Город Псков

Александр Бурьяк

Сверхзащищённый Псков

Псков насыщен историческими достопримечательностями, особенно фортификационными и церковными, так что даже надоест их смотреть. Кроме того, он хорош в ландшафтном отношении: есть здесь и реки (три), и скалистые кручи, и мощная парковая зона. В целом это очень русский, очень замечательный город, не приобщившись к кото- рому, думаю, нельзя считать себя русским по духу. А ещё он благоприятно расположен: из него недалеко до Санкт-Петербурга, Новгорода, Риги, Таллинна. Если жить в России, то лучше в таком городе, как Псков. Кстати, дешёвого жилья там скоро будет много, потому что в настоящее время население Псковской области сокращается более чем на 1% в год. * * * Что может быть осмотрено в Пскове: - Псковский кремль; - Троицкий кафедральный собор на территории Псковского кремля; - частично восстановленные второй и третий пояса укреплений; - Мирожский монастырь (XII век, при впадении реки Мирожи в реку Великую); - Поганкины палаты (1670-1679 гг. постройки; названы по фамилии "основателя" -- купца Поганкина Сергея Ивановича); - палаты Поздноевых (рядом с Поганкиными); - палаты купца Меншикова (XVII век); - Дмитриевское кладбище; - Богословское кладбище; - множество всяких церквей XV-XVII веков. * * * На псковских православных храмах -- по две шильды: одна -- от государства, другая -- от РПЦ. * * * В Пскове большевикам более-менее удавалось унимать свой церкве- взрывательский зуд. Наверное, была идея сделать здесь заповедник дремучей русской старины. Случился компромисс между Луначарскими и Троцкими. * * * Я думаю, что в советское время начали восстанавливать средневе- ковые укрепления Пскова, потому что напрашивалось неприятное сравнение со средневековыми укреплениями не так уж далеко отсюда расположенного Таллинна. Получалось, что русские -- хуже эстон- цев-датчан-немцев-шведов, потому что псковские укрепления в основ- ном рассыпались, а таллиннские в основном держались. Причина псковских потерь -- наверное, в худшем качестве местного камня (известняка), использованного при строительстве. Известняк известняку рознь. Псковские укрепления не растаскивались на камни горожанами, возможно, потому, что были слишком рассыпчатыми. Правда, их можно было растаскивать на щебёнку, сгребая её под стенами. Полагаю, её и сгребали. * * * Полиции в Пскове мало, но, я полагаю, это отчасти всего лишь потому, что функцию сторожения всяких объектов попередавали част- ным охранным предприятиям, да и те больше пялятся в видеомонито- ры, чем фигурируют на открытых местах. Эх, когда-то было много проще и зрелищнее: квартальные надзиратели в белом, вооружённые револьверами, саблями и свистками; на подхвате у них -- дворники в фартуках, тоже со свистками, а ещё с бляхами и мётлами.
Псков, Ленин
Мудрый взгляд Ильича. Говорить про транзитную GLORIA MUNDI, однако, рано: GLORIA как раз не прошла, а всего лишь изменилось отношение. Во дворе ремонтируемой 19-й школы.
Псков, детский сад 23
А вот это очень трогает. Люди стараются посредством самоделок из подручных средств хоть немного отгородить детей от неприглядностей современной России. Кстати, обратим внимание: песочница прикрыта, чтобы экскременты животных туда не попадали. Новое веяние. Но червячкам и букашкам по-прежнему можно.
Псков, автобусная остановка
Характерное для Пскова -- обклеенность остановок общественного транспорта. Плохо ли это -- не знаю. Есть ведь и плюсы.
Псков, псковское подполье
Ещё характерное для Пскова -- такие вот напоминания о войне в разных местах города. Псковское подполье.
Псков, храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова (со Стадища), XVI век. Типичное для древних псковских церквей устройство: два толстых коротких столба на входе, колокольня в виде ряда из 3-6 столбиков (колокола в данном случае украдены большевиками).
Псков, храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова (со Стадища) изнутри. Иконостас. Обратим внимание на два толстых коротких столба: они для древних псковских церквей характерны.
Псков, храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова (со Стадища) изнутри. Вид снизу вверх.
Псков, дом Софьи Перовской
И улица Советская в Пскове держится, и дом Софьи Перовской всё ещё находится под государственной охраной. Софья Перовская (1853-1881) непосредственно руководила убийством царя Александра II ("Освободителя").
Псков, Поганкины палаты
Палаты купца Поганкина (1670-1679 гг.)
Псковский кремль
Псковский кремль в месте слияния двух рек: Псковы (слева) и Великой (справа).
Псков, Троицкий кафедральный собор
Троицкий кафедральный собор на территории Псковского кремля.
Псков, третий пояс укреплений
Третий пояс укреплений. Берег реки Великой. Место стыка реставрированного (справа) и нереставрированного (слева) участков. Нереставрированные участки стен -- это в основном чуть больше, чем груды щебня.
Псков, Мирожский монастырь
Мирожский монастырь и кусочек реки Мирожи.
Псков, река Великая
Живописный заброшенный промышленный объект в разрыве третьего пояса укреплений. Средневековый Псков был огромным: настолько огромным, что теперь вот в разрывах его тогдашних укреплений помещаются целые промышленные объекты.
* * * Из дневника (надеюсь, не последняя запись): "08.08.2013. В Пскове на меня набросился кровососущий клещ. По- дозреваю, что это произошло, когда я по острой необходимости по- общался с природой в зарослях возле речки Пскова за Дмитриевским кладбищем. Если я в ближайшие полгода умру от страшной болезни, то, значит, допутешествовался. Но я предпочитаю думать, что этот клещ -- хороший: больных туляремией крыс, бешеных собак и псковс- ких алкоголиков, страдающих энцефалитом от рождения, он обходил стороной, а западал только на симпатичных женщин. В самом деле, не прерывать же экспедицию. Теперь с беспокойством прислушиваюсь ко всяким новым ощущениям в теле. Клеща я посадил под арест в пластиковый пакетик и предполагаю сдать в лабораторию для провер- ки его на вшивость заразность. Напоминаю себе: перед тем, как лезть в кусты, надо заправить рубашку в штаны, штаны -- в носки, а после того, как лезть в кусты, надо осмотреть себя, а также вытащить штанины из носков. Господи! Может, пронеси мимо меня чашу сию! Я ж всё-таки витаминизировался, ел пшеничные проростки, чистил зубы и т. д., а в храмах никогда не бросал посторонних предметов в ящики для пожертвований." * * * Весьма известные в своё время советские писатели Юрий Тынянов (1894-1943) и Вениамин Каверин (1902-1989) учились в Псковской гимназии. О псковских евреях вообще и о Тынянове с Кавериным в частности. Левин Н. Ф., статья "Евреи в губернском Пскове" (отрывки): "Разнообразные сведения о составе населения были получены во время Первой (оставшейся и единственной) всеобщей переписи насе- ления Российской Империи, состоявшейся 28 января 1897 года. Тогда в Пскове проживали 30478 человек. Из них 1415 жителей назвали еврейский язык своим родным. Однако следует учитывать, что в трёх пехотных полках, стоявших в Пскове, служили примерно 3300 солдат, в том числе 231 еврей. Так что постоянно жили в городе 1184 еврея (4,4 % населения), и они находились на третьем месте после 22000 русских и 1312 немцев. За исключением 14 православных, остальные евреи исповедовали иудейскую веру. Из 1415 евреев грамотными оказались только 816 (47 %), в том числе 587 обучались на русском языке и 155 - на других, кроме еврейского. Только 74 получили образование выше начального. По этим показателям псковские евреи находились на последнем месте, т. к. у немцев грамотность составляла 86 %, у латышей 83 %, у эстонцев 74 %, у поляков 69 %, у русских 52,4 %. И социальное положение псковских евреев было низким. Дворянином никто из них не стал. Лишь 5 человек, включая членов семьи, удостоились включения в сословие почётных граждан. В семьях купцов, выбравших гильдейские свидетельства, оказалось только 30 человек. Основная масса евреев (1098 постоянных жителей, не считая солдат) числилась мещанами, т. е. ремесленниками, мелкими торговцами, рабочими, служащими и членами их семей. Среди евреев-мещан большинство составляли ремесленники. Сами занимались различными ремёслами 251 человек (217 мужчин и 34 женщины) и в их семьях насчитали 504 иждивенца. Таким образом, за счёт ремесла жили 755 человек или почти 64 % псковских евреев. Более половины из них занимались пошивом одежды: 128 мужчин и 30 женщин зарабатывали им средства существования для себя и 290 неработающих членов семьи." "...Исаак Михайлович Руммель в советские годы руководил Комму- нальным театром в Пушкинском доме, организовал выступление в нём 21-22 мая 1920 года Ф. И. Шаляпина. Рассказ Руммеля "Концерты в Пскове" вошёл в трёхтомник воспоминаний о великом певце. В годы НЭПа И. М. Руммелю принадлежал бывший кинотеатр 'Модерн', переименованный в 'Коммуну'. И. М. Руммель женился на Мирре Зильбер - старшей дочери Абеля Абрамовича и Ханны Гиршевны Зильбер, известных музыкальных деятелей Пскова. Они давали уроки музыки, открыли здесь в 1900 году магазин музыкальных инструментов и нот. Абель Абрамович служил капельмейстером 96-го пехотного Омского полка. Анна Григорьевна (так её обычно звали в городе), как антрепренёр, приглашала сюда на гастроли лучших артистов. В декабре 1912 года Зильберы открыли на имя Мирры Абелевны ещё один музыкальный магазин 'Граммофон', торговавший с 1916 года и пишущими машинками. А двумя годами раньше брат Абеля аптекарский помощник Сахн Абрамович и его жена Рахиль-Лея Кивелевна Зильбер основали Специальный магазин игр и игрушек 'Эврика'. Вторая дочь Зильберов Лея (Елена Абелевна) стала женой известного писателя Юрия Николаевича Тынянова, выпускника Псковской мужской гимназии, большого друга её брата Льва Зильбера, ставшего академиком, известным вирусологом. 12 глав истории жизни семьи Зильберов в Пскове газета 'Псковская губерния' опубликовала в марте-июне 2002 года к столетию со дня рождения их сына, писателя Вениамина Каверина. Мемориальные доски в память о Льве Зильбере, Юрии Тынянове и Вениамине Каверине украшают бывшее здание мужской гимназии (ныне средняя школа N 1 г. Пскова)." * * * О теперешнем положении дел с евреями в Пскове. Из новостей (lenta.ru, 19.12.2006): "ПСКОВСКИХ ЕВРЕЕВ ОТРАВИЛИ ГАЗОМ ВО ВРЕМЯ ХАНУКИ. В Пскове неизвестные распылили газ в помещении еврейского общинного центра 'Хесед' во время празднования иудейского праздника Хануки, передает агентство 'Интерфакс' во вторник. Как сообщили представители Федерации еврейских общин России, инцидент произошел в минувшую пятницу, когда гости сели за праздничную трапезу. После молитвы сидящие недалеко от входных дверей начали кашлять и задыхаться. В воздухе сильно запахло перцем, самочувствие гостей ухудшилось. По версии сотрудников центра, злоумышленники направили баллон- чик в отверстие замочной скважины. Прибывшие на место происшест- вия сотрудники милиции составили акт о случившемся. По информации 'Агентства еврейских новостей', помещение общины находится в одном здании с общежитием техникума, студенты которого были неоднократно замечены в агрессивном поведении по отношению к посетителям центра."

На главную страницу