Потерянная Россия
Александр Бурьяк

Потерянная Россия

На главную страницу
ЭРОТИЧЕСКИЙ ВЕБ ЧАТ
Одна из расхожих тем интеллигентского нытья в современном рос- сийском обществе -- "Россия, которую мы потеряли", то есть, какое замечательное и перспективное общество было уничтожено больше- вистскими изуверами. Крылатая фраза пошла в оборот после показа по телевидению одноимённого документального фильма известного режиссёра, который не отличался глубиной суждений, но умел с убе- дительным надрывом говорить. Пикантность этой темы состоит в том, что ноющие и сокрушающиеся обходят старательно два существенных неудобных момента: во-первых, широкое участие евреев в русских революциях, во-вторых, идеологическую подготовку революций той самой интеллигенцией, которую потом сильно проредили большевики и которая, худо-бедно восстановив свою численность к 1980-м годам, но ничему не научившись, устроила едва отошедшей от революционных потрясений России очередную гадость в виде "перестройки" и пр. Если бы "Россия, которую мы потеряли", была на самом деле такой хорошей, как её представляют себе и другим все эти сокрушающиеся о потере, потерять её было бы невозможно. Да, в результате рево- люции "мы" (скажем так: основная масса народа) потеряли больше, чем надо было (и чем можно было!), но так ведь кто учил народ, кто думал за всех, кто должен был находить для масс самые проник- новенные слова? Российские катастрофы -- это в большой степени следствие беспомощности и пособнической деятельности российской интеллигенции. * * * Интеллигенции всегда представляется, что она существенно недо- потребляет; что в правильном обществе она за тот же самый трёп могла бы получать гораздо больше. Поскольку хорошо прикормить ВСЮ интеллигенцию никакая власть не в состоянии, какая-то часть интеллигентов всегда пребывает в гордой оппозиции -- якобы из моральных, а на самом деле в основном из желудочных соображений. Своей оппозиционностью она частью вымогает деньги у государства, частью напрашивается на материальную помощь тех, кто находит интерес в его подрыве, но, в отличие от интеллигенции, имеет деньги. Поэтому в царской России значительная часть интеллигенции грызла от голода царский режим, в Советской -- советскую власть. В антисоветской России она грызёт антисоветскую власть, но с теми же целями. Видеть в этой грызне что-то существенное помимо пищева- рительного интереса --- значит слишком хорошо думать о людях, у которых мышление отнюдь не свободно и направляется в основном позывами со стороны желудка. Ну не духовный это голод, не духовный! (Иногда, правда попадаются и такие интеллигенты, которые грызут власть в основном как бы бескорыстно, то есть: из желания наказать за то, что сами не попали в большие начальники; из мести за препятствование творческой самореализации или за неоказание помощи в ней; ради достижения известности; ради успокоения переразвитой совести; из мазохистского влечения к неприятностям. Но соль в том, что другие интеллигенты, поддерживающие и использующие таких бессребников в качестве инструмента своей деятельности, как правило, далеко не бескорыстны сами.) * * * У Ивана Бунина в "Окаянных днях": "Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, -- всю эту мощь, сложность, богатство, счастье..." (12 апреля 1919 г.) Прямо эпитафия СССР. * * * О российской системе образования. Г. Бердников в книге "Чехов" пишет следующее: "...порядки, которые насаждались в те годы в гимназии, не могли привить любви к школьному учению." "Порядки эти были знамением времени, следствием целенаправлен- ной политики царского правительства, озабоченного пресечением всего, что могло явиться источником свободомыслия. Применительно к школе старательно искали такую систему, которая искореняла бы самостоятельное мышление и люббознательность учащихся, неумолимо отсеивала тех, кто не поддался бы этому процессу духовного омерт- вления и обезличивания. И она была найдена. Остановились на так называемом 'классическом образовании', котрое и ввёл в жизнь министр народного просвещения, воинствующий реакционер Д. А. Толстой. Это новведение означало, что впредь главными предметами становились древние языки -- греческий и латинский, а главным методом обучения -- иссушающая ум зубрёжка..." (стр. 18-19) В. В. Злененко, учившийся в той же гимназии, что и А. П. Чехов, рассказывает: "Для характеристики преподавания древних языков можно сказать, что оно сводилось исключительно к зазаубриванию грамматики: красота и поэзия классических произведений оставалась нам чуждой и неизвестной." (там же, стр. 19) О том, как сдавал Чехов выпускные экзамены: "Первым выпуск- ным экзаменом было сочинение (...) Попечитель Одесского учебного округа, куда входила таганрогская гимназия, тему сочинения опре- делил так: 'Нет зла более, чем безначалие'." (там же, стр. 20) У Бердникова о состоянии высшего образования в России, точнее, о Московском университете в годы учения в нём Чехова: "Первое знакомство с прославленным храмом науки было обескура- живающим. Заявления принимали в старом здании на Моховой, в каком-то грязном, тесном, прокуренном помещении, забитом молодыми людьми. 'Вероятно, Антон ожидал от университета, -- пишет Михаил Павлович [брат Чехова -- А. Б.], -- чего-то грандиозного, потому что та обстановка, в какую он попал, произвела на него не совсем приятное впечатление.' Видимо, первое впечатление это было сильным." (там же, стр. 43) ................................................................. .................................................................

Литература:

Бердников Г. П. "Чехов", М., "Молодая гвардия", 1978. Бунин И. А. "Окаянные дни", М. "Молодая гвардия", 1991.

Возврат на главную страницу