PHOTO

Александр Бурьяк

О науке

(Отрывки)


Заметки о том, что надо сделать с наукой, чтобы она меньше вредила обществу.


Обновлено: 25.01.2006
Другие произведения
bouriac@rambler.ru

  Нижеследующие материалы накопились в процессе сотрудничества 
с Институтом системного анализа чего-то там при Госкомитете по
науке и технологиям Республики Беларусь. Возможно, они когда-то 
на что-то повлияли, но в принципе я не отвечаю за состояние бело-
русской науки ни в малейшей степени. В приведенных текстах не я 
определял темы, подходы и "разрезы": это учёные мужи всё искали 
"примочки" для отечественной науки.

Перспектива науки.
Центр трансферта технологий.
Региональное научно-техническое развитие.
Реструктуризация научной отрасли.
Предложения по повышению эффективности научной отрасли.

Управление инновационной деятельностью.
1. Анкетирование проектов.
....1.1. Анкета.
....1.2. Комментарии к анкете.
2. Анкетирование специалистов.
....2.1. Анкета.
....2.2. Комментарии к анкете.
3. Анкетирование предприятий.
....3.1. Анкета.
....3.2. Комментарии к анкете.
4. Анкетирование проблем.
....4.1. Анкета.
....4.2. Комментарии к анкете.
5. Структура базы данных, создаваемой по результатам
6. Выбор проектов для реализации.
7. Диспетчирование ресурсов в интересах развития.


Перспектива науки.

1. Проблема науки.

Есть основания утверждать, что общество уже не справляется с им же произведенными сложностями: нарастает его абсурдизация, усугубляются проблемы природопользования. Можно считать, что главная вина в этом ложится на науку: она способствовала услож- нению человеческой жизни, но не смогла дать адекватных инстру- ментов для работы со сложностями. С наукой "что-то не так". Но что? Может быть, ей чего-то не хватает или что-то в ней разре- гулировалось, и поэтому она работает хуже, чем могла бы. Воз- можные объяснения "проблемы науки": 1) недостаточность средств, отпускаемых на науку; 2) недостаточная саморефлексия науки; 3) разрыв науки и практики; 4) принципиальная ограниченность научных методов исследования, особенно в применении к обществу; 5) засилие устаревших парадигм, пребывание науки в преддверии очередной научной революции. Два последних представляются наиболее подходящими. Замечания по другим объяснениям: 1: Если значительно повысить финансирование науки, ее воздействие на общество увеличится, но нежелательный компонент этого воз- действия, возможно, увеличится в ещё большей степени, и в результате усугубятся порождаемые наукой проблемы и в целом эффективность науки снизится. 2: Недостаточность саморефлексии в науке имеет место, но не является первопричиной. Перераспределение усилий в науке в пользу научной методологии приведет в основном к увеличению числа посредственных публикаций по науковедению. 3: Наука не оторвалась от практики, а наоборот, слишком много для неё даёт, из-за чего человеческий мир непрерывно услож- няется. В СССР муссировалась проблема внедрения научных результатов, и недостаточную их внедряемость представляют как один из пороков социалистического общества, но, во-первых, некоторые из этих результатов были чреваты таким прямым или косвенным вредом, что лучше было их не внедрять, во-вторых, сами авторы не всегда действительно желали внедрения, так как практика вскрыла бы неполноценность их предложений. Некоторые поверхностные науковеды считают, что отечественной науке не хватает открытой и честной конкуренции. Но идеи никогда сами за себя не говорят, а особенность научных имитаторов как раз и состоит в том, что они умеют обеспечивать своим проектам должное оформление, способствующее победе в открытой конкурентной борьбе. Действительно талантливые люди нуждаются в льготных усло- виях. Тормоз развитию -- не в наличии привилегий, а в характере их распределения.

2. Проблема науки и проблема деятельности.

Попытка пpеобpазовать науку или общество с помощью четко сфоpмулиpованных теоpий pациональности пpивела бы к наpушению хpупкого pавновесия между мыслью, эмоциями, вообpажением и истоpическими условиями их пpименения и поpодила бы хаос. Пол Фейеpабенд. "Наука в свободном обществе" (стp. 468). Проблема развития науки вряд ли разрешима в рамках науки -- в том смысле, что эффективная концепция развития науки вряд ли может быть построена исключительно научными методами. Проблема развития науки является частью (вовсе не доминирующей) более широкой проблемы улучшения механизмов проектирования деятельности. В механизмах проектирования деятельности выделяются не только различные механизмы формирования представлений, но и механизмы взаимодействия механизмов, в том числе согласования взаимно противоречащих представлений, сформированных различными механизмами. Отражения себя и мира, имеющиеся у людей, разделяются по механизмам их формирования на следующие типы: инстинкты; традиции; личный опыт (фиксируемый в привычках, навыках, мнениях); идеологические представления (заимствованные, самостоятельно выработанные); научные представления (заимствованные, самостоятельно вырабо- танные). Идеологии строятся из неявных обобщений, предположений, откро- вений (философские и религиозные представления можно рассматри- вать как разновидность идеологий). Что касается социального порядка, сообразно с которым осущест- вляется человеческая деятельность, то он основывается частью на инстинктах и традициях, частью на идеологических представлениях, частью на научных сведениях. Инстинкты, традиции, опыт, идеологии можно считать продуктами ненаучных форм познания. Эти формы могут быть вполне эффективными и даже более эффективными, чем научные. Во многих случаях люди обходятся без науки. Большую часть своей истории они вообще не имели науки. Людям случается делать выбор между рекомендациями научными и ненаучными в пользу последних и добиваться благодаря этому успеха, поскольку научные оказываются продуктами научных ошибок или ущербными по другим причинам.

3. Мифы о науке.

Наука давала и дает меньше, чем от нее ожидают. Время от вре- мени появляется какое-то новое объяснение этого обстоятельства -- порождается очередной миф о науке, имеющий мало общего с реальностью. Набор мифов о науке, имевших хождение в конце XX века: науке надо создать условия для приоритетного автономного развития, и она радикально улучшит мир; науку надо развивать прежде всего по некоторым ключевым направлениям, и она радикально улучшит мир; науку надо ориентировать на решение практических проблем, и она радикально улучшит мир; надо развивать в науке в первую очередь научные коммуникации и междисциплинарные исследования, и она радикально улучшит мир. Соотношения истинной картины и сменяющих друг друга мифов о науке: +---------------+ +---------------+ +---------------+ | | |+-----------+ | | +--+| | | |+-----------+ | | | || |+-----+ | -> | | -> | | || || | | | | | | || |+-----+ | | | | +--+| +---------------+ +---------------+ +---------------+ Мифом выхватывается одна из многих имеющихся черт картины и выдается в качестве определяющей. Ситуация в науке и вокруг науки действительно меняется, но новый миф не отражает новые условия, а отвечает потребности в новом объяснении, поскольку прежнее объяснение, легшее в основу некоторых практических решений, не дало ожидавшихся результатов. Миф получает распространение, поскольку он прост и правдопо- добен, и поскольку большинство людей, интересующихся объяснением феномена науки, не имеет достаточно времени или квалификации, чтобы доходить до сути.

4. Очередная научная революция.

Ясно, что назрела потребность в очередной научной революции. Более того, она стала очень острой: либо учёные станут больше решать проблемы, чем создавать их, либо человечество потерпит катастрофу. Можно попробовать представить более конкретно, какого рода изменения в науке требуются. * * * Выделяются следующие аспекты научной деятельности: 1) собственно научная деятельность: открывание новых феноменов; осмысление открытого; разработка способов применения открытого; 2) метанаучная деятельность (саморазвитие науки). Чтобы сделать науку достаточно эффективной, приоритет должен быть отдан не собственно научной, а метанаучной деятельности. Можно различать перспективу изменения ... технологий научной работы; организации научной отрасли; базовых научных представлений. Направления изменения научных представлений: расширение; уточнение; обобщение; пересмотр (упорядочение, переоценка, "переобобщение"). Последнее направление является, по-видимому, сейчас наиболее важным. Предметы метанаучных исследований: 1) научная деятельность: интеллектуальные, бумажные и компьютерные технологии научной деятельности; система оформления научных данных; система распространения научных данных; система самоорганизации научных работников; 2) научная отрасль: система самоорганизации научного сообщества; система управления наукой; 3) научные представления: концепция науки; парадигмы научной деятельности. Для того, чтобы наука поспособствовала благополучию общества, необходимо проделать следующее: 1) осуществить разделение научной деятельности по уровням сложности (в частности, диверсифицировано присвоение ученых степеней) -- в целях защиты людей, работающих на высоких уровнях, от массы прочих коллег; 2) преодолеть "системную парадигму"; 3) изменить стиль научных текстов (они должны стать много более структурированными); 4) рационализировать используемые в науке компьютерные технологии. +------------------------------------------------------------+ | От науки в настоящее время требуется для решения проблем | | общества не открытие новых феноменов и не создание новых | | вещей, а переосмысление имеющихся знаний и доводка | | существующих вещей до безопасного и эффективного состояния.| +------------------------------------------------------------+ Способ осуществления очередной научной революции может состоять в следующем: сформировать группу людей, способных работать на вы- соких уровнях научной сложности, и оказать им помощь в выработке и распространении новых метанаучных взглядов. Способ формирования группы: отыскать несколько достаточно сильных кандидатов в группу и поручить им поиск и активизацию остальных. На высоких уровнях научной сложности способны работать только очень немногие личности. В настоящее время они творят "на общих основаниях" и не могут преодолеть доминирование специалистов по менее сложным проблемам. * * * На первый взгляд, можно выделить два способа проведения госу- дарством преобразований в обществе: 1) безличный: создать порядок, вроде бы способствующий проявлению нужных инициатив, и ждать этих инициатив; 2) личный: поддержать людей, уже проявивших нужные инициативы, чтобы они сами выработали требуемый им порядок и привлекли сторонников. На самом же деле первый подход сводится ко второму, поскольку упирается в личности, которые будут разрабатывать концепцию нового научного порядка, следить за его соблюдением, бороться с его извращениями и попытками обхода. Надо учитывать, что не так уж много есть людей, которые, не обладая сами каким-нибудь талан- том, способны распознавать, ценить и поддерживать этот талант в других. Таким образом, правильный выбор может быть осуществлён разве что случайно. Кстати, следует заметить, что величайшие научные достижения XX века обеспечивались не хорошими законами о науке, а талантливыми учеными-диктаторами, получавшими от государства или от крупных предприятий полномочия и большие средства для реализации своих проектов.

Центр трансферта технологий.

Центр трансферта технологий (ЦТТ)-- учреждение, обеспечивающее передачу научно-технологической информации от ее обладателей к ее потребителям. Основная идея ЦТТ -- интенсификация развития технологий не путем дополнительных инвестиций, дополнительных затрат на науку и разработки, а в основном путем передачи на некоторых условиях уже существующих или создаваемых в обычном порядке проектов тем отечественным субъектам, у которых есть желание и готовые воз- можности их реализации. Направления работы ЦТТ: сбор сведений о специалистах, идеях, проектах, проблемах, резервах; ведение базы данных по специалистам, идеям и пр. издание бюллетеня, информирующего о проблемах, идеях и решениях, которые могут представлять широкий интерес; публикация в бюллетене объявлений о потребностях в исследо- вательской и проектной работе, о предложениях результатов исследовательской и проектной работы; удовлетворение информационных запросов; инициативное информирование потенциальных потребителей услуг ЦТТ; анализ состояния инновационной сферы; концептуальное управление развитием технологий; организация экспертизы проблем, идей, проектов; формирование временных творческих коллективов для решения различных проблем. Создание благоприятных условий для внедрения творческих результатов само по себе интенсифицирует творчество. * * * ЦТТ должен стать дополнением к существующим ведомственным и рыночным инновационным механизмам. ЦТТ может стать ключевым учреждением, задающим направления и темпы технологического развития. ЦТТ сможет эффективно работать лишь в том случае, если будет руководствоваться некоторой национальной стратегией развития технологий. Развитие в некоторых направлениях следует сдерживать. (Это можно осуществлять посредством разъяснительной работы с авторами соответствующих идей и проектов, переориентирования их на другие задачи.) Набор требуемых обществу технологий существенно зависит от образа жизни, выбранного этим обществом. Поэтому национальная стратегия развития технологий может быть разработана лишь как часть общей национальной стратегии развития. Для преодоления возникающих в каком-либо деле затруднений не- маловажен правильный выбор формулировок соответствующих проблем. ЦТТ может помогать в этом. При анализе совокупности проблем может выявиться, что некоторые проблемы имеют что-то общее и их лучше решать согласованно; что некоторые проблемы автоматически устраняются в случае решения других проблем; что устранение одних проблем порождает или усугубляет другие проблемы. * * * Теоретическим основанием работы ЦТТ должны быть некоторые представления о том, что такое проблемы в обществе, что такое инновации, что такое развитие, какова связь между устройством искусственной среды, образом жизни и социальной организацией. * * * Минимальная структура ЦТТ: отдел стратегического планирования: 3 чел. отдел сбора и распространения данных: 5 чел. отдел ведения базы данных: 3 чел. аналитический отдел: 3 чел. отдел организации инновационной деятельности: 3 чел. Таблицы базы данных ЦТТ: "специалисты"; "учреждения"; "проблемы"; "идеи"; "проекты"; и др. * * * О проблемах. Атрибуты проблемы: формулировка; затраты на решение; эффект от решения; разработчик; реализатор; потребитель; обеспечиватель; покровитель; противник; и др. В связи с проблемой выделяются следующие социальные роли: потребитель выгод от решения проблемы; разработчик решения: формирует план деятельности; реализатор решения: реализует план деятельности; обеспечиватель решения (предоставляет деньги, оборудование и пр.); покровитель решения: не имеет непосредственных выгод от решения проблемы, но имеет косвенные, обладает властью или влиянием, высказывает поддержку решению и тем самым способствует поддерживанию решения другими; противник решения: препятствует решению проблемы. На одного субъекта могут приходиться одна роль, часть роли, несколько ролей, все роли. Возможные причины препятствования решению проблемы: выгоды от сохранения проблемы; желание иным образом использовать ресурсы, выделяемые на решение проблемы; желание реализовать свой вариант решения проблемы.

1. Феномен трансферта технологий.

Передача технологий может быть: 1) полезная или вредная для общества; 2) законная или незаконная; 3) санкционированная или не санкционированная государством. Пути передачи технологий: через документацию; через оборудование; через изделия; через специалистов (обучение, стажировки, консультации, смена места работы). Компоненты технологии: техническая документация; знания и навыки лиц, использующих технологию; оборудование; вещества, материалы, полуфабрикаты на входе технологии. По отношению к технологии можно различать субъектов следующих типов: разработчиков технологии; поставщиков технологии; пользователей технологии; пользователей продуктов технологии. Распространение технологии может осуществляться посредством субъектов любого из этих типов. Аспекты обеспечения трансферта технологий: обеспечение правовой основы трансферта; обеспечение контакта владельцев технологий и тех, кому они требуются или могут быть полезны; финансирование трансферта: кредитование, дотирование, предоставление налоговых льгот и пр. облегчение создания новых предприятий: организационная поддержка; информационная поддержка; обеспечение помещениями, кадрами и пр.; обеспечение эффективности трансферта с точки зрения стратегических национальных интересов. Возможные постоянные программы в области трансферта: программа передачи технологий из военной области в гражданскую; программа развития сельского хозяйства; и т. п.

2. Опасности трансферта технологий.

Центр трансферта технологий, созданный на либеральной идеологи- ческой основе, с иностранным участием, для обеспечения сотрудни- чества отечественных и иностранных субъектов, скорее всего, окажется значительным деструктивным фактором: будет склоняться к деятельности, противоречащей интересам национальной безопасности. Возможный ущерб от трансферта технологий: облегчение заграничным субъектам ведения агентурной и аналитической разведки в области науки и технологий; способствование утечке мозгов; поставки подержанного и вредного для окружающей среды оборудования; передача нежелательных технологий: вредящих окружающей среде, создающих вредную продукцию и т. д.; попадание национальных предприятий в технологическую зависимость от заграничных субъектов; попадание отечественных специалистов в информационную и концептуальную зависимость от заграницы. Возможные вредности технологий: использование сырья, добыча которого наносит ущерб окружающей среде; использование дефицитного сырья, которое имеет другие, более полезные применения; производство вредных отходов; причинение вреда здоровью работников; производство вредной продукции. Технологическая зависимость может проявляться через удовлетво- римую не иначе чем посредством заграничной помощи потребность в сырье, в запасных частях, в ремонте, в консультациях, в подготов- ке специалистов, в новом оборудовании, в документации на производство более совершенных (= конкурентоспособных) изделий. Международный центр трансферта технологий приемлем лишь при ус- ловии, если он будет ориентирован на ассимилирование полезных заграничных новшеств, и ему будет также предписано участие в ведении разведки и контрразведки в области науки и технологий в интересах своего государства.

3. Концептуальные основания трансферта технологий.

1. Развитие науки и технологий -- не бесспорное благо, а сложный малопонятный неоднозначный процесс, который, наряду с полез- ностями, приносит ущерб и создает новые угрозы. 2. Наука и технологии -- это в большей степени области соревно- вания и противостояния государств, а не области сотрудничества. Все государства находятся в состоянии взаимного конфликта -- более или менее острого, более или менее завуалированного, по более или менее значительным поводам. Межгосударственные конфликты неизбежны и нормальны. Надеяться на их устранение -- бессмысленно. Игнорировать их -- значит, действовать в ущерб национальной безопасности. Принимать безоговорочно на веру заявления о дружбе и сотрудничестве -- значит, проявлять ограниченность.

Региональное научно-техническое развитие.

Территория -- область пространства, включающая поверхность зем- ли и примыкающие к ней части воздушной и подземной среды. Регион -- территория и всё, что на ней находится, включая обитающих там людей и созданную ими искусственную среду. Следует различать: проблемы страны в целом; специфические проблемы отдельных регионов; одинаковые проблемы разных регионов. Особенности региона, способные порождать его специфические проблемы: 1) климат; ландшафт (рельеф, почвы, поверхностные воды); биота; ископаемые; 2) загрязнения естественной среды; 3) "искусственная среда": сооружения; здания; оборудование; 4) население с его особенностями -- половозрастными, расовыми, культурными, идеологическими и пр. Особенности региона могут быть следующих типов: 1) безусловно полезные или вредные; 2) условно полезные или вредные: в зависимости от осуществля- емой или предполагаемой деятельности в регионе; 2) неустранимые (напр., климат); устранимые (устранимость харак- теризуется затратами и сроками). ............................................................... ............................................................... Различаются следующие направления поощрения инновационной активности региональных субъектов: выделение "центром" части ресурсов в распоряжение региональных учреждений; предоставление "центром" части полномочий регионам; организационное и методическое обеспечение мобилизации местных ресурсов (в т. ч. интеллектуальных) в интересах развития. Основные мероприятия по обеспечению научно-технологического развития регионов: создание центров трансферта технологий, технопарков; ведение баз данных по проблемам, решениям, ресурсам, создание центрального банка данных о проблемах, идеях, проектах, свободных ресурсах, специалистах регионов; обеспечение доступа в Интернет широкого круга специалистов в регионах; организационное облегчение создания малых предприятий, специализирующихся на научных и технических разработках. Возможные организационные и экономические механизмы активации научно-технологического развития регионов: расширение системы государственных грантов, доступных для специалистов, работающих в регионах; обеспечение доступности научно-технической литературы специалистам регионов; финансирование региональных этнографических, лингвистических, экологических исследований, обеспечивающих знание "естест- венной базы" регионального развития; создание в регионах нештатных комитетов по региональному развитию; утверждение положения, определяющего полномочия этих комитетов; разработка этими комитетами региональных инновационных программ; Необходимо учитывать следующее: 1. Проблема научно-технологического развития регионов не имеет очевидных, простых и эффективных решений. Требуются разнооб- разные сложные усилия, несогласованное применение которых может привести к эффекту, который противоположен желаемому. 2. Деятельность по активации научно-технол. развития регионов легко вырождается в набор фиктивных мероприятий, неработающих учреждений, пустых публикаций и беспредметных разговоров. Чтобы этого не допустить, нужны особые усилия. 3. Основная проблема научно-технол. развития регионов -- кадровая. Для успешной активации инновационной деятельности необходимо поручить ее людям, сочетающим волевые качества, творческие способности и твердую установку на защиту государственных интересов. 4. Региональному развитию требуется серьезное идеологическое обеспечение и пропагандистская поддержка. Также следует обратить внимание на то, что при отсутствии наци- ональной сплоченности и жесткой линии на самостоятельное нацио- нальное развитие любые меры, направленные на расширение иннова- ционной деятельности, лишь способствуют вымыванию ресурсов из страны и усиливают ее идеологическую и экономическую зависимость от заграницы. К примеру: - наличие центрального банка данных о проблемах, идеях, проектах, свободных ресурсах, специалистах регионов облегчает другим государствам ведение научно-технической разведки и переманивание специалистов; - доступ в Интернет широкого круга специалистов в регионах делает их концептуально зависимыми от заграницы, а в случае публикования этими специалистами научно-технических сведений в Интернете облегчает заграничным субъектам ведение научно-технической разведки; - облегение создания малых предприятий, специализирующихся на научных и технических разработках, приведет к росту числа подставных фирм, создаваемых с целью хищения государственных средств; - и т. п. ............................................................... ...............................................................

Реструктуризация научной отрасли.

Разработке проекта реструктуризации научной отрасли должна предшествовать следующая подготовительная работа: 1. Уяснение феномена науки и места науки в обществе в приложении к проблеме реструктуризации национальной научной отрасли, осуществляемое по схеме: что возможно в принципе; что имеется у других; что имеется у нас; что является оптимальным (в принципе; для наших условий). 2. Уяснение современного состояния и проблем научной отрасли в технически развитых странах. Цель реструктуризации научной отрасли: повышение эффективности научной отрасли в обеспечении национальной безопасности и качества жизни. Подцели реструктуризации: повышение инновационной эффективности науки; интенсификация ассимилирования чужих научных достижений и методов; уменьшение злоупотреблений в науке; преодоление доминирования специалистов, работающих на невысоких уровнях научной сложности. Злоупотребления в науке: завышение расходов; неэффективные расходы; воровство; левая работа; имитирование научной работы; низкое качество научной работы; несанкционированная продажа информации за границу; нечестная борьба с конкурентами. Возможное содержание реструктуризации научной отрасли: переопределение проблемных областей; изменение набора приоритетных направлений научных исследований; изменение состава и профиля научных учреждений; изменение структуры учреждений; перераспределение ресурсов между учреждениями, направлениями работы, программами; изменение отношений научной отрасли с другими отраслями деятельности; изменение системы обеспечения научной деятельности. Аспекты обеспечения научной деятельности: управление научной деятельностью: оценивание субъектов и проектов, распределение средств, и т. п.; подготовка кадров; жизнеобеспечение кадров; информационное обеспечение: хранение, систематизирование, распространение научной информации (базовой, текущей); организация научного общения (конференций и пр.); техническое обеспечение: помещения; оборудование; расходные материалы; энергия и т. п.; технологическое обеспечение: прикладные компьютерные программы; положение о научном учреждении и т. п. методическое, концептуальное и идеологическое обеспечение: теория научного знания; теория научной отрасли и т. п. Мероприятия по обновлению научной отрасли не могут быть успешными, если не будут иметь здравой идеологической и методо- логической основы. Для выработки такой основы представляется необходимым выполнение следующих научных проектов: 1. Исследование и разработка основ национальной программы развития в приложении к научной сфере. 2. Исследование и разработка новых методических подходов в науке. Может оказать положительный эффект некоторая либерализация движения ресурсов научной деятельности. В связи с наукой могут функционировать следующие рынки: интеллектов; научных услуг; научных проектов; научных результатов; средств обеспечения научной деятельности.) Может быть уместно создание научно-производственных комплек- сов, объединяющих производственные предприятия с научно-иссле- довательскими учреждениями, способными осуществлять научное обеспечение инноваций этих предприятий. Требуется принятие мер для ослабления "утечки мозгов" и несанкционированного заимствования научно-технической информации. Возможно введение налоговых льгот на импортируемое техноло- гическое оборудование, предназначенное для производства изделий первой необходимости и не имеющее отечественных аналогов. Может быть предпринята разработка отечественных аналогов новейшего зарубежного оборудования, имеющего ключевое значение для основных отраслей производства. Следует избегать мер, ведущих к увеличению числа чиновников, причастных к регулированию отношений в научной и инновационной деятельности. Новые организационные структуры должны создаваться по преимуществу взамен старых. Существует опасность использования "инновационных центров" для ... разворовывания государственных средств; промышленного шпионажа в интересах заграничных субъектов; организации "утечки мозгов". Поскольку научная отрасль в значительной степени отягощена малоспособными "старыми кадрами", радикальное улучшение ситуации может быть, по-видимому, достигнуто лишь при условии, что мероприятия по обновлению подходов будут осуществляться не в рамках существующих организационных структур, а с опорой на новые, специально созданные для этого структуры. В качестве последних могут выступить "отраслевые научно-технические центры".

Предложения по повышению эффективности научной отрасли.

Чтобы повысить эффективность научной отрасли, надо прежде всего признать ее дефекты -- даже если это заденет многих из ныне работающих в науке. Если и дальше муссировать миф о "значительном научном потенциале", то положение c наукой ухудшится настолько, что она не будет в состоянии обеспечивать жизнеспособность государства. Текущее состояние научной отрасли характеризуется ее неспо- собностью давать существенные стратегические рекомендации руководству страны, обеспечивать решение проблем развития. Причины этого: 1. Доминирующее положение специалистов, работающих на низких уровнях научной сложности. 2. Чрезмерное влияние энергичных, но недостаточно талантливых научных деятелей. 3. Непатриотичные либеральные установки большинства работающих в науке. 4. Слабая работа в области философии и методологии науки. 5. Отсутствие действенной концепции управления научной отраслью. Научная отрасль не может стать эффективной сама по себе даже при условии ее значительного финансирования и высококачествен- ного управления ею. Требуются комплексные изменения условий интеллектуальной деятельности в стране. Научная отрасль не может стать эффективной сама по себе, но она в состоянии предложить руководству страны свой вариант националь- ной стратегии, который обеспечит, среди прочего, её развитие тоже. Правда, действенные стратегические рекомендации не могут быть чисто научными, научно обоснованными, и должны существенно опираться на интуицию, не искаженную усвоением упрощенных теорий и поклонением авторитетам. Результат непатриотичности интеллектуалов -- утечка мозгов и идей. При таком положении подготовка научных кадров и поддержка перспективных научных направлений оказываются фактически работой на заграницу. Повышение заработной платы научным работникам не является решающим и эффективным средством поддержания у них патриотизма. Решающее значение имеет декларация национальной стратегии, спо- собной принести значительный успех, твердая установка руководства страны на реализацию этой стратегии, пропаганда привлекательной государственной идеологии. Главная сложность управления научной отраслью -- в различении науки и псевдонауки, талантов и псевдоталантов, добросовестных исследователей и имитаторов. Руководство страны общается с интеллектуалами по преимуществу через их отдельных представителей (энергичных, но вряд ли в долж- ной степени добросовестных и талантливых) и судит о состоянии и возможностях научной отрасли со слов этих людей. Нация может быть полноценной и жизнеспособной только при усло- вии наличия у нее слоя патриотично настроенных мыслителей, к которым прислушивается руководство страны. Возможные направления развития научной отрасли: реорганизация научной отрасли; реорганизация научных учреждений; реорганизация управления научной отраслью; изменение размеров финансирования; изменение пропорций в финансировании; кадровые изменения; изменение индивидуальных и коллективных технологий научной работы; изменение отношений научной отрасли с промышленностью; изменение отношений отечественных научных учреждений с заграничными; изменение научных парадигм. Наряду с мероприятиями по оздоровлению научной отрасли в целом, следует создавать "альтернативную науку": формировать новые науч- ные учреждения под относительно молодых научных лидеров, созда- вать разнообразные каналы финансирования научной деятельности. Некоторые конкретные мероприятия: 1. Изменить условия предоставления грантов Фондом фундаментальных исследований. В настоящее время эти условия таковы, что не благоприятствуют исследователям, которые не имеют многочислен- ных публикаций и признания в среде коллег, между тем именно от таких исследователей можно ожидать существенно новых и особо значительных результатов. 2. ...

Управление инновационной деятельностью.

Инновационная деятельность должна осуществляться как реали- зация некоторой стратегии развития. Одно и то же нововведение может быть ключевым при одной стратегии и неприемлемым при другой. Инновационную деятельность можно представить как сведение вместе пяти видов ресурсов: проектов; средств производства; денежных средств; специалистов; организаторов разработки и реализации проектов. Формы управления инновационной деятельностью со стороны государства: разработка и пропаганда национальной стратегии развития, ориентирующей участников инновационной деятельности; обязательная государственная экспертиза крупных проектов; диспетчирование инновационной деятельности. Участие в государственной системе диспетчирования инновацион- ной деятельности не должно быть для участников этой деятельности обязательным. Для диспетчирования инновационной деятельности осуществляется сбор данных о проектах, специалистах, предприятиях, проблемах -- посредством анкет. Надо собирать только те данные, для которых ясна перспектива их использования. В анкетах, должно быть помече- но, какие данные сообщать обязательно, какие не обязательно. Виды риска в инновационной деятельности: ошибки в проекте; появление новых научных знаний и технических идей, делающих проект невыгодным; опережение со стороны конкурентов; уменьшение потребности в результатах реализации проекта; социальные кризисы и конфликты, затрудняющие инновационную деятельность.

1. Анкетирование проектов.

Цели анкетирования проектов: оценка состояния области проектных идей; выявление наиболее привлекательных проектов; выявление взаимосвязанных проектов; выявление сходных проектов; выявление дублирующих проектов; исследование возможности взаимного дополнения и объединения проектов; представление проектов специалистам, инвесторам, потребителям и пр.

1.1. Анкета.

В анкете на проект должны быть представлены следующие сведения: 1. Область, к которой относится проект. 2. Предмет проекта: разработка (теории, изделия, технологии, стандарта и пр._; внедрение технологии; налаживание производства изделия; налаживание услуги. (Компьютерные программы относятся к технологиям. Написание книги относится к разработке теории или разработке технологии.) 3. Непосредственные цели проекта: сбережение (труда, энергии, материалов, времени); облегчение труда; снижение вредности труда; повышение безопасности труда; сохранение окружающей среды; улучшение продукта: повышение надежности, ремонтопригодности, безопасности, удобства, эстетических качеств; уменьшение вредного воздействия на организм; расширение состава функций; увеличение объема функций; удлинение срока службы; уменьшение зависимости от импорта; и т. п. 4. Тип проекта: коммерческий (= самоокупающийся), некоммерческий. 5. Предполагаемые потребители результатов реализации проекта. Это могут быть: конкретное предприятие, учреждение; тип предприятий (отрасль), учреждений; исполнители некоторого вида работ; домохозяйства. 6. Текущая стадия реализации проекта (идея; полное описание; бизнес-план; частичная реализация). 7. Национальная привязанность проекта: 1: интеллектуальный продукт, полученный в ходе реализации проекта, представляет интерес для заграничных субъектов и может быть продан; 2: интеллектуальный продукт, полученный в ходе реализации проекта, интересует заграничных субъектов, но есть значительные неустранимые препятствия для заимствования; 3: интеллектуальный продукт, полученный в ходе реализации проекта, не интересует заграничных субъектов в смысле возможности заимствования (значит, не может быть продан по заниженной цене, вывезен авторами, похищен). 8. Основные проблемы реализации проекта: нехватка средств, специалистов, идей; противодействие; необходимость реализации другого проекта.

1.2. Комментарии к анкете.

Необходимость характеристики "Национальная привязанность проек- та" обусловлена тем, что поддерживать следует только те проекты, в отношении которых может быть уверенность, что результаты разра- ботки не окажутся за границей (в том числе вместе с разработчика- ми) без достаточной компенсации национальному бюджету. Патентная защита не гарантирует невозможности утраты монополии на результа- ты работы, потому что, во-первых, нередко патенты легко обходят- ся, во-вторых, требуются затраты на обнаружение и доказательство нарушения патентов. Кроме того, патентование за границей и ведение судебных тяжб за границей в защиту прав собственности на интеллектуальный продукт -- это канал утечки иностранной валюты из страны. Далее, заграничные субъекты, способные неправомочно использо- вать чужую интеллектуальную собственность, могут узнавать о появлении этой собственности именно из попыток патентования. То есть, отечественные искатели заграничного патента сами сообщают, на что стоит обратить внимание тем, кто занимается промышленным шпионажем. Перспектива экспорта товара, для которого технология или обору- дование разрабатываются в рамках инновационного проекта, в соче- тании с "мировым уровнем новизны" и особо высокой эффективностью -- признак того, что сама технология или сама техническая доку- ментация на оборудование может оказаться за границей без воли на то государства, причем будет использоваться там более эффективно, так что национальные производители не смогут реализовать возмож- ность экспорта. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГОСУДАРСТВО ПО СУТИ ПРОФИНАНСИРУЕТ ЧУЖОЕ РАЗВИТИЕ И, ВОЗМОЖНО, К ТОМУ ЖЕ НЕ СМОЖЕТ КОМПЕНСИРОВАТЬ СВОИ ЗАТРАТЫ. Мало того, что не следует поддерживать проекты, результаты ко- торых представляют значительный интерес для заграничных субъектов в смысле возможности несанкционированного заимствования, -- сле- дует, наверное, предпринимать дополнительно действия для сворачи- вания творческой активности в соответствующих областях. Альтернатива такому подходу -- принятие особо тщательных мер для защиты интеллектуальной собственности и культивирование привлекательной национальной идеи. ............................................................... ...............................................................

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz