Игорь Лученок как вечный образец лояльной белорусской интеллигенции

Александр Бурьяк

Игорь Лученок как вечный образец
лояльной белорусской интеллигенции

На главную страницу
ЭРОТИЧЕСКИЙ ВЕБ ЧАТ
На завершающем этапе "президентской гонки" баллотирующийся на очередной срок Александр Лукашенко прибегнет, конечно, к такому обычному агитационному средству, как выпускание на телевизионный экран различных народных любимцев, которые будут задушевно говорить согражданам о том, какой он выдающийся государственный деятель и замечательный человек. Чтобы затруднить ныне здравствующему президенту злоупотребление этим средством, надо разобраться со всеми народными любимцами заранее: добиться от них если не активной поддержки оппозиции, то хотя бы нейтральности. Это не так уж сложно сделать, если использовать медицинские и биографические материалы о президенте, появившиеся в последнее время. Было бы полезно отпечатать брошюру с соответствующими публикациями -- без разбавления их либерально-гуманитарной риторикой. Идеологической обработкой должны охвачены быть не только белорусские знаменитости, но также и российские. Если же кто-то из знаменитостей не изъявит твердого намерения занять на выборах достойную позицию, надо позаботиться о представлении его истинного лица избирателям уже сейчас. Надо напомнить каждому из них, что политика -- дело грязное, что оппозиция по уши в дерьме и готова поделиться этим дерьмом с другими. В работе с плохо себя ведущими знаменитостями надо быть решительными и беспощадными. Только после выборов можно будет позволить себе снова стать вежливыми и доброжелательными, как все хорошо воспитанные люди. Двух-трех первоочередных кандидатов в "группу поддержки" главного претендента на президентское кресло следует демонстративно и основательно "размазать по стенке" -- чтобы все поняли, чем им грозит неуместная попытка сыграть политическую роль. Превентивное "размазывание" полезно, среди прочего, потому, что народ поустанет от "чернухи", и когда главный претендент "покатит бочки" на своих конкурентов, это уже будет восприниматься как избитая, скучная тема. * * * Я не знаю, кто победит на очередных президентских выборах, но я знаю, кто будет придворным композитором при новом президенте. Конечно же им будет лауреат двух государственных премий Игорь Михайлович Лученок. А поскольку Лученок сохранится при любой власти, то никому не хочется его трогать, и всем хочется с ним дружить. Только безнадежный неудачник -- махнувший рукой на свою карьеру или, наоборот, в отчаянии готовый прибегнуть к такому крайнему, нечистоплотному приему, как оплевывание выдающегося деятеля, -- может решиться задеть Игоря Михайловича. Конечно, на предстоящих выборах может победить и кандидат от оппозиции, и было бы жаль лишать нового президента поддержки этого по-своему способного человека, но я думаю, что Игорь Михайлович в любом случае как-нибудь выкрутится. Зуб на Лученка начал расти у меня еще со времен дурацкой песни "Дударыки-дудары", мелодия которой, к счастью, не застряла в моей памяти. Зато песню Лученка "Память сердца" (помните: "Не спится только ветерану ...") меня заставляли учить еще в школе на уроках пения. Сейчас мне уже под сорок, и сколько я себя помню, всегда где-то маячил Лученок. Можно сказать, я прожил под сенью Лученка. Уже давно сошли на нет Пахмутова и Антонов, вышли из моды Окуждава и Розенбаум, а товарищ Лученок все еще на коне. Чашу моего терпения переполнило интервью Игоря Михайловича "Мой адрес -- Советский Союз!" в газете "Во славу Родины" (за 23 сентября 2000 г.). Лученок там заявляет, что его любимый герой -- Че Гевара. Этот выпендреж меня задел до крайности. Можно понять, почему увлекался Эрнесто Геварой в ранней молодости я -- босяк и завсегдатай антиправительственных демонстраций, в котором это государство всегда видело лишь дешевую рабочую силу или "пушечное мясо". И то я с возрастом пришел к выводу, что товарищ Гевара был слишком поверхностный и слишком беспокойный. Но какое дело до Гевары этому хорошо пристроившемуся человеку, который избрал своей жизненной линией беззаветное сотрудничество с властями, какие бы они ни были. Может, он всех их ненавидел в глубине души и мечтал пристрелить: Брежнева, Горбачева, Машерова, Киселева, Шушкевича, Кебича, Ельцина, Лукашенко? Оказывается, на Кубе к Лученку подошел как-то после концерта Фидель Кастро и сказал: "А ты такой же бунтарь, как и я." Интересно, был ли у вечного отличника Лученка хотя бы один привод в милицию? Лученок хвастается своими тремя высшими образованиями. Что касается меня, то я едва осилил одно -- настолько противна была эта система. Из того же интервью: "Был грех -- участвовал с большой командой артистов эстрады в избирательной кампании Ельцина в 1996 году, когда мы ездили по городам России. Но в душе я всегда оставался коммунистом и на самом деле агитировал за Зюганова." Возможно и за Зюганова, но деньги за это получал от Ельцина. Чтоб мне око- сеть, если я когда-нибудь сам опущусь до такого двуличия. И нужно быть если не круглым дураком, то совершенно безнравственным человеком, чтобы признаваться в таких вещах публично и не чувствовать при этом неудобства. Я не музыкант и не певец, и, наверное, как-нибудь обошелся бы без выражения своих мыслей о товарище Лученке, если бы в той области, в которой подвизаюсь я, ситуация не была аналогичной: прочная оборона нескольких хорошо пристроившихся мужичков, строго следящих за тем, чтобы никто вперед них не высунулся. Вообще, специфика белорусской культурной жизни состоит в том, что в каждой ее области -- будь то эстрадная музыка, литература, философия, любая отрасль науки или что-то еще -- окопались три-пять энергичных, плодовитых и хорошо ладящих с властями корифеев, которые в творческом отношении либо давно выработались, либо всегда недотягивали. Людям действительно талантливым очень трудно в таких условиях пристраивать свою продукцию и пробиваться к общественному положению, дающему возможность существовать без слишком больших проблем. Во всякой стране есть тенденция заполнения верхних ступенек социальной иерархии шустрыми бездарями, но Беларусь представляет собой в этом отношении какой-то уж слишком яркий случай. Поэтому когда с какой-нибудь трибуны напыщенно говорят про интеллектуальный потенциал Беларуси, меня коробит. Это себя, что ли, граждане академические старопёры, вы считаете интеллектуальным потенциалом?! Вы жалкие имитаторы и приспособленцы. Вы даже свою халтуру не можете сделать без вопиющих ошибок. Все здоровое, самостоятельное, свежее вами душится в зародыше или загоняется в подполье. Действительные белорусские интеллектуалы преимущественно мучаются в трущобах от бескормицы или работают на заграничного дядю. Беларусь -- кладбище творческих талантов, чиновничья республика. Все, кто мог, сбегали из этой интеллектуально затхлой среды: раньше -- в Москву, теперь -- на Запад. Когда я пробовал обсуждать идеи этой статьи с разными людьми, то был удивлен, до чего прочно им всем вбили в головы, что Лученок -- великий композитор. Когда же я требовал у них предъявить мне мелодии Лученка, они вспоминали отсилы две-три песни. Прямо как с Тартареном из Тараскона -- великим человеком из маленького городка, ставшим великим, потому что согражданам захотелось иметь своего героя. Я, кстати, не видел ни одной магнитофонной кассеты с песнями знаменитого Лученка: то ли слишком быстро раскупают, то ли не покупает никто. Что до меня, то я не отличаюсь ни музыкальной утонченностью, ни музыкальной памятью, поэтому в состоянии обратить внимание только на какую-нибудь достаточно яркую песню. Я не стану утверждать, что Лученок не способен написать хорошую музыку, но все-таки у других композиторов запоминающихся и любимых народом песен заметно больше, а мелькают они на белорусском Олимпе заметно меньше, если совсем не исчезли в тени Лученка. Песни Лученка "Мой родны кут", "Спадчына", "Алеся" -- это, на мой простой взгляд, хорошо написанные произведения и почти шлягеры. Даже "Память сердца" -- в общем-то, сдается, неплохая песня (правда, из-за своего текста производящая впечатление незаконченной), но она воспринимается как слишком официозная, и ее вряд ли кто поет с гостями за столом, приняв дозу любимого напитка. К тому же из песен на ту же тему мне больше нравятся "Маки, маки ..." Антонова, и "На Мамаевом кургане ..." Розенбаума, не говоря уже о таком шедевре, как "А на груди его светилась медаль за город Будапешт". Конечно, подобные произведения должны звучать по радио и телевидению исключительно редко -- в противном случае у нас может проснуться чувство национального достоинства, и мы ринемся "мочить" подряд всяких немцев, америкашек и безродных космополитов. Из интервью: "Игорь Крутой уж на что крутой, а на вопрос Элеоноры Езерской о том, может ли он писать такие же песни, как Пахмутова, Фрадкин, Лученок, ответил, что пока нет." Надо же, трах-тарарах! По-видимому, у Крутого просто больше скромности, чем у Лученка, несмотря на крутость. Возбужденный темой крутости, я решил посмотреть в Интернете число ссылок на каждого из упомянутых талантов: какой-никакой, а все-таки показатель. Я использовал поисковую систему "Aрort" и получил следующие данные: Игорь Лученок -- 111 документов; Игорь Крутой -- 416 " Александра Пахмутова -- 1034 " Марк Фрадкин -- 220 " Для сравнения: Юрий Лоза -- 1237 " Юрий Антонов -- 2091 " Александр Розенбаум -- 3259 " Комментарии, как говорится, излишни. Зато видно, кого из россиян надо обрабатывать, чтобы осенью он не стал публично высказываться о том, что надо бы всенародно избранного защитника славянских ценностей избрать всенародно еще раз. За одну песню А. Пахмутовой "Заповедный напев, заповедная даль..." я отдал бы двух Лученков со всем их творческим багажом. Эту песню вообще надо бы считать гимном Беларуси. Представляю, как страдает Игорь Михайлович, когда ее слышит. Только вот что-то редко она звучит. "Белый аист летит..." -- тоже замечательная песня. Александра Пахмутова недавно получила награду из рук Александра Гргорьевича, поэтому оппозиции надо серьезно опасаться, что эта замечательная женщина проявит себя на выборах не с той стороны баррикад. Из интервью: "По-настоящему прискорбным я считаю тот факт, что у нас сегодня нет ни одного эстрадного певца или певицы всесоюзного уровня." Ну зачем же так категорично о молодых и талантливых людях? Стройных ног, симпатичных лиц, хороших голосов, по-моему, на белорусской эстраде хватает, а для успеха что еще надо? Отсутствие песен -- другое дело, но откуда им взяться, когда здесь сплошь И. Лученок и ему подобные? Если нет хорошей песни, то на эстраде не помогут никакие оранжировки, завывания бэк-вокалистов и танцевальные выпендривания. Так что давайте, Игорь Михайлович, пишите забойные произведения для эстрады. Или сидите тихо, потому что со своим старым багажом вы уже слишком долго едете. А то покажите всем нам, какой вы бунтарь. Только пусть это будет настоящий бунт, а не фига в кармане. ----------------------------------------------------------------
Опубликовано с сокращениями в газете "Свободные новости" от ...04.2001

От критиков:

"Обидно за 'земляков' которые носят Камень, или обиды на Лученка. Сделайте сначала столько и Переживите Столько, а потом уже Вам не захочется 'зуб' выращивать .... По детски как-то смотрится ... Думается, возможно, статья заказная ... Если статья все-таки не заказная, То Работать Вам надо над Собой!" (09.08.2008) Статья не заказная. Как я сказал, так и было: она написана в порыве чувств -- после прочтения упомянутого интервью Лученка в газете "Во славу Родины". В отличие от страдальца Лученка, я ни под кого свои публичные высказывания не подстраиваю. Кстати, даже гонорара редактор не выплатил: газетка-то оппозиционная была, вечно на мели... В деньгах я не нуждался, так что напоминать о долге не стал. Посчитал его своим вкладом в борьбу с "режимом". Померяться Государственными премиями и прочими следствиями лояльности я с Лученком, действительно, не могу, а сделанным -- хоть сегодня. Ах, да, с народным признанием у меня туговато... Но у меня по этому поводу куча "отмазок" есть -- типа "народ сильно подпорчен лученками" и т. д.

Возврат на главную страницу