Грустная история РНЕ, или Как гитлеристы спасали Россию
Александр Бурьяк

Грустная история РНЕ, или
Как гитлеристы спасали Россию

На главную страницу
Александр Баркашов Основатель РНЕ Александр Баркашов в свои лучшие годы. В нём определённо было что-то, покорявшее сердца. "Русское национальное единство" (РНЕ) -- националистическое военизированное движение, возникшее в 1990 г. и в рудиментарном виде существующее до сих пор (2013). Оно копировало кое-что у Национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP) и её штурмовых отрядов (SA), но между гитлеровцами и РНЕ есть и значи- тельные различия. Известный писатель-бузутёр Эдуард Лимонов, тем не менее, в своей книге "Анатомия героя" назвал РНЕ-шников гитле- ристами. С точки зрения РНЕ, Адольф Гитлер занимал в основном верную позицию во внутриполитических и экономических вопросах, но довольно ошибочно определял цели внешней политики. Веской причиной обращения русских людей в 1990-х годах к гитле- ризму было стремление противоречить и злить. Это был вызов и КПСС-ной "номенклатуре", и либеральным "общечеловекам". Гитлеризм у русских -- эмоциональная реакция на лживость советского и западного. А ещё -- попытка прорыва к запретному знанию (или псевдознанию), к глубинной сути политических событий. А ещё -- проявление суицидальности и рискованная игра. В конце 1980-х -- начале 1990-х создавать политические органи- зации из энтузиастов было относительно легко: народ ещё не успел разочароваться в политике, активная молодёжь ещё не съезжала за границу, а верила в светлое будущее своей страны. Немецкий национал-социализм имел в СССР некоторое количество тайных поклонников ещё до начала разваливания коммунистической империи. Чуть-чуть виноваты в этом экранизированные "Семнадцать мгновений весны" Юлиана Семёнова. Явный гитлеризм у РНЕ обеспечивал этой организации лёгкость привлечения определённого контингента сторонников, но контингента немногочисленного и не сильно выделявшегося в лучшую сторону в интеллектуальном отношении. Гитлеристы в России были изначально обречены на маргинальность. Нацизм уже вполне убедительно показал свои недостатки в 1930-х -- 1940-х годах, но большинству людей учиться на истории, как известно, очень не свойственно. Основным стимулом вступления в РНЕ людей солидных, вышедших из вьюношеского опасного возраста, было острое неприятие существо- вавшего положения вещей и стремление размежеваться с теми, для кого это положение вещей было в радость. Для людей средних лет РНЕ было движением отчаявшихся, созревших для крайностей, а для глупой молодёжи оно являло собой просто "крутую" компанию, позволявшую решать их мелкие проблемы самоутверждения в среде сверстников. РНЕ давало своим членам, среди прочего, "чувство локтя", чувство защищённости, что в криминализировавшейся стране значило немало. По-видимому, у руководителей РНЕ развилось представление, что совершенно чистыми руками ничего значительного в политике сделать не удастся. Как и NSDAP, движение РНЕ не имело встроенных меха- низмов защиты от морального разложения своих членов. При отборе в ряды организации отнюдь не стремились отсеять людей, подверженных распространённым слабостям: курильщиков, любителей алкоголя, сквернословов и т. п. Критерии отбора в РНЕ были нестрогими и в отношении этнической принадлежности. Эта нестрогость частично компенсировалась наличи- ем 3-х ступеней посвящения: "сторонники", "сподвижники", "сорат- ники". Обратим внимание, что все эти слова начинаются с буквы "С". Она -- особенная. В 1990-х аббревиатура "СС" притягивала многих потомков победителей Третьего Рейха. Появлялись даже организации с названиями "Славянские соколы", "Славянский собор" и др. В России в 1990-х честным энергичным людям с героическим скла- дом характера было попросту некуда податься, кроме как в РНЕ. Сегодня, впрочем, то же самое и даже хуже, потому что даже в РНЕ (в то, что от него осталось) подаваться стало совсем уж глупо. В РНЕ желание избежать ошибок немецких национал-социалистов всё-таки имело место: скажем, приветствием в РНЕ было восклицание "Слава России!", а не слава кому-то там. Избежав некоторых чужих ошибок, РНЕ-шники наделали собственных. Одна из них -- религиоз- ный уклон. Если NSDAP была организацией атеистической, то РНЕ -- довольно-таки православной, с православным тра-та-та в руководя- щих документах, хотя в церковь строем не ходили и крещение не было обязательным условием членства. Обращение РНЕ к замаскированной нацистской символике было не следствием нехватки воображения, и не вполне результатом стремле- ния злить, а своеобразным проявлением честности: хоть тресни, а свастика ("коловрат") -- это исконный славянский и арийский сим- вол, не без оснований ставший вдобавок символом национал-социа- лизма. Никакими заграницами и никакими богачами организация РНЕ не финансировалась и соответственно не направлялась. Она существова- ла в основном членскими взносами и действовала по собственному усмотрению. Из-за довольно отчётливого гитлеристского профиля РНЕ многие сочувствовавшие русскому делу и не чуждавшиеся силовых действий люди не могли себе позволить участие в этом движении. Год 1993-й был для РНЕ, наверное, пиковым в отношении внешних возможностей и репутации. 300 РНЕ-шников (по некоторым источникам, меньшее количество), пришедших с Баркашовым защищать здание Верховного Совета в октябре 1993 г., встали, как 300 спартанцев, в решающем месте битвы за Родину. Какова бы ни была подоплёка событий, это были люди, у которых слово не разошлось с делом, и которые не трусили смотреть в лицо смерти. Пока у движения был флёр новизны, была и неопределённость буду- щего, поэтому не являлось большим грехом существование каких-то надежд на то, что дело всё-таки пойдёт несмотря на гитлеристские элементы. Но после десяти лет возни на одном месте стало трудно не замечать, что с движением что-то совсем не так, как надо. Движение РНЕ не могло стать массовым В ПРИНЦИПЕ: между РНЕ и русским народом всегда стоял Третий рейх с его бессмысленными жестокостями и незавидным концом. Войну и всякие мелкие перегибы можно было простить, массовое истребление безоружных людей -- никогда. Если сегодняшний русский человек, активничающий в поли- тике, говорит, что является национал-социалистом, он автоматичес- ки попадает под подозрение в том, что недалёк умом, работает провокатором или страдает психическим нарушением. Движение РНЕ погубил его собственный гитлеризм. Начни они без гитлеровской атрибутики, возможно, XX век закончился бы сущест- венно иначе. Отсюда и возникает у людей подозрение, что гитлеризм пускал корни в среде русских националистов не без "помощи" со стороны. РНЕ -- неуклюжая героическая попытка спасения России. Попытка, из-за неуклюжести которой были потеряны и люди, и шансы. Конеч- но, национализм -- подход с не очень большими созидательными воз- можностями, но хотя бы прекратить разбазаривание российских ре- сурсов он бы смог. Можно видеть дело и так, что РНЕ сломалось из-за установки на массовость. Установка не оправдалась, и люди стали разочаровы- ваться. Если бы, убедившись в отсутствии массового спроса на рус- ский нацизм, плавно перешли бы к концепции малочисленной элитной организации, ждущей своего часа и озабоченной не в последнюю очередь, взаимопомощью и развитием своих членов, то могли бы сохранять хорошую форму очень долго. Один из пропагандистских фильмов РНЕ назывался "Мы здесь. Обратной дороги нет." Вступивший в РНЕ как бы жёг за собой мосты: порывал с привычной социальной средой и вливался в новую -- пред- почитающую чёрную униформу. В наполовину коммунистическом, напо- ловину либеральном российском обществе 1990-х быть открытым наци- онал-социалистом означало быть отверженным. Впрочем, большинство записывавшихся в РНЕ являлись "лишними людьми" так или иначе, а вступлением в огранизацию они лишь оформляли своё положение отторгнутых обществом. Благополучный, хорошо устроившийся человек вряд ли станет русским нацистом. Им станет скорее человек страда- ющий -- и считающий причиной своих страданий непорядок в делах Родины. РНЕ было продуктом вольницы конца 1980-х с их бурным самизда- том, энтузиазмом вместо расчёта, максимализмом, стремлением по- скорее что-нибудь сломать. История РНЕ показывает, что свойственный нацистам образ чувст- вования и действия имеет некоторую привлекательность даже в Рос- сии. Русский народ в массе, однако, не рванул в "нацики": хорошие вы ребята, говорил он РНЕ-шникам, но, может, попробовать как- нибудь без гитлеровского наследия? Соблазн стать под знамёна военизированной националистической организации был велик, но распевать РНЕ-шный гимн на мотив "Die Fahne hoch" (она же "Хорст Вессель") -- это было слишком большим самоотрицанием. Но возможно, что не удалось бы заявить о себе настолько же громко, если бы создали военизированную организацию без нацистс- ких атрибутов: в отсутствие вызывающего стиля организация не имела бы привлекательности для тех, кто стремились именно бросать вызовы. Вдобавок отказ от копирования нацистов означал бы необходимость создания очень многого на пустом месте, а это потребовало бы непомерно больших творческих усилий. * * * Очевидную потребность русских людей в военизированной патриоти- ческой организации "верхушка" пробует удовлетворять через "каза- чество". "Казачество" -- это что-то вроде исторического клуба на подхвате у властей. Скорее придаток к государственному аппарату, чем общественное движение. Частью аддикция, частью средство самоутверждения мелких личностей. Расплывчатая патриотическая фразеология используется как предлог для игры в казаков и увиливания некоторых от нормальной работы. "Казачеству" позволили расти только после того, как оно попало в верноподданническую колею: чем бы люди ни маялись, лишь бы не вынашивали оппозиционных замыслов. Баркашов не принял казачьей оболочки для военизированного об- щественного движения даже не потому, что над "казачьим" вариантом довлела бы казачья традиция, а потому что казачество было кастой -- и в качестве таковой воспринималось также в конце XX века: у кого в предках никакой казак не значился, тот в качестве казака "настоящими" казаками не воспринимался, даже если был сверхказа- ком в душе. * * * Основатель РНЕ, Александр Петрович Баркашов (род. в 1953 г.) худо-бедно организовал общественное движение, пусть и не очень оригинальное и не достигшее своих целей. Другие только болтали, а он действовал. С сайта www.anticompromat.org: "Родился 6 октября 1953 в Москве, русский. Паспортная фамилия - Баркашев (через 'е'), поскольку именно так он фигурировал в документах Центризбиркома в 1999 году (в списке блока 'Спас'), которые оформляются строго в соответствии с паспортом. Родители - Петр Кузьмич Баркашов - рабочий-электрослесарь и Лидия Петровна Баркашова, урожденная Фарафонова - медицинская сестра; в настоящее время пенсионеры, родом из села Сенницы Озерского района Московской области. Оттуда же родом и жена Баркашова, Валентина Петровна. Двоюродный дед Баркашова был инструктором ЦК КПСС в 40-е годы и, по словам самого Баркашова, оказал большое влияние на формирование его "антисионистских" взглядов. Окончил среднюю школу в 1971 году. Учился на "тройки" и из-за этого не вступил в комсомол. В 1971-72 работал электромонтером в Службе контактно-кабельной сети в Москве. В 1972-74 годах служил в Советской Армии в подразделении, кото- рое, как утверждает сам А.Баркашов, готовило "воинов-интернацио- налистов" для Ближнего Востока. В армии был принят в комсомол. Во время очередного обострения в 1973 году ситуации на Ближнем Востоке (т.н. "Война Судного дня") А.Баркашов будто бы просился добровольцем в Египет (утверждал, что именно ради отправления на Ближний Восток стал членом ВЛКСМ), но президент Египта Анвар Садат поссорился с СССР и отказался от советских услуг незадолго до начала войны. В армии начал заниматься карате. Демобилизовался в звании ефрейтора запаса (по другой версии, А.Баркашов свое ефрейторство придумал (чтобы "быть как Гитлер") и окончил службу рядовым, а служил не в спецчастях, а в обычной воинской части N89599 на территории Белоруссии - МК, 12.02.1999). В 1974-87 годах работал электрослесарем 3 разряда на теплоэлектроцентрали ТЭЦ-20 в Черемушкинском районе Москвы. Обучался карате у тренера Александра Штурмина, посещал его секцию по карате в клубе на Цветном бульваре. Организовал на ТЭЦ-20 полулегальный кружок по карате для сослуживцев. В 1985 году вступил в Патриотическое объединение (ПО) "Память", став телохранителем лидера "Памяти" Дмитрия Васильева. С 1986 по май 19988 - член Совета ПО "Память". После преобразо- вания в мае 1988 ПО "Память" в Национально-Патриотический фронт (НПФ) "Память" стал членом Центрального Совета (ЦС) и начальником штаба, а в 1989 - заместителем председателя НПФ "Память". Возглавлял в "Памяти" "контрразведку" и "тысячу" боевиков (в действительности, в "тысяче" было не более 100 человек). Входил в 1989-90 гг. в редколлегию газеты "Память". 14 июня 1990 без санкции Д.Васильева организовал и возглавил марш-демонстрацию по Старому Арбату 60-ти боевиков "Памяти", одетых в военизированную черную форму. В августе 1990 года был исключен из НПФ "Память" вместе с другим членом ЦС Евгением Русановым - по версии Д.Васильева, за "предательство" (в более позднем варианте - "за пропаганду национал-социализма"). Как утверждает А.Баркашов, он и группа соратников ("наиболее дисциплинированные, активные и искренние члены "Памяти") покинули "Память" по собственной инициативе из-за того, что она стала "постоянно действующим костюмированным вечером воспоминаний". Одной из причин отделения боевиков было также их нежелание выступать в качестве бесплатной рабочей силы в васильевском сельско-хозяйственном кооперативе "Теремок"." "3 октября 1993 во главе отряда из 12 автоматчиков и около сотни боевиков, вооруженных стальными прутьями, по приказу штаба обороны Белого дома взял штурмом здание мэрии на Новом Арбате. После расстрела и захвата Белого дома стоонниками Ельцина, не был объявлен в официальный розыск, хотя газета "Московский комсомолец" и поместила розыскное объявление с приметами А.Баркашова ("рост ниже среднего, на вид 40 лет, плотного телосложения, носит усы...") и обещанием за его поимку 2 миллиона рублей. В период действия в октябре 1993 чрезвычайного положения РНЕ было подвергнуто временному запрету. Сам А.Баркашов сбрил усы и изменил прическу, распустил слухи о своем бегстве за границу, но остался в Москве. Вместе с Сергеем Рогожином 11 октября 1993 встречался с А.Невзоровым, в середине декабря под охраной личного телохранителя побывал на матче по кикбоксингу. Утром 20 декабря 1993 был доставлен в подмосковный Красногорский госпиталь им.Вишневского (закрытую больницу для военных) с пулевым ранением бедра и колена. По официальной версии РНЕ, ранение было следствием покушения, выстрелы были произведены из автомобиля "ВАЗ-2108" темного цвета пулями калибра 5,45, когда Баркашов около 4 часов утра шел по дороге в Красногорск. Водитель проезжавшей мимо машины подобрал раненого через 20 минут и доставил в госпиталь, где ему было сделано две операции. По другой версии, А.Баркашов был ранен случайным выстрелом во время пьянки с соратниками в частном доме во Фрязино (МК, 28.10.1995), а затем решил представить этот инцидент как операцию спецслужб. В госпитале А.Баркашов назвался чужим именем, но был вскоре опознан и 30 декабря объявлен задержанным и переведен из Красногорского госпиталя в больницу МВД. Первый допрос Баркашова был проведен 4 января 1994. 16 января Баркашову было предъявлено официальное обвинение - по статьям 79 (организация массовых беспорядков) и 218 (незаконное ношение оружия) Уголовного кодекса Российской Федерации с оставлением без изменения меры пресечения - содержание под стражей. 26 февраля 1994 Баркашов и другие арестованные "октябристы" были освобождены в связи с постановлением об амнистии, принятом новой Государственной Думой 23 февраля 1994." "3 апреля 1995 на штаб-квартиру РНЕ был произведен вооруженный налет сотрудников коржаковской Службы безопасности Президента: 8 налетчиков в масках и с автоматами представившись "антифашистской организацией" (А.Баркашову показалось, что "еврейской антифашистской организацией"), избили одного из охранников РНЕ, самого А.Баркашова ударили прикладом и заставили его несколько раз повторить в видеокамеру, что он просит извинения "у евреев, негров и кавказцев", а затем удалились, оставив вождя РНЕ и его соратников прикованными наручниками к батарее парового отопления. Пришедший через несколько минут в офис пресс-секретарь РНЕ Александр Рашицкий вызвал милицию, которая освободила А.Баркашова от наручников. А.Баркашов обвинил в инциденте "спецлужбы", евреев и своего бывшего соратника Алексея Веденкина, от которого отмежевался ранее. В мае 1995 года видеозапись, сделанная во время погрома в офисе РНЕ, была обнародована. Две видеопленки были анонимно переданы Александру Хинштейнуиз газеты "Московский комсомолец" и тележурналисту Олегу Вакуловскому, О.Вакуловский пересказал содержание видеопленки в эфире (не демонстрируя ее), а А.Хинштейн опубликовал в МК полную расшифровку записи. Оправдываясь за негероическое поведение и объясняя происхожде- ние видеозаписи, А.Баркашов назвал эпизод провокацией, объявив его виновниками А.Коржакова, А.Веденкина и лидера Конгресса Русских общин (КРО) Дмитрия Рогозина ("В 95-м году Коржаков уже понял, что Ельцину хана, и стал самостоятельно планировать Лебедя на пост главы государства. Через посредников он предложил мне войти в некий альянс и создать некую организацию в духе Русского национального собора. Речь шла только об организации широкого диапазона с национальной идеологией. Я вступил в переговоры. Но когда был поставлен вопрос, что главенствовать в альянсе должен Лебедь, я всех посредников послал. Послал Веденкина, Рогозина. После этого через неделю мне передали слова Рогозина, что я об этом жестоко пожалею. Коржаков отреагировал сразу. Устроил налет на наш офис на Ильинке, где произвели обыск, изъяли документы. <...> Еще через пару недель состоялся якобы бандитский налет. Я сразу понял, что это чекисты, и что раз сразу не убили, то убивать не будут, и согласился говорить то, что они хотели записать на пленку. Мы могли их замочить, но следом могли прийти с ордером и приписать нам сопротивление властям"). Эпизод с извинениями перед евреями и неграми на некоторое время замедлил рост численности РНЕ (начавшийся под влиянием мифа об РНЕ как главном защитнике Белого Дома в октябре 1993 года) и даже привел к отходу из РНЕ части соратников. Тем не менее, в целом в 1994-95 гг. А.Баркашову удалось превратить РНЕ из московского отряда боевиков с несколькими провинциальными филиалами в организацию, так или иначе представленную в половине субъектов федерации и общей численностью от 5 до 10 тысяч человек." * * * С сайта www.informacia.ru: "В период 1995-1997 годов из регионов России стала приходить информация, свидетельствующая о том, что местные отделения РНЕ зачастую превращаются в криминальные структуры. Баркашовцы по всей России обвинялись в терроризме (Пермь, Владивосток), убийствах (Орел, Приморский край, Московская область), избиениях (Кострома, Омск, Орел, Екатеринбург, Московская область), ограблениях (Саратов), хранении и торговле оружием (Московская область), рэкете (Кострома, Свердловская область), погромах (Ростов-на-Дону, Краснодарский край), разжигании межнациональной розни (Калининград, Орел, Красноярск). В тех случаях, когда лидеры местных организаций уличались в преступной деятельности, руководство РНЕ спешило откреститься от региональных филиалов (так, руководство РНЕ отказалось признать своими филиалами организации РНЕ в Орле и Владивостоке). Если же преступления были совершены рядовыми членами РНЕ, то руководство или игнорировало подобные факты, или старалось подвергнуть сомнению действительное участие соратников РНЕ в преступлении (в случае с погромом в Крымском районе Краснодарского края), или спешно заявляло, что виновные не имеют никакого отношения к РНЕ или уже были исключены из организации." С сайта www.anticompromat.org: "3 апреля 1995 на штаб-квартиру РНЕ был произведен вооруженный налет сотрудников коржаковской Службы безопасности Президента: 8 налетчиков в масках и с автоматами представившись 'антифашистской организацией' (А. Баркашову показалось, что 'еврейской антифа- шистской организацией"), избили одного из охранников РНЕ, самого А.Баркашова ударили прикладом и заставили его несколько раз по- вторить в видеокамеру, что он просит извинения 'у евреев, негров и кавказцев', а затем удалились, оставив вождя РНЕ и его соратни- ков прикованными наручниками к батарее парового отопления. При- шедший через несколько минут в офис пресс-секретарь РНЕ Александр Рашицкий вызвал милицию, которая освободила А. Баркашова от на- ручников. А. Баркашов обвинил в инциденте 'спецлужбы', евреев и своего бывшего соратника Алексея Веденкина, от которого отмеже- вался ранее." "13 сентября 2000 кураторы ряда организаций РНЕ Уральского, Северо-Западно, Верхне-Волжского, Северо-Кавказского и Чернозем- ного регионов, а также главы Московской, Кировской, Рязанской, Марийской ми Ростовской областных отделений заявили об 'очевидной неспособности А. Баркашова полноценно осуществлять руководство движением' и приняли решение учредить на базе своих организаций самостоятельное политическое движение. В вину А.Баркашову было поставлено злоупотребление алкоголем, расстрел в нетрезвом состоянии иконы Богородицы из самодельного лука, увлечение буддизмом и непризнание положительных изменений в стране после прихода к власти нового президента." "21 сентября 2000 оппозиция в РНЕ провела закрытый пленум ЦС, на котором А.Баркашов был объявлен исключенным из РНЕ. В конце сентября - октябре 2000 антибаркашовская оппозиция разделилась на две конкурирующие группы: группу О. Кассина -- Ю. Васина, приняв- шую название 'Русское Возрождение', и группу братьев Евгения и Михаила Лалочкиных, претендующих на сохранение за собой названия 'Русское Национальное Единство' (РНЕ)." "20 ноября 2005 в женском монастыре Во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (относящемся к Истинно-Православной Церкви митропоила Рафаила Прокопьева), принял монашеский постриг под именем отца Михаила (продолжая жить с семьей)." Другими словами, для Александра Баркашова его политическая жизнь закончилась религиозным помешательством. Разум Баркашова не справился со сложностями эпохи. Но всё равно Баркашов -- герой России. Не из того ряда, в котором Емельян Пугачёв и Степан Разин, а из того, в котором Минин с Пожарским и деятели Белого движения (Врангель, Каппель и др.). * * * Баркашов: демократическое общество -- это "общество, где за каждым глупцом или маньяком признается право на собственное понимание истины, где все решения принимаются ни за что не отвечающим большинством, где два дурака считаются умнее одного мудреца, и два подлеца порядочнее одного честного человека, где политиками могут быть только люди, способные хорошо обманывать толпу, просто не может существовать. Демократия -- такой же обман и насилие над человеческой природой, как и марксизм-ленинизм". А разве не так? Правильнее, однако, не культ вождя, а культ центрального органа политического движения. Тогда можно менее болезненно менять лиде- ров, а лидеры вынуждаются быть более осмотрительными. Так было задумывалось у большевиков. * * * Возникшая в 1993 г. Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова -- пародия на РНЕ: чёрный юмор, чёрный серп-и-молот на месте чёрной свастики, приветственный жест, являющий собой сред- нее между нацистским "римским" вытягиванием руки и ротфронтовским воздеванием кулака, крикливость, старенький авангардист и сквер- нослов в качестве вождя. Вообще-то Лимонов стремился уйти от сла- бых сторон РНЕ (от свастики, православия, антикоммунизма, антисе- митизма) но больше всего делу национал-большевистской партии вре- дил, однако, сам Лимонов -- своей репутацией писателя-скверносло- ва, гомосексуального экспериментатора и вообще фигуры, подходящей под теорию Григория Климова. Баркашов и Лимонов израсходовали на ерунду российский взрывной "человеческий материал" и добились ужесточения законов против "экстремистов". Таков их совместный итог -- один на двоих. * * * Если германский национал-социализм был для меня впечатляющим в эстетическом аспекте, то российский гитлеризм РНЕ своей визуаль- ной стороной вызывал у меня, скорее, неприятие: мне очень не нра- вились береты и эмблема в виде помеси вифлеемской звезды со свас- тикой. Береты -- непрактичный головной убор (кепи лучше), а вифлеемская звезда со свастикой трудна для рисования на заборах и некстати напоминает об Иудее (как будто без евреев русским людям и в самом деле никак). * * * Белорусское региональное отделение (БРО) РНЕ создал и первое время возглавлял Александр Михайлович Выпряжкин, которому было уже за 40. Дивный русский человек, совершенно лишённый позёрства и карьеристского зуда. РНЕ-шные идеи он подцепил в Москве в октябре 1993-го, где с "трофейными" милицейскими дубинкой и щитом участвовал в штурме московской мэрии. Потом Выпряжкин решил отойти от дел. Отчасти из-за того, что движение получалось в основном молодёжное, а он неудобно себя чувствовал в роли молодёжного лидера. После Выпряжкина организа- цию возглавил "молодой, да ранний" Глеб Самойлов, отдавшийся рус- скому национальному делу целиком. Когда у Глеба Самойлова отросла борода, он оказался очень похожим на Николая II. Летом 2000 года Самойлов был убит при невыясненных обстоятельствах, и во главе организации оказался руководитель гродненских РНЕ-шников Андрей Сакович, бывший спортсмен, человек с огромными кулаками, впечат- лявшими молодёжь. Заместителем его стал Василий Иванович Якубяк, русско-белорусский самородок того специфического типа, из которого в Гражданскую войну получались отличные полководцы, а в Великую Отечественную -- удачливые командиры партизанских отрядов. Видной фигурой среди минских РНЕ-шников был Виктор Иванович Мацкевич, бывший спецназовец, занимавший какую-то небольшую долж- ность на белорусской киностудии. Это был очень неглупый человек с нереализованным организаторским потенциалом. Наиболее знаменитым из всех минских членов РНЕ стал Валерий Игнатович -- вышедший по здоровью в отставку старший лейтенант специального подразделения внутренних войск "Алмаз", боксёр. Пос- ле тёмной истории с исчезновением одного либерального журналиста этот белорусский Джон Рэмбо получл пожизненный срок на закрытом судебном процессе. Был далеко не узкий круг сочувствовавших: людей с приличной работой, скрывавших свои отношения с организацией, но старавшихся хоть чуть-чуть помочь. Из Москвы в белорусское отделение РНЕ эпизодически поступала большими пачками довольно приличная по качеству газета "Русский порядок", которую надо было распространять. Неофитам организации демонстрировался пропагандистский фильм "Мы здесь, обратной дороги нет", в котором РНЕшники в чёрной уни- форме мощно маршировали где-то в полях под Москвой. Впечатляло. Вовлечённая в движение молодёжь воспринимала РНЕ как данность этого мира, а не как нечто новое и спорное. А "старички", конечно же, проявляли скептицизм и не стремились брать на себя большие моральные обязательства. У РНЕ была невыверенная позиция в отношении политического наси- лия, из-за чего в организации нередко случались всякие криминаль- ные эксцессы, дискредитировавшие подход. Скажем, в Минске был по-своему забавный эпизод, когда член БРО РНЕ Бреннер порезал члена БРО РНЕ Солера (или наоборот?!). Забавное здесь то, что оба были скорее всего евреями хулиганско-героического склада, которым хотелось считаться русскими немцами. Если бы не гитлеризм, не антисемитизм, не антикоммунизм, не православие и не духовные искания Баркашова, организация могла бы оказаться много более популярной и менее уязвимой и имела бы шанс нарваться на взрывной массовый интерес к ней в году этак 1998-м -- такой, что росту РНЕ стало бы невозможно помешать, и дело дошло бы до русской национальной революции. Чтобы похоронить организацию, достаточно было уже одного только антисемитизма. Антисемитизм в РНЕ не декларировался, но всё было как бы ясно и без деклараций. Чтобы преодолеть затруднения в легальной работе, было рекомендовано употреблять вместо слова "евреи" слово "сионисты", но это не помогло. Большинство евреев посчитали себя мобилизованными на борьбу с русским нацизмом. Затея с русским национал-социализмом в 1990-х была безнадёжной в принципе, а ныне она безнадёжна тем более. Что-то маргинальное такого типа будет живучим, но не опасным. Требовалось (и требу- ется) более своё: тоже военизированное, но более демократичное (в разумных пределах), без антикоммунизма, без православия, с опорой на рациональное мировоззрение, а не на эмоции; с перспек- тивными установками, а не с ретроспективными; с уважительным и даже союзным отношением к украинскому, белорусскому и всяким рос- сийским и соседним национализмам, включая кавказские, прибалтийс- кие и даже еврейский. Кто с этим не согласен, тому могу заметить: другое вы уже ой как долго пробовали, но только зря извели лучших людей, зря израсходовали народный энтузиазм.

Возврат на главную страницу