Александр Бурьяк

Дегенератский фашизм

Заметки о политической деятельности Эдуарда Лимонова

На главную страницу
ЭРОТИЧЕСКИЙ ВЕБ ЧАТ
Смешное и жалкое зрелище: могучий ум разродился вздором и носится с ним упорно, как с чем-то значительным. Один из самых ярких, сильных и плодовитых политических аналитиков оказался довольно плоским в отношении синтеза. Энергичный, искренний и очень убедительный в речах защитник России попал ненароком в число самых вредных для неё личностей. Эдуард Вениаминович! Вы одержали кое-какие успехи в партийном строительстве потому, что вам позволили их одержать: Вы оказались нужны правящему слою в качестве фашистского пугала. Вас бьют -- но так, чтобы не прибить. А если вас совсем не бить, Ваша партия перестанет быть привлекательной для желающих пострадать за народ. Какая-нибудь чиновная сволочь наверняка ещё и ржёт про этому поводу в кругу себе подобных нравственных уродов. Пока есть НБП, Путины будут выглядеть героями-антифашистами, даже если сами увязнут в фашизме по грудь или по шею. Кстати, непонятно, как Вы можете этого не понимать: у Вас же есть пре- красная, написанная ещё в 1984 г. статья "Исчезновение варваров". О том, как после внезапного фантастического исчезновения СССР Запад, наконец, осознал, насколько это враг был ему полезным. Сегодня Вы сами -- в роли полезного врага. Впрочем, возможно, что Вы это уже поняли, но Вам трудно отречься от сделанного. Вы нейтрализуете своей нацистской чепухой множество хороших людей. А может, и перемалываете их (зазря что ли ваш лозунг "Да, смерть!"?). Вы застряли в старых альтернативах, когда надо искать новые. Вы делаете ставку на подростковый максимализм не потому, что молодёжь -- самая "подъёмная", а потому что она самая наивная и у неё наименее благоприятное для выживания соотношение между энергией и опытом. Но может, это намеренный примитивизм? Тактический приём такой: собрать под свои знамёна побольше туповатых агрессивных выродков, а потом израсходовать их на хорошее дело -- на обеспечение при- хода к власти лучших людей? Задумка интересная. В ней определённо что-то есть, но ведь такая изощрённость не "ложится" на Вашу прямолинейную личность. Вам импонирует фашистский героизм, фашистский культ борьбы? Мне тоже. Но ничего хорошего в практическом концентрированном фашизме нет. Хорошими могут быть лишь элементы фашизма, да и то лишь, когда к месту. Что, народу не понять таких сложностей? Но ведь Вы сами-то способны их понять. По большому счёту, народу понимать и не надо: для этого у него есть лучшие люди. Главное, чтобы пони- мали они: те, за кем будут идти другие, думая, что тоже понимают, или просто потому, что их лидеры им симпатичны. И кстати, по-моему, русский народ скорее поймет эти сложности, чем примет концентрированный фашизм. Ваши лучшие публицистические книги -- неимоверно выше программы Вашей партии. Я думаю, Ваш могучий талант, Ваш заряд энергии, Ваша самоотверженность, Ваша честность очень нужны России. Вы -- из лучших, а среди добившихся известности людей Вы, наверное, даже лучше всех. Вы -- без преувеличения герой. Но поднимитесь же в своей политической практике до уровня шедевров своей публи- цистики. Потому что сегодня символом Вашей партии не лимонка должна быть, а старые грабли. * * * Культурный либерализм Вашей партийной программы имеет неявной целью оправдание Ваших собственных художественных загибов-пере- гибов. Как публицист вы зачастую потрясающи: пишете сочно, без дурной патетики, без стремления кому-то угодить. Ваши саморефлексии обычно очень здравы и, можно сказать, образцовы. Вы -- не перо, а сокровище. Но этот портрет существенно портят Ваши сексуально- наркотические "эксперименты" и языковые вольности в некоторых Ваших книгах -- тех, которые в будущем приличном русском обществе если и доведётся издавать, то лишь с многочисленными значками <---> вместо известных слов. При всей искренней симпатии к Вам и при всём почтительном -- снизу вверх -- взгляде на лучшую часть Вашей политической публи- цистики, я должен заметить, что Вы не годитесь в центральные фигуры в борьбе за возрождение России. Не великий деятель, а, скорее, курьёз. Зачисли такого в полк -- потом не оправдаешься за его странности. Даже если Вы на ведущее место и не претендуете, а считаете себя вынужденным временно идти впереди, пока не появятся лучшие, всё равно надо быть много осмотрительнее. У Вас: "Экспериментируя с сексом и наркотиками, 'исследуя' помимо моей воли дно американского общества, я чувствовал себя несчастным, но спокойным." ("Мазохизм -- государственная политика СССР времен перестройки" Собеседник. 1990. № 43) "Эксперимент" -- достаточная ли это интерпретация известных особенностей Вашей биографии? Декларация "полной свободы" развития культуры в программе Вашей партии (то есть наверняка в ВАШЕЙ программе) -- говорит о том, что у Вас отсутствует сильное сожаление от "экспериментах". Может, удались? Нет, я понимаю, что творческий человек живёт "вразнос": ходит по лезвию ножа и всякому такому, испытывает зуд открывательства и презрение к расхожей морали. Но ведь можно соблюдать меру и в этом, иначе "разнос" может повредить восприятию творческого продукта, через него созданного. Вы этими "экспериментами" создали значительное неудобство своим почитателям, включая меня. Как будто невозможно было перетерпеть! Или переложить проведение самых сомнительных опытов на менее ценные кадры! Теперь, если я вздумаю процитировать Вас для аргументации в серьезном споре, мне могут возразить: "Так Эдик же -- педик!" (в том-то и беда, что я с этим уже сталкивался). И что мне тогда делать? Рассказывать про Вашу личную сексуальную жертву ради расширения человечеству горизонтов познания? Или про то, что педики иногда тоже выражают толковые мысли? Или небрежно выдавать известный афоризм "Один раз -- не педераст"? И ведь я уверен, что Вы по сути не педик и даже не гомик, но далеко не все так бережно относятся к талантливым людям. Немногие оценят Вашу искренность- до-конца. Скорее, обратят внимание на Вашу неразборчивость. Мало мне того, что приходится защищать от обвинений в "голубизме" Ленина и Гитлера, так теперь ещё и Вас. Да уж, спасёшь тут Россию! В какого деятеля ни ткни -- окажется если не голубоватым, так "с прожидью", в лучшем случае просто грузин. А отыщешь "истинно русского человека", так тот непременно будет дурак и православный мистик, хотя, может быть, и учёный. У Вас: "Что касается моего первого романа, то это современный роман и, как таковой, он необходимо безжалостен, революционен, безумен, пошл и вульгарен. Так же как революционны, пошлы и вуль- гарны книги Жана Жэнэ, Хуберта Селби, Генри Миллера, Пазолини, Чарлза Буковского, Вильяма Борроуза, как книги американки Кафи Акер (которой я, кстати говоря, приятель). В 1984 г. критик 'Интернэйшнл Геральд трибюн' Джон Оке именно и поместил меня в компанию вышеназванных писателей, определив это направление, как 'грязный реализм'. Чем я и горжусь. Мои книги живые. Сегодняшняя литература, да еще в такой тяжелой стране, как СССР, ДОЛЖНА, ОБЯЗАНА быть пошлой и жестокой, как сама действительность." ("АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ: Интервью с самим собой", № 3., апрель 1991 г.) А пусть бы Вы лучше сказали вместо этого приблизительно следую- щее: "Когда я был сравнительно молод, то, будучи, можно сказать, загнанным в угол, насовершал неординарных поступков, про которые теперь не знаю что думать: то ли сожалеть о них, то ли ими гор- диться. Кстати, как раз им я обязан тем, что удалось выдвинуться из общего ряда. А иначе было бы никак. Вырожденцы приняли меня за вполне своего и позволили стать популярным." Между прочим, я так это и понимаю. Но ведь Вы-то бодритесь! Мало того, складывается впечатление, что и свою идеологию Вы строите так, чтобы самому относительно неё хорошо выглядеть, а это уже никуда не годится. Вы к фашизму добавили дегенератский "авангард" и получили то, что выражено в названии этой статьи. Но может, это своеобразная порядочность мешает Вам отречься от всяких колоритных дружков, которых Вы за много лет насобирали по разным авангардным помойкам Европы и Соединенных Штатов... * * * О программе Вашей партии. Не знаю, насколько она выражает наме- рения, а насколько изображает их в соответствии с неким большим тайным планом. Попробую исходить из того, что она написана прав- диво. Заявленная в программе идея иерархизма -- гнилая. Иерархизм не может быть главным принципом эффективной социальной организации. Тот же любимый Вами Рим в свои лучшие годы вовсе не был иерархич- ным. Попробуйте разобраться, кто кому подчинялся у римлян: цензоры консулам или преторы эдилам. И какие коммиции были главнее: трибутные, центуриатные или куриатные А ведь вдобавок все магис- тратуры не являлись единоличными: "По римской конституции все магистратуры были коллегиальными (2 консула, 2 претора, 4 эдила, 10 народных трибунов, 4 квестора), ежегодно переизбираемыми и неоплачиваемыми." ("История Древнего Рима" под ред. В. И. Кузищина, 1981, стр. 63) Мы видим у римлян, скорее, стремление выстроить систему противовесов, стремление избежать иерархии. А что творилось в римской армии? Попробуйте нарисовать для неё пирамиду подчинения. Вот кое-что из научного предисловия к книге Юлия Цезаря "Записки о Галльской войне": "Трибуны в количестве шести на легион, происходили обычно из всаднического сословия. Ввиду их молодости и неопытности Цезарь не особенно доверял им, и потому в его армии они не пользовались старым правом командовать по очереди в течение двух месяцев легионом." "Центурион командовал центурией, то есть одной шестидесятой легиона. В каждом манипуле командир первой центурии (prior) был выше командира второй (posterior) и командовал всем манипулом. Первый центурион (1-й когорты) назывался primus pilus, или primipilus; самым младшим был центурион 2-й центурии 3-го манипула 10-й когорты (decimus hastatus). (...) Центурион центурии триариев в каждой когорте командовал всей когортой." "Легаты прикомандировывались сенатом к главнокомандующему сообразно с его желанием. Они обыкновенно исполняли наиболее ответственные поручения полководца -- то в качестве командиров одного или нескольких легионов или всей конницы, то в качестве заведующих набором или постройкой флота и т. д." Пирамида была в монгольской армии времен Чингисхана. Но срав- ните, сколько просуществовала монгольская империя с её "пирами- дальной" армией и сколько римская с её слабоиерархической. Даже средневековое общество не было вполне иерархическим: в нём иерархии феодалов противостояли иерархия церкви, свободные города, страшные лесные разбойники и весёлые трубадуры, которые бродили по дорогам и пели песни, которые народ очень любил. А вдобавок существовали монашеские ордена, которые номинально подчинялись только папе, и тайные секты сатанистов, которые не подчинялись никому. Среди прочего, иерархия -- то, чего не любят герои. Даже если они в ней локализуются на самом верху. Героям не нравится ни под- чиняться, ни повелевать. Оказавшись в царях, они панибратствуют с ближним кругом, не гнушаются подсаживаться к солдатскому биваку, лично ходят в атаку и т. д. Иерархия -- это для слабых: для слу- чайных баловней судьбы, для износившихся бывших героев, для их негероических детей. * * * Другая ключевая идея Вашей партийной программы -- "традиция" -- и вовсе мутная. Неужели Вас, такого проницательного, самостоя- тельного и упрямого, завораживает мутная болтовня "традиционис- тов" и Вы верите, что где-то есть "старая колея", в которую можно вернуться и тем самым решить основные проблемы? И при этом вдобавок как-то совместиться с "авангардом"? "Традиция" -- это недоказуемая и неопровержимая мистическая фикция, которой дурачат уже не одно поколение интеллектуалов. Если вы будете кормить народ мифами, то всегда будут находиться сильные люди, которые скажут Вам, что вы лжец и дешёвка и рассказываете старые сказки вместо того, чтобы смотреть правде в глаза. * * * Выведенная в Вашей программе идея "авангарда" -- и вовсе деге- нератская. Читаем: "НБП -- за современность, модернизацию, авангард..." " НБП твердо уверена, что культура должна расти как дикое дерево. Подстригать ее мы не собираемся. Полная свобода. 'Делай, что хочешь' будет твоим единственным законом." В этом -- особенность и, возможно, "соль" Вашей политической позиции. Если указанные заявления -- не демагогия и не тактичес- кая ложь, то они -- декларация вырожденчества. Потому что при "полной свободе" (и даже при не совсем полной) в культуре "расцветает" в первую очередь уродство: абсурдизм, порнография, садизм -- вообще, смакование всяких отклонений. Это отчётливо видно на примере Запада. Получается дегенератский фашизм. У Вас: "Глядя на наши региональные отделения Национал-Большевистской Партии, мы с удовлетворением замечаем, что их возглавляют провин- циальные журналисты, поэты, рокеры, психопаты, панки, недоучивши- еся студенты (...) Потому НБП не занимается массами, не пытается зомбировать трудящихся (равняться с телеимпериями по возможностям пропаганды, оглупления людей мы не можем), но проводит выборочную пропаганду, выявляя и организовывая активное меньшинство: маргиналов." "Так вот наиболее революционным типом личности является марги- нал: странный неустроенный человек, живущий на краю общества, талантливый изувер, фанатик, поэт, психопат, неудачник. Не следует думать, что таковых слишком немного, чтобы хватило на революционную партию. Маргиналов достаточно, их сотни тысяч, если не миллионы. Это целый социальный слой." ("Другая Россия", лекция 8-я: "Маргиналы: активное меньшинство") Откровенная ставка на людей со странностями -- это ново, смело, сильно, честно. Наверное, это даже гениально. Только ради чего? Чтобы просто привести во власть эту пёструю толпу? Или даже не столько привести во власть, сколько дать поиграть в революцио- неров? Или попросту "сжечь" их ради прихода к власти других, менее странных? Но в политике нужен подъём на новый уровень качества: нужен выход из вечного цикла "наобещали -> взяли власть -> что-то сделали -> выродились ещё больше -> напричиняли вреда -> были сброшены". Необходимость выхода обусловливается плачевным состоянием среды обитания. Что до меня, то я в принципе не против участия маргиналов и "припыленных" в общественной жизни, но только при условии, что это маргиналы и "припыленные" на почве неприятия слабостей, извращений, излишеств (вообще, дурных крайностей), а не просто стремящиеся реализовать свою "волю к власти" под предлогом спасения России. * * * Выраженное в программе Вашей партии стремление подавлять нацио- нализм мелких народов на "русской" территории, пренебрежение к своеобразию мелких этносов, намерение сплавить их в русскую нацию -- это от Вашей идеологической слабости. Возьмите на вооружение более мощную идею -- включающую в себя этнизм в качестве элемен- та, частного случая -- и этнизм сам по себе рядом с этой идеей будет выглядеть ущербным и непривлекательным. * * * Может, Эдуард Лимонов, провозгласивший по большому счёту "старенькую" фашистскую программу, чего-то в фашизме не понимает? Напротив, это очень проницательный человек, вдобавок сильно начитанный в политике. Большой специалист по фашизму и нацизму. Из статьи "ПРЕСТУПНАЯ ИДЕОЛОГИЯ": "Возбудить в своей нации ненависть к чужим -- невеликий труд. Одной любовью к траченным молью национальным костюмам и захирев- шему языку (не по вине русских, но в результате общемирового процесса универсализации культуры) не вызвать общенационального сплочения. Нужны более сильные эмоции. А их вызывают трупы. Нужны трупы. Закономерно, что все "республики" неуклонно следуют шаблону ультранационального мышления, сформулированного отрицательно гениальным Адольфом Гитлером в книге 'Моя борьба': 'Широкие народные массы состоят не из профессоров и не из дипломатов. Небольшое абстрактное знание, которым они обладают, направляет их сентименты скорее в мир чувствования... во все времена движущая сила наиболее важных изменений в этом мире может быть найдена меньше в научном знании, вдохновляющем массы, но скорее в фанатизме, доминирующем их, и в истерии, которая бросает их вперед." "Там, где нация, кровь, язык и государство сливаются в одно, неизбежно рождается Монстр, опасный для окружающих народов и для народа, который его породил. Можно создать такого Монстра сознательно, возможно зачать его в известном смысле "случайно". В свое время в Германии Адольф Гитлер создал яростного Монстра намеренно и на научной основе. Своим гипертрофированным ультранационализмом Германия дала в 1933-1945 гг. пример, до какого крайне преступного предела может дойти национальный режим." "Может ли существовать мирный, непреступный национализм? Кате- горически нет. Ибо с исчезновением 'врага' национализм теряет смысл, умирает. Недаром специалисты часто называют национализм 'временной' идеологией. В самом деле, найдите на карте мира страны (помимо ядовитых режимов, выросших на развалинах Восточной Европы, СССР и Югославии), где бы восторжествовали и правили националистические идеологии? Я знаю только одну такую страну: Израиль." ("Советская Россия", 2 ноября 1991 г.) Но может, Вы считаете свою партию "временным вариантом"? Или исходите из соображения, что надо размахнуться посильнее, чтобы добиться хоть чего-нибудь? Или, того более, Ваша партия -- эле- мент сложной многоходовой игры, в великий замысел которой посвя- щены очень немногие -- тайный штаб спасателей России? Тогда мне лучше помолчать, чтобы не привлекать внимания врагов России к вашим секретам. * * * Из Вашей "сексуальной программы": "В здоровом обществе надо на- чинать секс не позднее 13 лет (...), а в случае опоздания следует лишать девственности торжественно, в день рождения. Новая цивили- зация будет позволять все формы сексуального общежития, в том числе и семью (до тех пор, пока партнёров связывает любовь), но поощрять семью не будет." ("Другая Россия", лекция пятнадцатая, "Сексуальная комфортность") Поверьте, после таких откровений можно потоптаться по Вам от души, наступая на самые болючие места. Но скажу только наименее обидное: Ваши рассуждения на тему отно- шений полов -- безответственная и позорно поверхностная болтовня, выдающая нежелание разбираться в сути предмета и заставляющая пола- гать, что Вы -- не смелый мыслитель, допускавший сомнительные "эксперименты", а безнадёжно разболтанный тип, которого по какому-то капризу занесло в патриотический лагерь и которого надо оттуда поскорее и без жалости гнать. Вообще, в "Другой России" вы предстаёте карикатурой на патриота, законченным деструктором, вполне "климовским персонажем". * * * Кстати, я боюсь: вдруг пришлёте кого-нибудь разобраться с критикой на месте. Или кто-то устремится сам по велению горячего революционного сердца. У фашистов ведь это всегда было в порядке вещей -- и даже, можно сказать, являлось вопросом чести. Поэтому данную тему я больше нигде, кроме как здесь, трогать не буду. По-моему, Вы со своей партией так и останетесь в маргиналах: заметных, но не способных вырасти значительно. А если всё-таки не останетесь и не изменитесь, для меня это в личном плане будет тоже не совсем плохо: появится повод попутешествовать. Если успею смыться, буду строчить за границей про то, что Россия -- страна в целом неплохая, а где-то даже и хорошая, вот только простоватых фашистов в ней что-то в последнее время развелось слишком много, а скоро будет ещё больше, если мне не дадут какой-нибудь премии или просто хорошего пайка. А чтобы больше впечатлить потенциаль- ных спонсоров, я не сразу вставлю выбитые на родине зубы. Эта мысль успокаивает, но ещё спокойнее мне было бы, если бы я услышал по своему адресу "Да кому он нужен!". Я же не "нацбол" и потому охотно говорю: "Нет, смерть! Не сегодня. Не со мной. Лучше вон с тем туповатым парнем: от него всё равно толку не будет." Все мы хотя бы немного позёры. Я не знаю, насколько сильно позёрство в Вас. Я не знаю, что Вам важнее: эффектная поза или правда. Но у меня есть наивная русская вера в то, что встречаются люди, для которых правда почти так же важна, как собственная жизнь, а иногда и важнее. И мне иногда кажется, что Вы -- из таких. А то оставайтесь таким, как есть, вместе со своей партией. Мне лично тоже будет польза от существования авангардно-фашистского чудовища: я со своей жалкой "воинственной умеренностью" буду на таком фоне выглядеть человеком со взглядами, которые вполне можно терпеть. * * * Эта статья писалась долго и по-разному. Сначала я был почти- телен -- впечатлённый "Исчезновением варваров". Потом, после ознакомления с "Другой Россией", я разозлился. "Выравнивать" текст я не стал: пусть будет видно, что я за Вас боролся. Наверное, Вы всё-таки враг. Бывший неплохой человек. Не туда свернули. Бывает. О, если бы Вы удержались на уровне "Исчезно- вения варваров"! В "Другой России" (кстати, по преимуществу довольно поверх- ностной и трескучей книжке) Вы -- вздорный похотливый старичок, занимающийся литературным развращением малолетних. Поэтому я склоняюсь к тому, что лучше не цитировать даже самые сильные из Ваших книг. Мы с Вами противоположны. Мне тоскливо? Нет, мне и вовсе скверно. * * * Эдуард Лимонов -- грустный клоун российской политики; ходячий факт, доказывающий, что на "авангардной" основе не выстроить ничего хорошего, даже если ты честен, талантлив и смел. -------------------------------------------------------------- 07.09.2004 СУЩНОСТЬ ИДЕОЛОГИИ 1. Сущность национал-большевизма -- испепеляющая ненависть к античеловеческой СИСТЕМЕ троицы: либерализма/демократии/капита- лизма. Человек восстания, национал-большевик видит свою миссию в разрушении СИСТЕМЫ до основания. На идеалах духовной мужествен- ности, социальной и национальной справедливости будет построено традиционалистическое, иерархическое общество. Экстремизм, рассчитанный на зелёную молодёжь, психопатов и отчаявшихся. "Человек восстания" -- звучит прекрасно, сильно, вот только означает агрессивного выродка. Восстание должно рассматриваться как крайнее средство. "Разрушение СИСТЕМЫ до основания" -- звонкая демагогия. В СИСТЕМЕ всегда есть что сохранить. Традиционное общество не было существенно иерархическим. Иерархия -- производное цивилизации. Наверное, имели в виду не "социальную", а классовую справед- ливость. Но наличие экономических классов в "иерархическом обществе" -- отталкивающая деталь, поэтому её решили опустить. ВРАГИ 2. Внешние враги национал-большевизма : Большой Сатана -- США и мондиалисты Европы, объединенные в НАТО и ООН. Внутренние враги: класс "пиджаков" -- бояр-чиновников, мародеры-новые русские, космополитическая интеллигенция. А как же враги "совсем внутренние": лень, глупость, дурные влечения, невежество, псевдообразованность, аморализм? ЦЕЛЬ 3. Глобальная цель национал-большевизма -- создание Империи от Владивостока до Гибралтара на базе русской цивилизации. Цель будет достигнута в четыре этапа: а) Превращение РФ в национальное государство Россию путем Русской Революции, б) Присоединение населенных русскими территорий бывших союзных республик, в) Сплочение вокруг русских евразийских народов бывшего СССР. г) Создание гигантской континентальной Империи. "Империя от Владивостока до Гибралтара" -- цель, выведенная псевдонаукой под названием "геополитика". Может, эту клоунскую цель вставили для того, чтобы о партии больше говорили. ГОСУДАРСТВО 4. Придя к власти, НБП произведет революционные по своим масштабам преобразования в России, построит ТОТАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, права человека уступят место правам нации. Внутри страны будет установлен железный русский порядок, климат дисциплины, воинственности и трудолюбия. И какой же полноценный человек захочет быть рядовым граждани- ном в таком государстве? В фюрерах среднего уровня -- ещё куда ни шло. Выход: всех социально активных -- в фюреры, всех пассивных -- в рядовые: сытые, трудолюбивые, дисциплинированные, готовые умереть за Родину, за фюреров. Фюреры захотят, чтобы их дети тоже были фюрерами -- независимо от своих достоинств. Дети фюреров будут получать лучшее образование и преимущество в карьере. Вскоре вся пирамида фюреров выродится. А если старшие фюреры станут мешать младшим фюрерам вырождаться, то будут свергнуты под каким-нибудь предлогом. О трудолюбии. Лень -- это не всегда плохо. Зачастую она сберегает естественную среду. 5. Парламент России будет состоять из двух палат: Палата депутатов (450 мест) будет законодательной и выборной: второй палатой станет Палата представителей (900 мест), совещательная и невыборная. Во вторую палату будут выдвигаться представители народа по народным предложениям: представлены будут профессии, возрасты, авторитеты общественные и религиозные. Глава правительства будет опираться на Палату представителей, получая от нее рекомендации. А в чём будет проявляться провозглашённая ранее тоталитарность? 6. Россия будет разделена на управляемые из центра стратегические округа; национальные республики и края будут упразднены, а их "президенты" разогнаны. Программа уничтожения этносов -- и русского в том числе. Страх перед этнизмом -- свидетельство слабости подхода. ГЕОПОЛИТИКА 7. Денонсируем Беловежский договор, и как следствие, границы России будут пересмотрены. Объединим всех русских в одном государстве. Территории отколовшихся от нас "республик", где русское население составляет более 50%, будут присоединены к России путем проведения местных референдумов и их поддержки Россией (Крым, Северный Казахстан, Нарвский р-н и пр.) Стремления нац. меньшинств к сепаратизму будут безжалостно подавлены. Зачем же безжалостно? Да затем, что нравится смаковать перспек- тиву большого насилия. 8. Во внешней политике повернемся к США спиной, лицом к Азии. На континенте возможна дружба с Германией, Ираном, Индией, Японией. Геополитические предрассудки. 9. Расторгнем все договора с Западом. Прежде всего пошлем МВФ на три буквы. Откажемся отдавать кредиты и арестуем все иностранные вложения в России. Доллар вышвырнем от нас под зад ногой. Дабы остановить агрессивное нашествие иностранных товаров и их низкопробной масскультуры, опустим железный оградительный занавес на наших границах. Вступление в мировую рыночную экономику убило экономику России. Нам оно вредно. В России есть все. Трескотня по форме. По сути значительно можно возразить только против железного занавеса. ЭКОНОМИКА 10. Будет создан Русский Социализм, экономическая система, ориентированная на благо большинства населения. Экономика будет основана на принципе прогрессивной национализации. 5 человек работает на предприятии -- оно может быть частным, 55 -- должно быть коллективным, 555 -- находится в собственности региональной, 5555 -- принадлежит государству. В переходный период НБП установит экономическую диктатуру. Так ли уж нужно давать экономической системе название? Тем более -- порождающее споры. И "социализм" ведь так или иначе будет не "чистый". 11. Военнослужащие, бюджетники, пенсионеры, все низкооплачиваемые слои населения будут полностью освобождены от налогов. Жилье будет безвозмездно передано в пользование проживающих в нем. Ветеранам войн в Чечне и Афганистане, многодетным и молодым семьям будут переданы пустующие квартиры. Установим уровень зарплаты не ниже прожиточного минимума, квартирная и плата за коммунальные услуги будут заморожены. Введем твердые, фиксированные цены на основные продукты питания: хлеб, картошку, масло, крупы, молоко, говядину. Социальным паразитам будет раздолье. Вдобавок ослабнут стимулы к экономии в быту. 12. Земля будет принадлежать только государству, т.е. всем нам. Доходы от ее аренды будут поступать в госбюджет. Государство будет поощрять крупные специализированные хозяйства как на базе колхозов и совхозов, так и любые хозяйства нового типа, приносящие пользу нации. Можно эксплуатировать трудящийся на земле народ и при госу- дарственной собственности на землю. Но пункт про форму собствен- ности, конечно, нужен. 13. Вывоз и продажу вне России сырья, электроэнергии, драгоценных металлов, газа, нефти и оружия, а также золота будет производить исключительно государство. Ему же будет принадлежать оборонная промышленность. Сырьё, электроэнергию, газ, нефть надо экспортировать как можно меньше. Чиновники могут наживаться и при государственном экспорте. 14. Целью экономических реформ НБП будет создание полной хозяйственной автаркии (самодостаточности) России. Высокая степень автономности -- это хорошо, "полная автаркия" -- плохо и нереально. И как "полная автаркия" сочетается с упоминаемым в предыдущем пункте "вывозом"? КУЛЬТУРА. НАУКА. СВОБОДЫ. 15. НБП твердо уверена, что культура должна расти как дикое дерево. Подстригать ее мы не собираемся. Полная свобода. "Делай, что хочешь" будет твоим единственным законом. Как быть, если культура начнёт подрывать нравственность и государственную идеологию? 16. Все жизненно важные для нации фундаментальные науки будут приоритетно финансироваться из бюджета государства. Ученым и изобретателям создадим райские условия. В райских условиях нет стимулов для творчества. Гении хорошо творят, когда мучаются или когда хотя бы боятся. 17. Свобода нации от агрессии мондиализма является залогом свободы индивидуума. НБП -- за современность, модернизацию, авангард, но мы оголтелые противники насильственного навязывания нам западных ценностей и заморских "господ-учителей". "Современность" -- гнилая, "авангард" -- дегенеративный. Скрытая цель этого пункта программы: оправдать извращенческое художественное творчество Э. Лимонова. НАКАЗАНИЯ 18. Будем судить и накажем виновных за государственные преступления, совершенные высшими должностными лицами государства с 1 января 1986 года. Возражений нет. 19. Конфискуем все доходы и сбережения лиц, причинивших России экономический ущерб, обманувших и обобравших сограждан с 1 января 1986 года. Возражений нет. 20. При госбезопасности будет сформирован спецотдел для возвращения русских капиталов, утекших заграницу. Воры будут захвачены и там, и будут принуждены отдать награбленное. Руководители мошеннических фондов, банков и кампаний будут отданы на растерзание вкладчиков. Хорошо. 21. Разгромим преступный мир. Лучшие его представители пойдут на службу нации и государства. Остальные будут уничтожены военными методами. Надо бы "лучших" на службу не брать, "худших" не уничтожать, а только помещать в концлагерь, но в словах "будут уничтожены военными методами" есть для некоторых особая мелодичность. 22. Бывшим чиновникам КПСС вплоть до уровня секретарей завкомов запретим заниматься и политической, и коммерческой деятельностью. Запрещение не будет распространяться на рядовых членов КПСС. Возражений нет. Потеря небольшая. КАДРЫ 23. НБП не левая и не правая, но национальная партия русских. Русский определяется не по крови и не по вероисповеданию. ТОТ, КТО СЧИТАЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКУЮ КУЛЬТУРУ СВОИМИ, ИСТОРИЮ РОССИИ -- СВОЕЙ ИСТОРИЕЙ, КТО ПРОЛИЛ И ГОТОВ ПРОЛИТЬ СВОЮ И ЧУЖУЮ КРОВЬ ВО ИМЯ РОССИИ И ТОЛЬКО РАДИ НЕЕ, И НИКАКОЙ ДРУГОЙ РОДИНЫ И НАЦИИ НЕ МЫСЛИТ, ЕСТЬ РУССКИЙ. НБП -- партия, использующая "левых" для благоустройства "правых". Можно обойтись почти без пролития крови (своей, чужой). Готов- ность пролить кровь очень опасна. В конце концов окажется, что пролили кровь не за Россию, а за новую российскую "верхушку", которая не намного лучше, а то и хуже старой. 24. НБП опирается в своей деятельности исключительно на активное меньшинство. Прежде всего на социально неудовлетворенную молодежь: провинциалов, "предпринимателей", рабочих, военных, студентов, маргиналов, милиционеров. Кто был ничем, тот станет Дзержинским, Геббельсом, Молотовым, Ворошиловым, Чиано, Герингом, Жуковым. Россия вся будет принадлежать нам. Образцы очень спорные и потому настораживающие. 25. В целях предотвращения вырождения правящей верхушки, как это случилось с КПСС, НБП будет осуществлять перманентную революцию и чистки в своих, и не только в своих, рядах. Убирать будут не столько выродившихся, сколько усомнившихся. ЛОЗУНГ. ПРИВЕТСТВИЕ. ЗНАМЯ 26. Лозунг НБП: "Россия -- все, остальное ничто!" Приветствие: выброшенная вперед и в сторону рука со сжатым кулаком, и возглас: "Да, смерть!". Знамя красное, с белым кругом посередине, в круге черные серп и молот. Партийный символ: изображение гранаты "лимонки". 1994 г. Россия -- далеко не всё, остальное -- далеко не ничто. Хочется лозунга "Да, жизнь!". А лозунг "Да, смерть!" восприни- мается как программирование солдатиков на безропотное исполнение приказа пожертвовать собой. Партийным символом должно быть изображение старых грабель (граблей?) с каким-нибудь авангардным прибамбасом.

Резюме.

Програма НБП --- вполне фашистская, в стиле 1920-х. "Календарь какого года висит над твоим столом, дедушка? "("Борьба за власть в падающем лифте"/ "Комсомольская правда", 1990 г., 20 окт.) Она написана для дураков -- для тех, кто будет приносить себя в жертву ради прихода к власти очередной кучки любителей порулить. Производить впечатление она может только на очень молодых людей со средними способностями. Ставка на примитивность. Мальчики, на вас смотрят как на расходный "человеческий материал", который ни на что больше не годен, кроме как бросать его в атаку. О том, как вас будут перемалывать, есть в "Другой России": "Трое национал- большевиков проникли всё же на территорию Латвии и захватили 17 ноября смотровую площадку базилики Святого Петра в Риге. Суд состоялся в апреле 2001 года. Ребят судили по статье "терроризм". Чудовищный по суровости приговор последовал незамедлительно: Соловей и Журкин получили по 15 лет лишения свободы, младший -- Гафаров -- 5 лет." (лекция двадцать первая: "Вторая Россия и Московия") "Теоретическая основа" программы -- геополитика и "традицио- низм": безответственные наукообразные умопостроения полумисти- ческого характера. В программе совершенно игнорируются глобальные угрозы: уничтожение природной среды, накопление отходов, истощение ресурсов, перенаселение и пр. Не подвергаются оценке "научно-технический прогресс" и культ потребления. Ничего не говорится об издержках иерархичности и тоталитарности. По сути эта программа -- западоидская: привитие на русской почве набора фашистских идей, вышедших из моды на Западе, но слегка модерни- зированных примешиванием к ним западного же "авангарда". Общее впечатление: эпатаж, манипулирование или провокация.

Из лучшего у Эдуарда Лимонова.

"Самые новые исследования, в частности книга канадца Jacques Bacque "Другие потери", утверждают и доказывают, что американцы и французы намеренно убили и уморили (в том числе и голодом) около миллиона немецких военнопленных в своих послевоенных лагерях. На таком фоне Сталин не выглядит как исключительно кровавый лидер." ("Мазохизм -- государственная политика СССР времен перестройки" / "Собеседник", 1990, № 43) "Франция сумела успешно забыть, что четыре года она была фактической союзницей Гитлера и только восемь месяцев союзницей США, Англии и СССР." ("Мазохизм -- государственная политика СССР времен перестройки" / "Собеседник", 1990, № 43) "Однако Запад, решительный сторонник независимости советских республик, есть абсолютный враг движений за независимость на своей собственной территории. Англия держится за Северную Ирландию кровавыми руками и не хочет отпустить ее. Потому что за Северной Ирландией последует Шотландия. Даже Гибралтар, неотъемлемая часть Испании, остается английским. Испания упорно отказывается предоставить независимость своей баскской провинции, игнорируя баскский терроризм, унесший уже тысячи жертв. Франция репрессирует с недавнего времени вместе с Испанией независимость басков. Франция имеет колонии повсюду в мире, самая большая - Французская Гвиана -- размером с Венгрию. Несмотря на отчаянное сепаратистское движение в Новой Каледонии (со множеством жертв) и совсем близко -- на острове Корсика (Корсика сделалась французской в то же самое время, что и Литва русской, в конце XVIII в.), Франция никогда не отдаст свои средиземноморские, карибские и тихоокеанские "республики". Я хотел бы видеть лица американских конгрессменов, если советский парламент вдруг проголосует за поощрение сепаратистского движения в штате Нью-Мексико (территория равна территории Польши), отнятого у Мексики в середине 19 в., или же поощрит публичным голосованием независимость Гавайских островов, аннексированных США в 1898 г. Однако американский конгресс не постеснялся проголосовать в поддержку независимости Литвы." ("Мазохизм -- государственная политика СССР времен перестройки" / "Собеседник", 1990, № 43) "Рекомендую. Боб Вудвард (тот самый, журналист "Уотэргейта") - "Вуаль -- секретные войны ЦРУ". Прекрасное пособие для тех, кто хочет понять, кем и как управляются США. Ги Деборд -- "Общество Спектакля" и его же "Комментарии к обществу спектакля" -- великолепный анализ современного западного общества. Барбара Гарсон -- "Электронный потогонный цех" (как компьютеры трансфор- мируют кабинет будущего в фабрику прошлого)." ("СТУКАЧЕСТВО КАК ИДЕОЛОГИЯ" / "Советская Россия", 1991, 3 августа) "РОССИЯ -- это не кровь, не этнос -- это ИДЕЯ. У истоков нашей государственности стоят варяги-скандинавы, мы смешивались с половцами, бурятами, поляками, монголами и многими другими нациями на протяжении тысячелетия. Уже в XVII в. русское общество было подлинно интернациональным. Шантай Лемерсьер-Кэлькэжэй пишет в своей книге "Монгольский мир": "...в XVII веке русская аристократия насчитывала 156 семейств татарского происхождения, 168 семейств Рюриковичей и 223 семейства польско-литовского происхождения"" "Всякий, кто старается сузить российскую цивилизацию до разме- ров славянской крови (ее, пожалуй, не найдешь, чистой славянской и в далеких северных деревнях), служит ей плохую службу" ("ЖДУТ ЖИВЫЕ И ПАВШИЕ" / "Советская Россия", 1991) "В чем различие между пограничными территориями, подобными Эльзас-Лотарингии или Ницце, и колониями? Колонии обыкновенно суть территории, совсем чуждые колонизаторам по традициям и культуре и расположенные за морем или лежащие за множеством чужих границ. (Нам говорят, что колониализм предосудителен и он обречен. Однако существует столько же примеров удачливого, успешного колониализма, сколько примеров неуспешного. Полная колонизация англосаксонской цивилизацией Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии и иберийской цивилизацией -- Южной Америки опровергает якобы непреложный тезис "прогрессизма" - неминуемое "освобождение" всех колонизированных наций...) Пограничные же территории между цивилизациями всегда отчасти "наши", но уже и не наши. Таковы прибалтийские территории, контролируемые российской цивилизацией с темнейших времен. Российская цивилизация вовсе не пришла в Прибалтику с Петром." "Так что земли эти и "наши" одновременно, и не наши, как и полагается пограничным переходным территориям. Удержать их сегодня или отдать крошечным самолюбивым агрессивным национализмам зависит только исключительно от того, тонка ли стала кишка у российской цивилизации. Только от этого. Ибо никакого высшего, от Бога, принципа по поводу отношений между нациями не существует. Ни Яхве, ни Иисус, ни Аллах не завещали человечеству фундаментальной заповеди по этому поводу. Молчит об этом предмете и идеология либерального капитализма. (Марксистская идеология склоняется, как мы знаем, в идеале к отмиранию государственных границ.) История же свидетельствует, что все государства сформировались исключительно насилием, только им." ("ЖДУТ ЖИВЫЕ И ПАВШИЕ" / "Советская Россия", 1991) "Кстати, о нем, о насилии. Убеждение в том, что насилие отрицательно и его применение в решении конфликтов незаконно или предосудительно, есть заблуждение. Начиная от Макиавелли, политические аналитики признают силу как первейшего и главнейшего агента исторических процессов. Всякий, кто в наши дни и в нашу эпоху верит в то, что насилие есть метод, к которому прибегают только "плохие" люди и "плохие" режимы, или не понимает Историю (как новорожденные советские либералы), или не обладает интеллектуальной честностью." ("ЖДУТ ЖИВЫЕ И ПАВШИЕ" / "Советская Россия", 1991) "Советский народ отзовется сегодня только на эмоциональный контакт. Народу нужен такой же, как они, опытный и мудрый. Которому они смогут поверить, как своему. В лице которого они смогут любить самих себя наконец, после многолетнего периода отвращения к себе, навязанного им советской буржуазией. Лидер, способный внушить им новую гордость и объединить их опять в советский народ. Лидер, который вернет им утраченное достоинство, веру в себя. Скажет им, уверит их в том, что они не хуже других народов... а кое в чем и получше..." "Такой лидер насущно нужен, как хлеб, и должен прийти. Да, это будет авторитарный лидер. Да, он силой остановит эпидемию малодушия. Авторитарность власти -- одна из традиций многонациональной российской цивилизации. В критические для российской цивилизации моменты Истории всегда, слава Богу, появлялись такие авторитарные лидеры." ("К НОВОЙ ПОЗИТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ" / 1992 г.) "...своих германцев Гитлер соблазнил нацизмом. Арестантом в крепости Ландсберг, еще в 1924 г. он набросал модель популярного автомобиля "Фольксваген" и проект идеального дома среднего германца: пять комнат с ванной. Своей нацией он, кажется, собирался управлять с помощью мягкого насилия." ("ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ САНАТОРИЙ") "Испуганное проявлениями своего собственного каннибализма в первую и более всего вторую мировую войну, "цивилизованное" человечество отшатнулось от hard- к soft- режимам. (Плюс сыграли роль еще два важнейших фактора: 1) сдерживающее агрессивность влияние ядерных вооружений и 2) появление новых технологий производства, сделавших возможным закармливание масс.) Если сущность hard заключается в физическом подавлении человека, soft основано на поощрении его слабостей. Идеал жесткого насилия -- превратить мир в тюрьму строгого режима, идеал мягкого -- превратить человека в домашнее животное." "Soft оперирует не черной униформой, дубинками или пытками. В его арсенале: фальшивая цель человеческой жизни (материальное благополучие), страх unemployment, страх экономического кризиса, страх и стыд быть беднее (хуже) соседей и, наконец, просто лень, присущая человеку, как и энергия, инертность. Самоубийства безработных -- пример могучей хватки мягкого насилия, степени психологического давления, того подстрекательства к PROSPERITY -- ПРОЦВЕТАНИЮ, которому подвергается гражданин цивилизованных частей планеты." "В витрине современной цивилизации завлекающе светятся экраны телевизоров, компьютеров. Публика ослеплена изобилием информации и могуществом моторов автомобилей, в которых она весело несется (12 тысяч смертей в год на автодорогах Франции) в порыве коллективного безумия передвижения. Портрет Большого Брата на стенах выглядел бы убого в сравнении со все более могущественными трюками паблисити. Ослепленный жонгляжем ПРОЦЕНТОВ, под дробь барабанов СТАТИСТИКИ (цивилизация отдает решительное предпочтение относительной математике, блистательным цифрам, в которых у публики нет времени разобраться), под грохот ставшей обязательной поп-музыки все более худшего качества (эмоции музыки как противоположность мышлению) совершает "цивилизованный" житель счастливых "развитых" стран свой скоростной пробег от рождения к retirement ." ("Дисциплинарный санаторий") "Чтобы они не забыли, что живут в наилучшем из обществ, доместицированным массам демонстрируют с большим удовольствием дистрофических африканских детей, облепленных мухами. Или скелеты Аушвица... Мораль этих демонстраций такова: бесполезно пытаться устроить какое-либо другое общество. Поглядите, к чему приводят попытки. Что произвели марксизм в Эфиопии и гитлеровский фашизм?" ("Дисциплинарный санаторий") "...уподобление современного "развитого" общества санаторию для психически больных, где гражданина-больного содержат и лечат в мягком и все же дисциплинарном климате.(...) Профсоюзы, компартия и даже крайние группы типа Аксьон Директ ведь не оспаривают принципы санаторной цивилизации Prosperity и Progress. Они возражают лишь против существующей системы распределения национальных богатств, предлагая заменить ее более справедливой, по их мнению, системой. В известном смысле оппозиционных партий в Санаториях нет. Экологисты и Фронт Насьональ оппозиционны каждая лишь одной гранью. ("Дисциплинарный санаторий") "Я высказал в книге нелестные суждения о People -- Народе. Что ж, рано или поздно кто-нибудь должен был высказать это публично. People очень долго уже пользуются иммунитетом не по заслугам, ханжески выдавая себя за жертву администраций, на самом деле являясь их подельником (со-конспиратором) и деля с ними прибыль. Администраторы знают истинную природу People, но предпочитают молчать, дабы сохранить миф о плохих администрациях (в противоположность всегда "хорошим" и невинным Народам), в своих целях. Тем самым сохраняется возможность соблазнения People "хорошей" администрацией. Выступить сегодня против диктатуры People кажется мне столь же благородной акцией, какой двести лет назад был бунт против абсолютизма." ("Дисциплинарный санаторий") "Ежедневная жизнь в любом из обществ белой цивилизации, будь то Западный Блок -- Европа и ее space -колонии (Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Израиль...) или Восточный (СССР с компанией восточноевропейских стран), напоминает реальность хорошо устроенного психсанатория. Подавляющее большинство "больных", заколотые транквилизаторами, ведут себя разумно и послушно. У больных гладкие, упитанные лица, они довольны своим состоянием. Покой царит в Санатории..." "Если случается скандал, медбратья-фельдшеры тихо и профессионально удаляют вдруг грохнувшегося на пол в припадке "больного". Удаляют тем незаметнее и тем элегантнее... в соответствии со степенью прогрессивности и богатства Санатория. В примитивных, менее "развитых" Санаториях провинции, какими были еще недавно СССР, Восточный Блок, "больных" до самого последнего времени удаляли грубо, с кровопусканием, с криками. Набрасывались, подминая, заламывая руки. Удаляли скандально. (Главный упрек Запада СССР до сих пор был направлен именно против употребления старых методов репрессий, но не против репрессирования как такового. Всегда осуждаем был непрогрессивный метод, но не суть.)" ("Дисциплинарный санаторий") "Неприятное отличие современных обществ от Санаториев для психически "больных" состоит в том, что из психсанатория все же можно однажды выйти. Покинуть же общество можно, лишь сбежав в другое, практически идентичное общество. Из СССР в Соединенные Штаты, из Соединенных Штатов -- во Францию. Минимальные различия в богатстве питания, в климате, в количестве держателей акций крупных компаний (в Восточном Блоке обыкновенно держатель один - государство); незначительные мелкие особенности поведения местных Администраций не скрывают подавляющей общности социальных структур Санаториев. О да, никогда не исчезающий конкурентный дух враждебности и благородная задача напугания "своих" "больных" заставляет Восточный и Западный Блоки Санаториев яростно соревноваться между собой. Обязанность служителей культуры и идеологии -- рекламировать выгодное отличие "нашего" Санатория от их Санаториев. Куда бы ни перебежал больной, повсюду он неизбежно слышит, что "наш" Санаторий -- самый лучший из возможных." ("Дисциплинарный санаторий") "После многих лет существования в Восточном Блоке так называе- мых "социалистических" администраций на сегодняшний день ясно, что они полностью имитируют "капиталистический" Блок Санаториев. До такой степени, что только различия количественного порядка существуют между двумя Блоками Санаториев. У них одна и та же цель: продукция и продуктивность. Один и тот же параметр: Gross National Product . Одна и та же концепция: развить продуктивные силы до предела. И одинаковая технология для достижения этого: иерархизация и статистификация человеческих масс с одной и той же целью -- повышения эффективности их труда. Жесткий менеджмент администраторов, отдающих приказания с высоких правительственных сфер, ассистируемых компьютерами, накормленными холодными фактами рынка, цифрами конкурентности, спада и подъема акций. В обоих Блоках одна и та же доблесть -- трудоспособность." ("ДИСЦИПЛИНАР- НЫЙ САНАТОРИЙ") "Оруэлл умер в 1950 г. Возможно, знай он об интересном китайс- ком эксперименте, он переписал бы "1984"? Во время корейской войны китайские психологи открыли, что могут предотвратить побеги американских пленных, изолировав leading figures, содержа их под усиленной охраной, но оставив все остальное население пленных без какой бы то ни было охраны. Лидеры, оказалось, всегда составляли 5% от тотального количества пленных. Эта же цифра, утверждают биологи, годна также для большинства видов животных. Доминантное меньшинство и у шимпанзе, и у волков всегда составляет 5%. Исходя из подобного понимания человечества, управлять человеческими коллективами становится куда легче. Нет надобности в телескринах, наблюдающих денно и нощно за "больными", не нужен дорогостоящий тотальный террор, достаточно репрессировать и держать под наблюдением "возбуждающихся". Насколько же облегчается задача администрирования!" "Администрирование лишь несколько более усложняется на практи- ке, поскольку личный состав человечества находится в непрерывном движении: рождается, умирает, обновляется... И вопреки логике, но согласно генетике, leading figures рождаются как во дворцах, так и в хижинах. И не следует думать, что все эти 5% -- непременно "возбуждающиеся больные". Нет. Случай помещает представителей доминантного меньшинства в Администрацию Санатория, в охрану, в сферу идеологического обслуживания, куда угодно. В этих областях деятельности "возбуждение" даже поощряется до определенной степени. Следует отметить принципиальную разницу между natural leader -- именно он биологический лидер, по рождению принадлежа- щий к доминантному меньшинству (на какой бы ступени социальной лестницы Санатория он ни оказался при рождении и впоследствии), -- и лидером, ставшим таковым. Благодаря административной карьере, сделанной в аппарате власти, или благодаря наследованию, то есть от рождения помещенный в среду правящего класса. Революции обыкновенно не создают более справедливых обществ, но лишь (в пределах только одного поколения) восстанавливают биологическую справедливость. Насильственно перевернув пласты населения, они разрушают созданную иерархию и выбрасывают наверх именно людей доминантного меньшинства. Наполеон и его простонародные маршалы, Ленин, Сталин, Троцкий, Махно и советские маршалы гражданской войны тому служат яркими примерами. Без революционной ситуации эти герои никогда не поднялись бы нормальным социальным путем на поверхность, остались бы младшими офицерами, мелкими адвокатами, учителями и провинциальными журналистами." ("Дисциплинарный санаторий") "Человечество не умеет пользоваться опытом своих прошлых несчастий. Оно неизменно ожидает, что насилие (или назовем его Злом, но не в христианском смысле, а определяя его как катастрофу для человеческого коллектива) появится в том же виде, в каком оно приходило на историческую сцену в последний раз. Символические пьесы 50-х годов всегда включают в число действующих лиц Силы Зла -- молодчиков в черной коже и непременно в сапогах. Они или активно теснят, избивают, изгоняют со сцены позитивный персонаж, или видятся ему во сне, или (вариант) ворочаются за кулисами на манер античного хора. (По этому признаку Оруэлл может быть с полным правом отнесен к школе театра абсурда -- к Ионеско и Беккету...) Пока искусство занимается перевариванием опыта прош- лых насилий, новое насилие преспокойно проникло в жизнь челове- чества и, неузнанное, разместилось. Достаточно упомянуть здесь деятельность (тоталитарную по масштабам) американского National Security Agency (смотри "Intelligence Secrets" Фабрицио Кальви и Оливье Шмидта). Подслушивая всю планету с 4000 баз, разбросанных по глобусу, эта организация не вызывает почему-то у жителей Санаториев беспокойства. Очевидно, в значительной степени потому, что ее 200 000 сотрудников -- аналитики и техники, а не молодчики в сапогах и униформе. Такова сила инерции человечества." ("Дисциплинарный санаторий") "Возникает впечатление, что "тысячелетний рейх" большинства, диктатура несменяемых элит-администраций воцарилась в пределах цивилизованного человечества и диктатура эта пресекает все сомнения в своей мудрости и целесообразности. Все самодеятельные, не сверху, не исходящие от Администрации, но исходящие непосредственно от "больных" социальные инициативы и проекты изменения структуры Санатория безжалостно подавляются. Теоретики итальянской "Рабочей Автономии" Тони Негри и Оресте Скаль-зоне были приговорены в июне 1984 г. (!) каждый соответственно к 30 и 20 годам строгого режима. "Тони Негри, -- гласил приговор, -- не просто злой мыслитель. Он поставил также под сомнение правила гражданского поведения во имя проекта власти, основанной на совершении акций открытой войны против Государства, во имя искусственных и вредных политических формул..." Предчувствуя, что некоторые "больные" могут испугаться, услышав словообразования "злой мыслитель" и "вредные формулы", суд посчитал нужным оговориться. "Суд не имел в виду наказать слабого интеллектуала, человека мысли, за которого множество людей сочли бы своим долгом вступиться и мобилизоваться против преследующего правосудия. Негри пропагандировал мессиджи ненависти и насилия. Он материально контрибюировал в дело стратегического проекта дестабилизации институтов (общества), ища связей с другими подпольными группами". Профессор Негри живет во Франции (в 1986-1988 гг. нелегально). Ему угрожает возможная выдача итальянским властям. Между тем в его деле не фигурирует даже перочинного ножа. Он осужден исключительно за теоретическую деятельность. Для сравнения вспомним, что революционный философ профессор Карл Маркс в прошлом веке прожил вполне буржуазную жизнь. Администрации европейских Санаториев того времени еще не достигли кооперирования в области репрессирования самодеятельных инициатив "возбуждающихся больных", посему в Лондоне Марксу не угрожала выдача в Германию, и в Германии его не ожидало тридцатилетнее тюремное заключение. Несмотря на "вредные формулы", содержащиеся в "Коммунистическом манифесте"." ("Дисциплинарный санаторий") "Казалось бы, так как санаторное насилие направлено на "возбуждающихся", а 95% населения оставлено в покое, режимы Санаториев выигрывают от сравнения с европейским прошлым. Однако направленное насилие более эффективно, и в этом смысле наше настоящее много репрессивнее прошлого. Бессмысленное, эмоциональное, не служащее целям охраны структуры Санаториев, насилие не практикуется больше цивилизованными Администрациями не по соображениям гуманности, но всего лишь прагматически. ("Дисциплинарный санаторий")

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz