PHOTO

Александр Бурьяк

Безопасность природопользования

(Отрывки)


Обновлено: 04.02.2006
Другие произведения
bouriac@rambler.ru

  Как всякая политизированая область деятельности, охрана окру-
жающей среды значительно страдает от демагогического искажения
своих базовых представлений. По-видимому, сегодня невозможно
написать честную и существенно полезную книгу о рациональном
природопользовании, не вступив в конфликт с множеством деятелей, 
кормящихся в этой области. Поскольку тихо просочиться через их
плотные боевые порядки всё равно вряд ли удастся, надо решительно
врубаться в их серую массу -- и будь что будет.

Оглавление.

1. Предисловие.
2. Введение.
3. Нормативная экология человека.
....3.1. Причины проблем природопользования.
....3.2. Природопользование как область конфликта интересов.
....3.3. Жизнеобеспечение.
....3.4. Стоимость жизни.
....3.5. Окружающая среда и здоровье.
....3.6. Индивидуум под воздействием вредных факторов.
....3.7. Феномен природопользования.
....3.8. Проблемы природопользования.
....3.9. Динамические модели природопользования.
....3.10. Катастрофы природопользования.
....3.11. Системы предупреждения локальных катастроф.
....3.12. Теория мероприятий.
....3.13. Природоохранная деятельность.
....3.14. Миф о разрушении окружающей среды.
....3.15. Миф об общественном мнении.
....3.16. Миф о природоохранном движении.
....3.17. Миф о специалистах.
....3.18. Миф о МАГАТЭ.
....3.19. Охранительные движения.
4. Принципы безопасного природопользования.
5. Загрязнение окружающей среды.
....5.1. Виды загрязнений.
....5.2. Источники загрязнения.
....5.3. Реципиенты загрязнений.
....5.4. Воздействие вредных веществ на человека.
....5.5. Противодействие загрязнению.
6. Отходы.
....6.1. Типология отходов.
....6.2. Учет отходов.
....6.3. Работа с отходами.
7. Теория мониторинга.
....7.1. Сочетание мониторинга и моделирования.
....7.2. Объекты мониторинга.
....7.3. Закономерности.
....7.4. Программа мониторинга.
....7.5. Режимы просмотра.
....7.6. Типы датчиков.
....7.7. Размещение датчиков.
....7.8. Данные мониторинга.
....7.9. Обработка данных мониторинга.
....7.10. Сложности мониторинга.
....7.11. Стратегии мониторинга.
8. Мониторинг окружающей среды.
....8.1. Функции системы мониторинга ОС.
....8.2. Юридические аспекты мониторинга.
....8.3. Виды мониторинга.
....8.4. Аспекты мониторинга.
....8.5. Объекты мониторинга.
....8.6. Системы мониторинга.
....8.7. Компоненты системы мониторинга.
....8.8. Этапы мониторинга.
....8.9. Районы особого интереса.
....8.10. Технические средства мониторинга.
....8.11. Стратегия мониторинга.
....8.12. Использование результатов мониторинга.
....8.13. Научная работа на основании данных мониторинга.
9. Теория окружающей среды.
....9.1. Атмосфера.
....9.2. Водоемы.
....9.3. Грунтовые воды.
....9.4. Почва.
....9.5. Биота.
....9.6. Взаимодействие сред.
....9.7. Механизмы загрязнения среды.
....9.8. Модели окружающей среды.
....9.9. Потенциалы природных систем.
....9.10. Комплексная характеристика природной системы.
10. Территории.
....10.1. Данные о территории.
....10.2. Территориальный аспект национального развития.
....10.3. Территориальное планирование.
........10.3.1. Данные в территориальном планировании.
........10.3.2. Система территориального планирования.
........10.3.3. Технология территориального планирования.
....10.4. Зоны экологического бедствия.
11. Управление природопользованием.
....11.1. Оперативное управление природопользованием.
....11.2. Администрирование природопользования.
....11.3. Управление развитием природопользования.
....11.4. Организация управления природопользованием.
12. Природоохранная деятельность.
....12.1. Мероприятия по охране окружающей среды.
....12.2. Анализ эффективности различных мероприятий по охране
....12.3. Экономические методы управления природопользованием.
........12.3.1. Квоты на вредные выбросы.
........12.3.2. Рынок квот на вредные выбросы.
........12.3.3. О принципе "загрязнитель платит".
....12.4. Структура промышленности
....12.5. Специальные природоохранные мероприятия.
....12.6. Ограничение рождаемости.
....12.7. Юридический аспект безопасного природопользования.
....12.8. Финансирование мероприятий по ООС.
....12.9. Социально-экологическое образование.
....12.10. Национальная система поддержки
....12.11. Прогнозирование развития отрасли.
....12.12. Финансирование совершенствования технологий, продукции.
....12.13. Предельно допустимые концентрации.
....12.14. Санитарные зоны.
....12.15. Меры по оздоровлению городской среды.
....12.16. Сохранение природной среды.
13. Прогнозирование развития.
....13.1. Прогнозирование мирового развития.
....13.2. Прогнозирование технического развития страны.
........13.2.1. Общие потребности страны.
........13.2.2. Развитие технологий.
....13.3. Резервы технического прогресса
........13.3.1. Микропараметры образа жизни.
........13.3.2. Макропараметры образа жизни.
14. Стратегии природопользования.
....14.1. Возможные типы цивилизаций.
....14.2. Переориентация интересов индивидуумов.
....14.3. Переориентация интересов предприятий.
....14.4. Механизм разрушения природной среды предприятиями.
....14.5. Финансирование природоохранных предприятий.
....14.6. Международная деятельность в области ООС.
15. Комплексное проектирование среды.
....15.1. Предполагание развития среды.
....15.2. Теория экономии.
16. Радикальная программа оптимизации природопользования.
17. Приложение 1: Установление предельных уровней
....17.1. Постановка задачи.
....17.2. Концепция УПУВВ.
....17.3. Последовательность действий в УПУВВ.
....17.4. Решение задачи в первом приближении.
....17.5. Решение задачи во втором приближении.
....17.6. Место технологии УПУВВ в системе городского управления.
....17.7. Место технологии в национальной системе управления.
....17.8. Компьютерные программы и базы данных в технологии.
....17.9. Анализ эффективности мероприятий по защите атмосферы
....17.10. Стратегия ограничения вредных выбросов.
....17.11. Противники природоохранных мероприятий.
....17.12. Контроль уровней вредных выбросов.
....17.13. Модели города.
........17.13.1. Учитываемые факторы.
........17.13.2. Природопользовательское районирование города.
........17.13.3. Состояние здоровья населения.
........17.13.4. Производство.
....17.14. Социальные механизмы загрязнения среды обитания.
....17.15. Место природоохранного управления в общей системе упpавления.
....17.16. Модель предприятия.
....17.17. Модель экономического пространства.
....17.18. База данных о загрязнителях.
18. Приложение 2: Концепция системы мониторинга воздушной среды.
....18.1. Цель проекта.
....18.2. Задачи проекта.
....18.3. Функции системы мониторинга.
....18.4. Место системы мониторинга в совокупности мероприятий по управлению природопользованием.
....18.5. Структура системы мониторинга.
....18.6. Подсистема сбора данных.
....18.7. Подсистема первичной обработки данных.
....18.8. Подсистема анализа данных.
....18.9. Подсистема распространения данных.
....18.10. Служба экологического контроля.
....18.11. Аналитический центр.
....18.12. Сопряжение с другими системами мониторинга.
....18.13. Управление природопользованием.
....18.14. Кадровый аспект.
....18.15. Организационный аспект.


1. Предисловие.

В наше время стало хорошим тоном высказывать беспокойство о состоянии окружающей среды. Многие деятели считают, что, рас- суждая об "экологии", они демонстрируют широту своего мышления и заботу о человечестве. Хотя для некоторых из них беспокойство является искренним, в результате появляется огромное количество "экологических " текстов, пережёвывающих одно и то же, но не вводящих в оборот новых эффективных идей. Из-за этого трудности решения проблемы только увеличиваются. * * * Сокращение видового разнообразия и численности живых существ на Земле происходит в таком стремительном темпе, что жизнедея- тельность современного человечества следует считать катастрофой для биосферы. Существуют две противоположные точки зрения на безопасность природопользования, каждая из которых имеет свою развитую систему аргументации. Первая точка зрения -- почти общепринятая в культурной среде. Согласно ей, состояние окружающей среды становится всё хуже и хуже вследствие перенаселения и промышленной деятельности, и мы приближаемся к глобальной катастрофе природопользования. Она выражается в разнообразной массовой литературе, эксплуати- руется политиками и СМИ. Согласно второй точке зрения, значительные проблемы в связи с окружающей средой действительно имеются, но человечество с ними успешно справляется имеющимися средствами, и никаких ради- кальных изменений в отношении природопользования не требуется, а люди, паникующие по поводу катастрофы природопользования, всего лишь недопонимают ситуацию, или имеют в этом корыстный интерес, или являются слепым орудием других. Поскольку каждая из этих точек зрения имеет некоторые осно- вания, и у каждой есть опытные, не чуждые демагогии защитники, их спор бесконечен и малопродуктивен. Поэтому в данной книге я не буду защищать первую точку зрения, а буду просто исходить из неё, считая её более осторожной. * * * Существует не только "экологический кризис", но и кризис социальной экологии как области науки, поскольку она не дает подходящих рецептов существования. Самое значительное из того, что смогла породить передовая экологическая мысль Запада, -- это громоздкая, эклектичная и практически бесполезная концепция "sustainable develoрment", выраженная в документе "Agenda-2000", который был принят сессией ООН в 1992 г. Основная скрытая идея "sustainable develoрment": попробовать предотвратить катастрофу природопользования, ничего существенно не меняя в западном образе жизни. Кстати, выражение "sustainable develoрment" (немецкий эквива- лент: "nachhaltige Entwicklung") почему-то упорно переводят на русский язык как "устойчивое развитие", хотя надо как "выдержи- ваемое развитие", то есть такое, которое может выдержать окружающая среда (между тем, "выдерживаемое" -- не обязательно "устойчивое", а "устойчивое" -- не обязательно "выдерживаемое"). * * * Никакая природоохранная книжка не обходится без описания ужасающих фактов разрушения природы, загрязнения среды обитания, истощения ресурсов, ухудшения здоровья людей. Я рад, что мне вроде бы удалось (или почти удалось) обойтись без этого. * * * Используемые сокращения: ОС -- окружающая среда; ПС -- природная среда; ИС -- искусственная среда.

2. Введение.

Экологическая безопасность (или безопасность природопользова- ния) -- благоприятное состояние природной среды для жизни и хозяйственной деятельности (прежде всего, обеспеченность ресур- сами) в настоящем и в будущем, в том числе защищенность среды от разрушительных действий различных субъектов как внутри страны, так и извне. Аристотель: "То, что мы употребляем для наших физических потребностей в очень большом количестве и весьма часто, оказывает огромное влияние на наше здоровье, а вода и состояние воздуха относятся именно к этому." Критерий эффективности государственного управления -- качество жизни граждан. Здоровье граждан -- важнейший компонент качества жизни. Здоровье людей всё больше определяется степенью чистоты окружающей среды. По-видимому, дефицит дешевых ресурсов и загрязнение окружающей среды станут через несколько лет главными проблемами во многих обществах и главным источником "социальной напряженности". Таким образом, обеспечение экологической безопасности станет одним из основных направлений деятельности служб, отвечающих за безопасность страны. Hациональная безопасность -- это во всё большей степени безопасность природопользования. * * * Направления обеспечения безопасности природопользования: 1. Препятствование росту численности населения (в тех странах, в которых она растёт). 2. Минимизация потребностей людей, устранение псевдопотребностей. 3. Построение экономичной искусственной среды: компактной, с небольшими расходами на транспортировку, обогрев и пр. 4. Использование технологий, не требующих большого количества сырья и энергии и не дающих большого количества отходов, вредных для естественной среды. 5. Маневрирование изъятием ресурсов и вредными выбросами с целью снижения вредных последствий для людей и для естественной среды в целом. 6. Выявление и дополнительная защита особо страдающих компонентов естественной среды. 7. Выявление и пресечение деятельности нарушителей правил безопасного природопользования. Из указанных направлений первые три являются самыми важными. Пренебрежение ими компенсируется усилиями в других направлениях лишь в небольшой отчасти. Но именно такой малополезной компен- сацией (а ещё больше -- разговорами о ней) в настоящее время преимущественно и занимаются -- правительства, предприятия и пр. ............................................................... ...............................................................

3.18. Миф о МАГАТЭ.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) проделыва- ет большую скрытую работу по обработке общественного мнения и государственных деятелей разных стран в интересах лиц, зарабаты- вающих на применении атомных технологий. Деятельность этого учреждения настолько совершенная, что на примере МАГАТЭ можно изучать и организацию управления на Западе, и методы манирулиро- вания в их лучших образцах. Ключевая цель МАГАТЭ маскируется более широкой целью. МАГАТЭ заявляет, что ее цель состоит в "продвижении" ядерных технологий в целом, а не только технологий ядерной энергетики, и что, более того, последние составляют лишь небольшую часть "продвигаемых" ею технологий. Действительно, областей использования радиоактивных веществ очень много, но по объему возможных вложений капитала и возможных прибылей атомные электростанции перевешивают все про- чие. "Продвижение" ядерных технологий в целом, помимо маскировки главной цели, обеспечивает также преодоление психического барьера у масс и увеличение числа специалистов по ядерным технологиям, потенциальных "агентов влияния" МАГАТЭ. Тактика МАГАТЭ: 1. Избегать прямой поддержки "агентов влияния"; избегать тайной деятельности. МАГАТЭ не подкупает чиновников, не финансирует массовой пропаганды. Поддержка благоприятной для МАГАТЭ пропаган- дистской деятельности осуществляется через другие организации, формально не имеющие прямого отношения к ядерным технологиям. 2. Не отрицать недостатков атомной энергетики. Давать следующее объяснение: почти неизвестны технологии, которые были бы свободны от тех или иных недостатков. Охотно делиться информацией, свиде- тельствующей против АЭС. Не агитировать за атомную энергетику напрямую. Более того, утверждать об отсутствии интереса в распро- странении АЭС. Заявлять о заинтересованности Запада в обратном. Аргумент: снижение риска больших аварий, вроде чернобыльской. Расчет на следующее: создание видимости объективности; ненастойчивость ослабляет сопротивление; отсутствие желания распространять АЭС усилит интерес к ним. 3. Добиваться "местного финансирования" выгодных для МАГАТЭ проектов, ограничивая свою роль инициирование этих проектов, косультированием, оказанием "морального давления" на ведомства. 4. Делать доступной информацию по ядерным технологиям, почти навязывать ее. Получая дешевую или даже бесплатную информацию от МАГАТЭ, нормальный индивидуум приобретает и моральную обязанность перед этой организацией, воспринимает ее как не совсем чужую по отношению к себе; усваивает такие сведения о предметной области, в которых акценты расставлены МАГАТЭ. 5. Иногда демонстрировать отсутствие единства мнений (по второ- степенным вопросам) внутри самой организации. Это создает впечатление открытости, честности и стремления к истине. 6. Дифференцированно подходить к различным общественным группам. В собственных интересах МАГАТЭ усиление внимания ("позитивного" и "негативного") к ядерным технологиям, поскольку в обоих случаях потребность в услугах этой организации увеличивается. Цели МАГАТЭ в незападных странах: 1. Расширение использования атомных технологий в интересах их разработчиков, производителей оборудования и пр. 2. Поддержание технологической зависимости различных стран от Запада. 3. Использование рискованных энергетических ресурсов в незападных странах, сбережение нерискованных энергетических ресурсов для западных стран. К примеру, в интересах европейцев, чтобы рос- сийский газ достался Европе, а в России и Беларуси строились атомные электростанции: чем меньше в России потребителей российского газа, тем больше его сохранится для Европы. Интересы Запада в отношении АЭС противоречивы: с одной стороны, желательно сдерживать распространение ядерных технологий в "третьих странах"; с другой, нужно уменьшать потребления нефти и газа "третьими странами". Интересы правительств в отношении АЭС неоднозначны. С одной стороны, желательно покровительствовать экономически выгодным национальным предприятиям. С другой стороны, надо бороться за собственную популярность и брать на себя некоторую долю ответст- венности за решение глобальных проблем. "Агенты влияния" МАГАТЭ делятся на платных и бесплатных. Платные агенты подкармливаются через финансирование различных исследовательских и т. п. проектов, через поездки на Запад, оплачиваемые приглашающей стороной. Контингент бесплатных "агентов влияния" формируется следующим образом: некоторые доказывают свою полезность, надеясь попасть в платные "агенты влияния" или полагая, что можно подработать, не нарушая "гражданский долг"; некоторые помогают из альтруистических соображений, приняв на веру декларированные цели; некоторые общением с авторитетной организацией повышают свой статус; некоторые получают удовольствие от причастности к "большим делам"; некоторые втираются в доверие, чтобы получить какую-то особую информацию. Многие люди любят протестовать, спорить, выражать свою способ- ность к неподчинению. Атомные электростанции как объект для таких упражнений устраивают очень многих: протестующих, правительство, МАГАТЭ. Протестующие думают, что выполняют моральный долг, и от этого лучше себя чувствуют. А с точки зрения власть имущих, пусть лучше граждане протестуют против атомных электростанций, чем против общественного устройства. Можно строить АЭС уже хотя бы для того, чтобы они оттягивали на себя разрушительную энергию масс. МАГАТЭ глобально противостоит природоохранным движениям. На прямую конфронтацию оно никогда не идет и занимается в основном келейной контрпропагандой. Контрпропаганду публиковать не всегда выгодно. Бывает выгодно представлять ее малым группам слушателей, мнение которых существенно. Причины: 1) если контрпропаганду опубликовать, противники отыщут ошибки и трюки в аргументации, высмеют, выработают контраргументы; 2) непубликуемые сведения выглядят конфиденциальными, предназна- ченными для избранных и поэтому вызывают больше доверия; 3) экономятся силы: оппоненты как бы "стреляют по площадям", а ответный огонь оказывается прицельным. Ни сторонники "мирного атома", ни воюющие с ними "защитники окружающей среды" не являются носителями истины и сами по себе не отвечают национальным интересам страны, в которой ведут свою деятельность. * * * Отрицательные следствия развития атомной энергетики в Беларуси: технологическая зависимость от технически развитых стран; угроза окружающей среде; социальная напряженность, порождаемая негативным отношением населения к АЭС; использование страны в качестве полигона для испытания новых атомных технологий, способов преодоления вредного воздействия атомной энергетики на окружающую среду, методов обработки "массового сознания". ............................................................... ...............................................................

18. Приложение 2: Концепция системы мониторинга воздушной среды.

18.1. Цель проекта.

Целью работы является создание в городе эффективной системы мониторинга воздушной среды на базе действующих ведомственных технологий мониторинга. Возможности системы должны быть достаточными для организации рационального природопользования, способного обеспечить качество жизни населения на приемлемом уровне. Создание автоматизированной системы контроля атмосферного воздуха позволит: получить оперативную качественно-количественную информацию по оценке экологической ситуации; улучшить информационное обеспечение потребителей за счет полноты, оперативности, достоверности и доступности информации; осуществлять систематические проверки промышленных предприятий (соответствие выбросов нормам ПДВ и ВСВ); повысить оперативность передачи предупреждений на предприятия с целью регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеоусловий. Загрязнение атмосферы является наиболее сложным, изменчивым и влиятельным фактором окружающей среды, ведущим к ухудшению качества жизни, поэтому решения в области мониторинга городской воздушной среды могут лечь в основу программы комплексного мониторинга.

18.2. Задачи проекта.

Проект развития системы мониторинга воздушной среды города решает следующие задачи: разработку принципов мониторинга в применении к условиям города; оптимизацию организационной структуры системы мониторинга; организацию сети пунктов наблюдения за состоянием воздушной среды; организацию технического обеспечения системы мониторинга; создание банков данных; создание или подбор готового программного обеспечения для обработки данных в системе мониторинга; оптимизацию схем движения и обработки данных в системе мониторинга; оптимизацию организационной структуры системы мониторинга; подбор и подготовку специалистов для работы в системе мониторинга.

18.3. Функции системы мониторинга.

Мониторинг воздушной среды города -- непрерывное наблюдение за ее состоянием, имеющее следующие функции: предоставление данных для оперативного регулирования природо пользования; выявление нарушителей норм природопользования; выявление чрезвычайных ситуаций; накопление данных для дальнейшей научной обработки. В систему мониторинга целесообразно также включить следующее: прогнозирование будущих состояний атмосферы города; предсказание появления чрезвычайных ситуаций, вызванных нерациональным природопользованием; прогнозирование последствий различных решений в области природопользования; установление предельных уровней вредных выбросов в атмосферу для предприятий города. Система мониторинга воздушной среды -- направление работы государственных и негосударственных учреждений разного профиля. Система должна иметь собственные специализированные учреждения, а именно службу экологического контроля и аналитический центр, подчиняющиеся Городскому комитету по экологии. В числе функций собственных учреждений системы мониторинга -- согласование действий различных учреждений, для которых решение задач мониторинга воздушной среды не является основным содержанием работы. Различается: мониторинг воздействий на среду; мониторинг состояния среды; мониторинг здоровья населения, испытывающего воздействие среды.

18.4. Место системы мониторинга в совокупности мероприятий по управлению природопользованием.

Главная проблема мониторинга -- в осмыслении получаемых данных и в организации их эффективного практического использования. Существенно тормозит прогресс в этой области почти полное отсутствие аналитиков, специализирующихся на проблеме природопользования. Требуется интегрирование системы мониторинга в систему управления природопользованием, вообще в систему государственного управления. К администраторам должны поступать не "тревожные цифры", призывы и неисполнимые рекомендации, а конкретные обоснованные проекты. Необходимые качества системы мониторинга: 1. Преемственность: интеграция существующих ведомственных технологий наблюдения за состоянием окружающей среды. 2. Открытость: способность включать в себя новые технологии, построенные на различных принципах. 3. Согласованность компонентов: объем собираемых данных должен соответствовать возможностям их последующей обработки, обработка данных -- потребностям использования их для принятия решений, накопления их для исследования закономерностей. 4. Способность к развитию: в ногу с техническим прогрессом и изменением состояния города и городской среды. Проблема организации эффективного мониторинга не может быть решена покупкой готовых отлаженных систем за границей.

18.5. Структура системы мониторинга.

Выделяются следующие подсистемы (этапы) мониторинга: +-----------+ +-----------+ +----------+ +-----------+ | измерения | | первичная | | анализ | |распростра-| | и |->| обработка |->| данных |->| нение | |сбор данных| | данных | | | | данных | +-----------+ +-----------+ +----------+ +-----------+

18.6. Подсистема сбора данных.

Компоненты подсистемы сбора данных: стационарные посты наблюдения; передвижные посты наблюдения (полустационарные); мобильные посты наблюдения; поисковая мобильная лаборатория, способная выявлять наиболее широкий спектр вредных воздействий. Направления исследований: исследование фоновых загрязнений; слежение за постоянными источниками вредных воздействий; слежение за аварийными участками; поисковые исследования; работа с добровольными помощниками. Аспекты работы подсистемы: исследуемые характеристики; приборы, измерительные технологии; стратегия размещения и передвижения постов наблюдения; режимы замеров ; оперативное управление замерами. Измерения проводятся не в линейной географической сетке координат, а в специфическом пространстве, в топологии которого учитываются следующие факторы: источники вредных воздействий; механизмы распространения и накопления вредных воздействий; уязвимые компоненты социума. На этапе первичной обработки данных осуществляется придание официального статуса результатам измерений.

18.7. Подсистема первичной обработки данных.

Компоненты подсистемы первичной обработки данных: банк данных о состоянии и работе подсистемы сбора данных; банк первичных данных о состоянии окружающей среды; база данных об источниках вредных воздействий; программы элементарного статистического анализа; технологии формирования производных данных (к примеру, пересчета интенсивности вредного воздействия на душу населения, на единицу городской площади). Учитываются возможные искажения данных: небрежность замеров; разрегулирование и поломка приборов; флуктуации характеристик; фальсификация замеров.

18.8. Подсистема анализа данных.

Компоненты подсистемы анализа данных: технологии выявления закономерностей; технологии обобщения данных; технологии графического представления данных; технологии неформального анализа данных; технологии моделирования природопользования и процессов в окружающей среде. технологии оценки различных проектов в аспекте природопользования; банк данных о моделях, комментариях, гипотезах, составленных по результатам первичной обработки данных, а также об оцениваемых и реализуемых проектах; собственный банк данных о теории и практике мониторинга и природопользования вообще или доступ к аналогичному общему банку данных. Функции используемых моделей: оперативное прогнозирование; долгосрочное прогнозирование; проверка эффективности различных проектов. Анализ данных включает выполнение следующих работ: расчет потенциала загрязнения атмосферы; анализ уровней загрязнения приземных слоев атмосферного воздуха по данным наблюдений и расчетов; составление комплексной интегральной карты загрязнения приземных слоев атмосферного воздуха; выявление изменений среднего уровня загрязнения атмосферного воздуха за последние 5 лет; разработку системы воздухоохранных мероприятий; определение необходимого комплекса научно-исследовательских работ по оптимизации состояния атмосферного воздуха.

18.9. Подсистема распространения данных.

Системой мониторинга поставляется следующая информация: пропагандистская; для служебного пользования; общедоступная; обязательная массовая (извещения о чрезвычайных ситуациях); секретная. Получатели информации: сопрягаемые системы мониторинга; председатель городского исполнительного комитета; председатель комиссии по экологии городского Совета народных депутатов; природоохранная прокуратура; предприятия-загрязнители; служба гражданской обороны; санитарно-эпидемическая служба; пожарная служба и т.д. Информация делится на оперативную и режимную (несрочную). Распространение оперативной информации осуществляется через городского диспетчера по природопользованию. Режимную информацию распространяет аналитический центр.

18.10. Служба экологического контроля.

Компоненты системы мониторинга "сбор данных" и "первичная обработка данных" предполагается реализовать в службе экологического контроля при Городском комитете по экологии. В составе службы экологического контроля должна быть организована работа городского диспетчера по природопользованию, имеющего прямую налаженную связь с руководством и оперативными дежурными учреждений, причастных к решению проблем природопользования и работе в чрезвычайных ситуациях, а также наделенного достаточными полномочиями для инициирования исполнения оперативных решений.

18.11. Аналитический центр.

Компоненты системы мониторинга "анализ данных" и "распространение данных" предполагается реализовать в особом аналитическом центре при городском комитете по экологии. Необходимо интегрирование центра в систему городского управления в качестве важного элемента. Дополнительные функции центра: разработка программ развития системы мониторинга; мониторинг мероприятий по охране окружающей среды; разработка рекомендаций органам государственного управления, в том числе выработка предложений по информационной политике в области охраны окружающей среды; участие в разработке региональных комплексных программ раз- вития. Разработка проектов рационализации природопользования не явля- ется непосредственной функцией аналитического центра, но ему мо- жет быть предписано наблюдение за состоянием такого проектирова- ния.

18.12. Сопряжение с другими системами мониторинга.

Система мониторинга осуществляет обмен данными с соседними, вышестоящими и параллельными системами мониторинга окружающей среды. Разные системы мониторинга могут использовать общие посты наблюдения. Для облегчения обмена данными используются унифицированные формы представления первичных и обобщенных данных.

18.13. Управление природопользованием.

Аналитическим центром используется технология установления предельно допустимых уровней вредных воздействий на городскую среду. Служба экологического контроля проверяет выполнение предприятиями-загрязнителями рекомендаций, разработанных по этой технологии.

18.14. Кадровый аспект.

Специалисты -- существенный компонент системы мониторинга, особенно специалисты-аналитики. В настоящее время учебные заведения не готовят аналитиков, специализирующихся на проблемах природопользования. Пути решения проблемы специалистов: конкурсный отбор, переподготовка, зарубежная стажировка, организация обучения по новым специальностям в вузах. Аналитическая Служба должна быть укомплектована инициативными и хорошо подготовленными людьми. Это можно обеспечить лишь при высокой оплате труда. В противном случае система мониторинга не станет существенным фактором преодоления экологического кризиса.

18.15. Организационный аспект.

Компоненты организации системы мониторинга: учреждения; штатные расписания учреждений; должностные инструкции; правовой статус служб системы мониторинга.

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz