008 г. они ещё находились на вооружении
в армиях 18 (!) стран.
Характеристики "Скорпиона":
масса, кг 8 000
экипаж, чел. 3
удельная мощность, л.с./т 24,3
скорость, км/ч
по шоссе 80
по пересечённой местности ?
запас хода
по шоссе 640
по пересечённой местности ?
вооружение
пушка, см 7,6
пулемёт, мм 7,62
броня, мм 20-60 (алюминиевая
противопульная)
"Скорпион" существенно превосходит БТ-7 и Т-26 по калибру
орудия, по проходимости, а Т-26 -- ещё и по скорости. Отличия по
другим качествам небольшие. "Скропионы" состоят на вооружении УЖЕ
БОЛЕЕ 40 ЛЕТ (это к вопросу об устаревших за 10 лет Т-26 и БТ-7),
и они даже чуть-чуть использовались в боевых операциях несмотря
на свою противопулевую защиту. Причина долговременной успешности
"Скорпионов" -- частью в том, что их не пытались ставить на место
"основных" танков, частью в их проходимости, скорости, калибре,
частью -- в переднем расположении двигателя, обеспечивающем
дополнительную защиту экипажа, частью -- в компактности и малом
весе. Функции этого танка -- разведка местности, охрана, патрули-
рование, операции против легковооружённых партизан.
Британский лёгкий танк "Скорпион" 1973 г. выпуска.
Брюссельский Королевский музей армии и военной истории.
* * *
Наверное, русским с их многочисленными слабоватыми танками
перед 1941-м годом лучше было действовать так: обучать и экипиро-
вать танкистов дополнительно как бойцов пехоты. В случае повреж-
дения танка они покидали бы машину и продолжали бой в качестве
пехотинцев: в защитной униформе, в касках, со стрелковым оружием
и, возможно, снятыми с танка пулемётом и радиостанцией. Не чёрны-
ми жуками на зелёном, жёлтом, коричневом или белом поле боя,
которые в ужасе из-за того, что пришлось вылезть из-под брони, с
пистолетами ТТ против пулемётов, а нормальными солдатами пехоты,
которые вдобавок ещё не устали от пешего передвижения, зато из-
влекли из боевой машины повышенный запас патронов и гранат. В
этом отношении примечателен израильский танк "Меркава" ("Колесни-
ца") с передним расположением двигателя и дверью для экипажа в
задней части корпуса: компоновка у "Меркавы" действительно, как у
колесницы, и из этого танка удобно выбираться в боевых условиях.
(Касательно споров с танковедами по поводу этого абзаца. Ствол
пистолета ТТ не труднее просунуть в смотровую щель танка, чем
ствол немецкого пистолета-пулемёта MP-40, изначально разработан-
ного специально для танкистов (но потом поворачивать в щели удоб-
нее всё-таки МП-40 -- это да). Убедительные доказательства того,
что советские танкисты в 1941-м году вооружались исключительно
наганами, но никогда -- пистолетами ТТ, отсутствуют. Я бы легко
мог заменить в этом абзаце пистолеты ТТ на наганы, не меняя смыс-
ла текста, но вдруг у кого-то из танкистов всё-таки были пистоле-
ты ТТ (пусть и не в качестве предписанного личного оружия)?!
Далее, если я говорю о съёмной радиостанции на танке, я, разу-
меется, имею в виду радиостанцию, приспособленную для съёма и по-
следующей переноски в другое место. И я имею в виду не портатив-
ную радиостанцию, каких в то время делать ещё не умели, а то, что
можно перетащить в кусты или в окоп, если очень надо. Кстати,
нашлась почти подходящая для этого танковая радиостанция 10-Р
образца 1941 года. Телефонно-телеграфная. Дальность телефонной
связи на ходу -- до 25 км, на стоянке -- до 45 км. Масса около 30
кг., объём около 30 куб. дм. Поднять и нести 30 кг в одиночку
можно -- если не далеко. В крайнем случае -- катить на
приделанных для этого колёсах. Связь на войне -- настолько важное
дело, что ради неё можно пойти и на такое.
Развитие идеи -- тележка, крепящаяся сзади на танке (и зимой
переделываемая в санки). На тележке можно было перевозить при
необходимости много чего, в том числе радиостанцию, пулемёт,
запас патронов, аккумуляторы, раненного командира и пр.
Ещё по поводу пистолета "ТТ" у танкистов. Попалось на глаза в
русской Википедии (статья "Михаил Калашников"):
"Осенью 1938 года был призван в Красную Армию в Киевский Особый
военный округ. После курса младших командиров получил специаль-
ность механика-водителя танка и служил в 12-й танковой дивизии в
г. Стрый (Западная Украина). Уже там проявил свои изобретательс-
кие способности - разработал инерционный счётчик выстрелов из
танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ для повышения
эффективности стрельбы через щели в башне танка...")
Даже повреждённый танк -- это фактор на поле боя: за танком
можно укрываться, из-за него можно стрелять, из него можно доста-
вать оружие и боеприпасы.
* * *
К началу Второй Мировой войны СССР был танковой державой №1 в
мире и намного превосходил конкурентов и по количеству танков,
и в целом по их боевым возможностям. Все эти выдающиеся советские
танки, наверное, были, среди прочего, большими игрушками "дяди
Джо", похоже, поддававшегося очарованию танками, чем довольно-
таки объясняется, почему их производилось так много. Надо думать,
Сталину было чрезвычайно приятно сознавать, каких размеров танко-
вая армада находится под его мудрым верховным руководством. Кон-
структоры танков, приходившие в Кремль с новыми предложениями, не
наталкивались на априорное неприятие, а помогали вождю преодоле-
вать сопротивление здравого смысла.
Советские тяжёлые танки
Могучий КВ-1. Речка с топкими берегами, болотце, слабый мост
были достаточными препятствиями, чтобы остановить этот танк.
Противнику надо было разбегаться и прятаться от КВ-1, пока у того
не кончалось горючее или не иссякал боезапас. А поскольку
потребление горючего у этого танка было большим, ждать нужного
момента приходилось, наверное, не всегда очень долго.
К началу немецкого вторжения было выпущено 636 танков КВ-1. При
надлежащем использовании они были достаточны для остановки немцев
ещё в июне 1941 года. Немцам подбивать их удавалось только из 8.8
см зенитного орудия. Не танки КВ-1 -- русское чудо, а то, что их
посредством не удалось прекратить немецкое наступление.
Причин тому, наверное, пять:
1) низкая надёжность ходовой части;
2) слабость системы боевого снабжения;
3) отсутствие эвакуационных тягачей;
4) неэффективная тактика, не учитывавшая недостатков танка и
системы его обслуживания;
5) неразбериха и паника в начале войны.
Что касается танка КВ-2, то он был существенно специализирован-
ным "противодотным" танком: разрушителем дотов. Для других целей
он оказывался малопригодным. Впрочем, и против дотов он годился
лишь при условии, что те имели слабое пушечное вооружение. Это
был "одноразовый" танк, быстро созданный под конкретную ситуацию
на советско-финском фронте 1939-1940 гг.
Слабые по сравнению с КВ-1, но отлично управлявшиеся немецкие
танки Panzer IV, элементарно обходили КВ-1 и двигались дальше --
создавать проблемы снабжению и ремонту советского "танкового
шедевра". В столкновении русского гения с немецкой основательнос-
тью едва не победила основательность. Танкозакидательство у рус-
ских не получилось.
Имея превосходство в количестве танков и в их боевых возможно-
стях, СССР до лета 1943 г. не имел превосходства В ИСПОЛЬЗОВАНИИ
танков. Значит, чего-то ещё не хватало.
На смену тяжёлым танкам КВ-1 пришли тяжёлые танки ИС ("Иосиф
Сталин"). Производство ИС-1 составило около 100 экземпляров, про-
изводство ИС-2 -- около 3 800. ИС-3 пошёл в серийное производство
только в мае 1945 г. и в боевых действиях против Германии не
участвовал, а против Японии участвовал по преимуществу в маршах.
Таким образом, феноменом на поле боя, заслуживающим внимания,
был ИС-2.
Недостатки ИС-2:
теснота внутри, затруднявшая работу экипажа;
низкая скорострельность (из-за раздельного заряжания снаряда
и порохового заряда);
малый боезапас (28 снарядов).
Танковый шедевр конца Второй Мировой войны:
советский тяжёлый танк ИС-3.
Брюссельский Королевский музей армии и военной истории.
Надо различать принципиальные недостатки тяжёлых танков как
вида оружия (в сравнении, к примеру, со средними танками) и недо-
статки конкретных образцов.
Недостатки тяжёлых танков вообще:
большой вес;
большой расход топлива;
быстрый износ ходовой части.
Возможные достоинства тяжёлых танков:
прочная броня;
мощная пушка.
Советские тяжёлые танки 1930-х Т-29 и Т-35 отличались не ука-
занными достоинствами, а большим количеством вооружения и много-
численным экипажем.
Помимо сложности пробивания брони танка, есть ещё сложность
попадания снарядом в танк. С увеличением калибра орудия броня
других танков пробивается лучше, а вот попадание в другие танки
получается хуже, потому что чем крупнее калибр орудия, тем
медленнее оно наводится, тем меньше относительная длина ствола,
тем скорее износ ствола, тем меньше боезапас, тем больше страдает
экипаж от шума и вибраций при стрельбе (а страдания экипажа
отрицательно сказываются на качестве его боевой работы). При
крупном калибре орудия боезапас в танке меньше, а значит, экипажу
приходится реже стрелять и тщательнее целиться. А долгое прицели-
вание означает опасность быть подбитым из того танка или противо-
танкового орудия, в которые целишься.
ИС-2 мог поразить "Пантеру" с расстояния в 3 раза большего, чем
то, с какого "Пантера" могла поразить ИС-2 (500 м), но это было
маловажное преимущество, потому что на большем расстоянии труднее
прицеливаться: если дистанция до цели увеличивается в 3 раза, то
и угловые размеры цели уменьшаются в 3 раза. Поэтому в борьбе с
танками противника преимущество у ИС-2 из-за большого калибра его
пушки было незначительное, а может, и отсутствовало вовсе. Основ-
ным было преимущество в броне.
Крупнокалиберная пушка не (намного) увеличивает возможности
танка в борьбе с другими танками (в сравнении со среднекалиберной
пушкой), зато делает танк мощным разрушителем объектов, проламы-
вателем оборонительных линий.
* * *
Почему СССР, имея превосходство в количестве и свойствах танков,
так долго возился с Германией после 1941 года?
Варианты ответа:
превосходство в танках было не очень большим;
танки не имели решающего значения;
существовали факторы, компенсировавшие немцам их слабость
в части танков.
По-видимому, немцы были качественнее в тактике. Надо полагать,
в Вермахте была более благоприятная атмосфера для принятия такти-
ческих решений: Гитлер ведь не терроризировал своего офицерского
корпуса массовыми чистками, поэтому немецкие офицеры легче, чем
советские, отваживались на возражения начальству и внимательнее
выслушивали мнения собственных подчинённых. У немцев отсутствова-
ла дурная традиция массово убивать своих, благодаря этому немец-
кие офицеры более бережно относились к своим солдатам и больше,
чем советские, стремились избегать потерь. КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ.
* * *
Нынешние "основные" танки, приблизительно соответствующие по
массе и по калибру орудия тяжёлым танкам Второй Мировой войны,
произошли, однако, не от тяжёлых танков, а от средних, постепен-
но утяжелявшихся. А изначально тяжёлые танки оказались, можно
сказать, тупиковой ветвью танковой эволюции. Поскольку даже
нынешние "средние" танки из-за своего веса довольно сложны для
перевозки, ещё более тяжёлые танки не вписались бы в существующую
транспортную систему.
* * *
"Конструктор боевых машин" о ситуации в начале 1930-х, стр.
35:
"С появлением противотанковой артиллерии, стреляющей прямой
наводкой бронебойными снарядами, дальнейшее развитие тяжёлых
танков, по мнению многих военных специалистов, стало совершенно
бесперспективным. Спасение от её огня они видели не в увеличении
толщины брони, а в неуклонном повышении манёвренности танков на
поле боя. Этого можно было достигнуть путём облегчения машины
и обеспечения максмально возможной скорости. Советских конструк-
торов это поветрие коснулось только в дискуссионном плане."
Рассмотрим ситуацию, когда сочетается боевое использование
средних по весу танков с мощными пушками и лёгких скоростных
танков, тоже имеющих мощные пушки, пробивающие броню средних
танков. Лёгкие танки имеют больший запас хода, более высокие
надёжность и проходимость и могут применяться не для атак в лоб,
а для действий из засад и для рейдов. Противник же вынужден
держать наготове МОЩНЫЕ противотанковые средства, эффективные
против средних танков, или дополнительно налаживать манёвренное
использование маломощных противотанковых средств.
Средства компенсации слабого бронирования боевой машины:
большая скорость передвижения;
малые размеры;
хорошая маскировка;
большой боезапас;
большая скорострельность;
большая поражающая способность снарядов;
большая точность стрельбы;
дальнее обнаружение противника;
большой запас хода (уменьшает возможность остаться
без топлива);
возможность быстро покинуть повреждённую машину;
тактика применения, учитывающая слабое бронирование;
мощная служба эвакуации и ремонта.
Танк Т-34.
Т-34 был не такой уж совершенный. Возможно, ему не помешало бы
следующее:
1) перископы для водителя -- вместо смотровых щелей;
2) командирская башенка -- вращающаяся, с установленным в ней
пулемётом, который можно применять как против наземных
целей, так и против воздушных;
3) возможность высоко поднимать ствол орудия, что при необходи-
мости позволило бы дополнительно использовать танк в качестве
самоходной гаубицы (надо бы ещё и в качестве зенитного
орудия, но это, наверное, слишком сложно);
4) бронированные кресла для экипажа, стальные каски и легкосъём-
ные бронежилеты, удобные для сидения в них в танковых креслах
(для защиты от осколков в случае повреждения танковой брони);
5) люк в днище -- для скрытого оставления танка;
6) устройство для тушения пожара двигателя;
7) возможность устройства спальных мест для экипажа внутри танка
и соответственно обеспечение регулируемого обогрева кабины
от двигателя и от специальной печки;
8) средства жизнеобеспечения внутри танка: шкафчики для личного
имущества, откидные столики, раскладной умывальник и т. п.;
9) наружные раскладные сиденья, опоры для ног и перила -- за
башней, для принятия на борт пехотного десанта из 4-6 чело-
век; десант принимали ведь так или иначе, но он испытывал
большие неудобства и рисковал упасть;
10) колёсный десантный прицеп на 10-12 человек с противопулевым
бронированием бортов и возможностью ведения стрельбы из-за
брони в движении.
К войне я со своими предложениями не поспел, это да. Но некото-
рые идеи вроде как годятся и для современной бронетехники. Прав-
да, пункты 1, 2, 5, 6 не очень оригинальны даже для 1941 года.
Подход: небольшие добавления и изменения, которые повышают жизне-
обеспечивающие возможности и собственную живучесть технического
средства, а также расширяют область его применения.
Тактика применения танков.
Тактику применения танков следует выстраивать с учётом их тех-
нических особенностей, а также многих других факторов. Должны
приниматься в расчёт:
соотношение сил;
плотности боевых порядков;
особенности местности;
состояние своих танковых войск (уровень подготовки экипажей и
и командиров, степень износа, обеспеченность боеприпасами
и топливом и т. п.);
взможности противотанковых средств противника;
тактика противника;
психологическое состояние противника;
возможности взаимодействующих видов войск;
степень осведомлённости о состоянии и намерениях противника;
качество разведки противника;
и т. п.
Основные приёмы использования танков:
лобовая атака на максимальной скорости на укреплённые
позиции;
атака на малой скорости во взаимодействии с пехотой на мало
разведанной местности;
длительная стрельба из укрытия;
огневой налёт с дальней дистанции;
кратковременная стрельба из засады с последующим отступлением
или переходом в атаку;
скоростной рейд по тылам противника с целью уничтожить или
захватить некоторые объекты, воспрепятствовать движению
на коммуникациях, вызвать панику;
просачивание с последующей атакой во фланг или в тыл или
последующим рейдом по тылам.
Некоторые тактические вопросы:
1. Как размещать танки вне боя, чтобы они труднее обнаруживались,
меньше страдали от авиации и артиллерии, эффективнее вводились
в бой, могли использоваться даже в случае, если не удастся
завести их двигатели.
2. Насколько сильно рисковать танками: какие потери их считать
приемлемыми, а какие -- нет. Превосходящие потери противника
в танках -- показатель, который годится далеко не во всех
случаях.
Тактика -- замыкающий компонент в системе подготовки к боевым
действиям: он должен компенсировать недостатки других компонен-
тов, обеспечить получение максимального эффекта от имеющихся
преимуществ.
Какие бы ни были танки, воевать следует в первую очередь мозга-
ми. Причём в бою думать уже в основном поздно: надо думать больше
до начала боя, ещё больше -- до начала войны. Что-то из придуман-
ного должно попадать в боевые уставы, что-то -- в учебники,
что-то -- в личный опыт, в навыки.
Танковая война -- дело слишком сложное для того, чтобы офицеры-
танкисты осмысливали его самостоятельно, тем более в боевых усло-
виях. Кто-то должен частично думать за них: в штабах, исследова-
тельских институтах. Система обдумывания должна выстраиваться да-
же более тщательно, чем система снабжения. И она должна работать
быстро: едва появилась новая информация в процессе боевых дейст-
вий или даже непосредственной подготовки к ним, тут же должен
включаться процесс переработки этой информации, выливающийся в
тактические рекомендации, в предложения по модернизации матери-
альной части, организации управления и т. п.
Служба снабжения, эвакуации и ремонта
Танки нуждаются в подвозе к ним моторного топлива и боеприпасов
(танкисты тоже нуждаются в снабжении). Моторесурс танка сущест-
венно сберегается, если танк не ездит на загрузку боеприпасами и
заправку, а получает необходимое приблизительно там, где его за-
стаёт потребность. Поэтому в танковых войсках должна работать
мощная мобильная бронированная служба боевого снабжения и жизне-
обеспечения. На основе бронеавтомобилей. Поскольку бронеавтомоби-
ли много дешевле, быстрее, надёжнее и ремонтопригоднее танков,
они в танковых войсках являют собой больше средство преодоления
затруднений, чем дополнительный их источник.
Танки, даже самые лучшие, непременно ломаются, повреждаются
противником, застревают в грязи, поэтому в танковых войсках долж-
на существовать мощная служба эвакуации танков с поля боя и ре-
монта их. Качественная работа этой службы может увеличить коли-
чество боеспособных танков в несколько раз без расширения их
производства.
Ремонтопригодность боевых машин и налаженная система их ремонта
-- частичная альтернатива их надёжности и живучести.
СССР вступил во Вторую Мировую войну, не имея в танковых войс-
ках надлежащей службы снабжения, эвакуации и ремонта. Именно это
обстоятельство определило основные потери в танках в начале войны
и существенную долю потерь -- в дальнейшем.
Поскольку танки часто ломаются, подбиваются, оказываются без
топлива и боеприпасов, их использование в наступлении значительно
эффективнее их использования в отступлении, когда потеря террито-
рии приводит и к потере всех оставшихся на ней боевых машин
(которые, кстати, после ремонта могут применяться противником).
За кем остаётся пространство, за тем и преисущество в использова-
нии танков. Если свои танки хуже, чем у противника, для них тем
более важно наступать.
Бронированные машины-истребители танков
Бронированные машины-истребители танков были (бывают) следующих
типов:
1) тяжёлый танк с мощным бронированием, способный без большого
риска контратаковать танки противника в лоб (примеры: КВ-1,
ИС-2, ИС-3);
2) скоростной танк со слабым бронированием и мощной пушкой,
способный быстро выдвигаться на танкоопасное направление и
нападать из засады, а также преследовать танки противника
(примеры: американские M18 "Hellcat" и M10 "Wolverine");
3) самоходное орудие с мощным бронированием, способное долго
оставаться на открытой позиции (пример: "Ferdinand");
3) самоходное орудие с лёгким бронированием, предназначенное
для кратковременных нападений из засад (пример: немецкие
"Marder" I, II, III).
Все эти боевые машины могли использоваться не только против
танков, но борьба с танками была их специализацией. Эти машины
проектировались под определённую тактику, отклонение от которой
либо было физически невозможным либо означало чрезмерный риск.
Противостояние производств
В затяжной войне воюют не столько боевыми машинами, сколько
заводами, производящими эти боевые машины. Заводы должны быть
малоуязвимыми и с большими запасами мощности.
Надеяться надо на скоротечную войну (или на то, что обойдётся
без войны вообще), а готовиться -- к затяжной. Напряжением твор-
ческой мысли можно делать связанные с этим затраты сравнительно
небольшими.
Затяжная война получается неизбежно, если ни один из противни-
ков не имеет значительного превосходства над другим и если приме-
няемые средства нанесения ущерба не настолько эффективны, чтобы
противники могли быстро довести один другого до состояния полу-
разрушенности, делающего бессмысленным продолжение боевых дейст-
вий.
Противостояние конструкторских бюро
В затяжной войне воюют не только боевыми машинами и заводами,
производящими эти боевые машины, но и конструкторскими бюро, эти
машины совершенствующими. Конструкторские бюро должны быть уком-
плектованными, безопасно размещёнными, обеспеченными технически.
Их работники должны плотно контактировать с производителями и
пользователями разработанной ими продукции, а также с исследова-
телями, которые способны помочь инновациями.
Военное противостояние технических средств -- эволюционное:
с внесением изменений в конструкции производимых технических
средств, с модернизацией уже произведенных, с переходами на про-
изводство новых конструкций.
Модернизируемость -- важная характеристика дорогостоящей боевой
машины. Она обеспечивается запасами места и мощности, унификацией
компонентов, высоким качеством базовой части конструкции.
Танки сегодня и завтра
Для подавления массовых беспорядков и для борьбы со слабо во-
оружёнными партизанами даже давно устаревшие танки очень хороши.
Из них, в частности, удобно расстреливать здания, в которых
засели защитники чего-нибудь.
Боевые технические системы для борьбы с танками сами, в свою
очередь (если не портативные), являются целями для каких-то бое-
вых средств, в том числе для танковых, поэтому повышение поража-
ющих возможностей этих систем не обязательно означает равное
повышение уязвимости танков.
Угроза танкам как виду вооружения исходит больше от повышения
их сложности: их всё труднее производить, эксплуатировать, ремон-
тировать. Если из-за очередной мировой войны или другой глобаль-
ной катастрофы технологический уровень ведущих государств пони-
зится, то даже нынешние танки окажутся вне возможностей дегради-
ровавшей промышленности.
.................................................................
.................................................................
Из обсуждения идеи засадных танков:
18.09.2013:
"Проблема в том, что сидение в норе противоречит изначальным
функциям танка. Тогда с него можно и колеса с гусеницами снять,
дабы не мешали."
"противоречит изначальным функциям танка"
А мы их расширим. Есть разные типы танков, с различающимися
функциями. Скажем, скоростной слабобронированный танк с мощной
пушкой применяется несколько не так, как не очень быстрый с
толстой бронёй и тоже мощной пушкой. А если применять всякие
танки одинаково, получится то, что мы получили в 1941 году.
"Тогда с него можно и колеса с гусеницами снять, дабы не
мешали."
Ну и что тогда будет? СТАЦИОНАРНАЯ позиция. А засадный танк --
это быстроперемещаемая, быстросоздаваемая засада.
26.11.2013:
"Закапывание танков в 41-м ничего не дало бы. Не это решило
исход первых недель войны. Не было связи, не было взаимодействия.
Не было ОТРАБОТАННОГО взаимодействия.
Проблема даже не в том, что надо рации или кабеля телефонные
между танками провести, а в том, что, не понятно где эти танки
нужно закапывать. Тут или в 100 километрах севернее (восточнее,
южнее?). А завтра ситуация уже другая..."
Резон в Ваших замечаниях есть, НО:
- есть такое понятие: танкоопасное направление;
- была линия укреплений на старой границе (немцы подошли к ней не
в первый день войны);
- лучше не совсем уместно закопать танк, чем гонять по
просёлочным дорогам в условиях неопределённости и потом всё
равно потерять зря и в случайном месте -- из-за того, что
кончилось топливо или сломалась трансмиссия.
Литература:
Барятинский М. "'Пантера'. Стальная кошка Панцерваффе", М.,
"Коллекция", "Яуза", "Эксмо", 2007.
Белогруд В. "Грозный. Танки. Как это было".
"Конструктор боевых машин", Лениздат, 1988.
Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.
"Основной танк 'Леопард-1'" в кн. "Современные танки", М.:
"Арсенал-Пресс", 1995.
Растопшин М., Никольский М. "Леопард-2", "Техника и
вооружение", 1998. - № 9, 10.
Форд Р. "Танк 'Тигр'", пер. с англ., М., "Эксмо", 2008.
Уланов А. А., Шеин Д. В. "Порядок в танковых войсках", М.,
"Вече", 2011.
Сайт armor.kiev.ua
Luedke A. "Waffentechnik im Zweiten Weltkrieg",
Parragon Books Ltd.
Возврат на главную страницу