Александр Бурьяк

Азулежистый Лиссабон

На главную страницу
ЭРОТИЧЕСКИЙ ВЕБ ЧАТ
Азулежуш -- картины на изразцах, используемые для внешнего и внутреннего украшения зданий. Название происходит от португальс- кого слова "азул" ("синий") -- по преобладающему цвету. Азулежуш -- феномен иберийский: в основном португальский, в значительно меньшей степени испанский. Технология заимствована у мавров, содержание -- собственное (мавры изображением людей и животных не увлекались). Рисунок наносился на ещё не обожжённую плитку. Мода на азулежуш возникла в XVI веке, к концу XVIII в. сошла , в конце XIX возродилась у стиле модерн. Лиссабон Очень лиссабонское: картина на изразцах (в данном случае "вывеска" молочного магазина и маслодельни). Из так называемых азулежуш. То, что делает Португалию не такой, как остальной мир. Где-то в Лиссабоне Жизнь короткая, голова маленькая, а мир очень велик, местами прекрасен и везде поучителен. Даже какая-нибудь выхваченная наугад небольшая часть этого мира практически неисчерпаема в познавательном отношении, а Португалия -- это даже не "какая- нибудь", а одна из самых замечательных в Европе, а значит, и на планете вообще. С португальцами мы как-то не воевали, ездить к ним от нас далеко, язык их никогда не был в моде, поэтому наши сведения о Португалии, осевшие из курса средней школы и потока поверхностных телевизионно-газетных новостей, по существу ничтож- ны. Португалия -- это для большинства европейцев дальняя окраина как в географическом, так и в культурном отношениях. "Многие ли из нас знают имя, дела и поэзию великого португальс- кого короля Диниша? Многие ли представляют себе, что португальс- кие корабли в средние века считались лучшими в Западной Европе и были образцом для корабельщиков других стран? Кто из вас, дорогой читатель, вспомнит, что Португалия одной из первых европейских стран сложилась как единое государство?" ("Португалия: дороги истории", стр. 3) Да никто не знает, не представляет, не вспом- нит. * * * Лиссабон -- добротный португальский "front-end". В ландшафтном отношении он очень выигрышен: семь холмов (как в Риме!), широкая река, океан на горизонте. В архитектурном отношении он по-евро- пейски солиден и в состоянии предъявить десяток шедевров, тысячу качественных образцов всех общеевропейских стилей, массу романти- ческой полуразвалившейся дряни на кривых старинных улочках, а также оригинальное СВОЁ, не характерное даже для соседней Испании. Лиссабон Фасад Империи: площадь Коммерции (Праса ду Комерсиу), Триумфальная арка (строили 118 лет), конная статуя короля Жузе I. Государственная политика, чтобы быть действенной, должна иметь эффектное художественное оформление. К примеру, вот такое. Когда по телевизору хотят мельком представить Лиссабон, обычно показывают это место, только с другой стороны: статую в проёме Триумфальной арки. Лиссабон располагается в устье реки Тежу (Tejo) в нескольких километрах от Атлантического океана, который таки виден с набе- режной в западной части города. Порт Лиссабона -- один из самых удобных в Европе. Лиссабона никто не основывал: люди в этом месте жили всегда, о чём можно судить по результатам раскопок. В источниках Лиссабон впервые упоминается во II веке до н. э. как крупное поселение иберийского племени лузитан. В 6 веке в город пришли вестготы. Вместо совершения актов ван- дализма они поучаствовали в строительстве замка Святого Георгия (Сан Жоржи). В 714 году Лиссабон попал под власть арабов. Из видимых следов арабского присутствия сохранился только участок стены в замке Святого Георгия, потому что они в его строительстве тоже поучаст- вовали. Лиссабон Замок Святого Георгия. В 1147 город Лиссабон был у арабов отвоёван -- при участии крестоносцев, не доехавших до Святой Земли. Столицей Португалии он стал в 1256 году. 1 ноября 1755 года Лиссабон был разрушен сильнейшим землетрясе- нием. При восстановлении города была в основном сохранена его старая планировка. Существенные изменения коснулись только района между площадью Педро V и площадью Коммерции: здесь территорию поделили на одинаковые прямоугольные кварталы. В 1807 году Лиссабон взяли войска Наполеона. Королевская семья при этом гордо удалилась в Бразилию (как выгодно было иметь благоустроенные колонии!). Отбит у французов город был только в 1811 году -- англичанами. Португальцам пришлось платить по этому счёту в 1916-м во Фландрии. * * * Лиссабон Кафедральный собор. Первобытная тяжеловесная готика. Пламенеть она будет в других местах, не здесь. Строительство лиссабонского кафедрального собора (Се) было на- чато по указанию короля Афонсу Энрикеша после отвоевания города у арабов в 1147 г. Собор набит средневековыми реликвиями. К оценке его внешнего вида надо подходить с учётом того обстоятельства, что фасад соорудили ещё в то время, когда Португалия реконкисти- ровалась, и в дальнейшем стиля его не меняли. Этот собор снаружи не броский, зато доподлинно древний -- и выстроенный поверх чего-то ещё более древнего, чем сам. * * * Лиссабон Уголок "Театральной площади" в Лиссабоне. Здание бывшего кинотеатра, осколок блистательных 1950-х. Доброе старое кино приказало нам всем долго жить. Кстати, название пьесы М. Горького "На дне" перевели на порту- гальский язык как "Degenerados". Разве не правильно? Лиссабон Кандидат на звание самого лиссабонистого здания. В Лиссабоне даже бедность выглядит симпатично и вдохновляюще. Лиссабон Церковь Святого Роха (Сан Роке) изнутри. Роспись деревянного потолка была закончена в 1588 г. Лиссабон Всего лишь подъёмник де Санта Жуста (Elevador de Santa Justa). Чугунная готика. Дата окончания строительства -- 1902 г. Высота подъёма -- 32 метра. Пока что работает. Изящный лиссабонский ответ на парижскую Эйфелеву башню: не высоко, зато определённо при деле. Лиссабон Кандидат на звание самой лиссабонистой улицы. На рельсах -- не трамвай, а фуникулёр. Лиссабон Ещё кандидат на звание самого лиссабонистого дома. Стиль -- модерн по мотивам мануэлино. Фаду (fado)-- португальская национальная разновидность песни, вроде русского романса. Считается, что к 1820 г. фаду уже пели вовсю. Зарождение стиля относится к концу XVIII в., становление происходило в Бразилии -- в то время, когда там пребывала в эмиграции королевская семья с массой сопровождавших её дворян, которых мучила тоска по родине. Фаду исполняется под аккомпане- мент португальской гитары. Лиссабон Амалия Родригес (1920-1999), великая исполнительница фаду. Выступала более 50 лет, объездила с концертами множество стран, выпустила 170 пластинок. В Португалии -- культ этой певицы. Когда работавшая на угле электростанция в лиссабонском районе Белен (Belem) устарела и стала невыгодной, её не разрушили, а превратили в уникальный Музей электричества. Почти всё оборудова- ние электростанции было сохранено, но добавились всякие относя- щиеся к электричеству экспонаты. В музее можно изучать силу старинной инженерной мысли и трогать руками её могучие проявле- ния. Вход в музей бесплатный, фотографировать можно всё без ограничений. Лиссабонцам он, наверное, давно приелся, а туристов в него не очень тянет, потому что в моде абсурдизм, а музей -- дельный, технический. Лиссабон Топка для сжигания угля, вид снаружи.
Музей электричества, Лиссабон. Лиссабон Шедевр из шедевров. Готика, горящая белым пламенем. Монастырь Жеронимуш в Белене. Кандидат на звание самого готичного сооружения в Европе. Начало строительства -- 1502 г. Сегодня в зданиях монастыря размещаются Музей археологии и Морской музей. Испанцы считают португальцев своими меньшими братьями, прибли- зительно как русские -- белорусов. В смысле: язык почти тот же, кровь почти та же, история почти общая, поэтому нечего выпендри- ваться с какой-то отдельной государственностью. Тем более, что в самой Испании -- куча автономных "исторических областей" и нес- колько местных языков, так что ещё одна область и ещё один язык хорошо вписались бы в уже сложившуюся картину. Вроде и давно уже Португалия сама по себе, а испанцы к этому всё ещё не привыкнут. * * * Дружба с Англией в начале XX в. привела португальцев к участию в Первой Мировой войне. Вообще, с англичанами дружить опасно: те норовят повесить на вас моральное обязательство участвовать вмес- те с ними в военных действиях. У англичан привычка делить с другими тяготы, жертвы и ответственность. * * * Вооружённые силы довольно уважаемы в португальском обществе. Военная деятельность в условиях расслабившейся в либерализме объ- единённой Европы вовсе не пренебрегаема, военные глядят орлами, и в Лиссабоне даже работает собственный "Instituto de Altos Estudos Militares" -- "Институт ВЫСШИХ военных исследований". Да уж, когда-то они давали жару планете. Такое не забывается в веках. Есть на кого тайно равняться. * * * Военный музей в Лиссабоне был основан в 1876 году. Организатор и первый директор музея -- дивизионый генерал Eduardo Ernesto Castelbranco (во времена основания музея он был ещё капитаном). В подвале музея демонстрируется портшез (носилки), в котором перемещали директора. Смотрится это странно. И кто его тащил -- солдаты или вольнонаёмные? Понятно, что автомобилей ещё не было. Но почему не верхом или хотя бы не в крытой повозке? Музей хорош. Сочно-барочное оформление зал потрясающее. Но предложение экспонатов времён Первой мировой войны и колониальных войн XX века должно быть существенно расширено. Далее, не помеша- ли бы образцы бронетанковой техники, авиации, ракетных систем, радиоэлектроники, тем более что для них во дворе и подвалах будет достаточно места, если кучнее разместить всякие бронзовые пушки. Образцом для всех европейских народов, отягощённых гордой славой предков, должен быть военный музей в Брюсселе. Лиссабон Пушка времён Первой Мировой войны. Спереди, перед бронещитом, -- два сидения для артиллеристов. Разумеется, солдаты занимали эти сидения на марше, а не в бою.<Военный музей Лиссабона * * * По экспонатам лиссабонского Военного музея видно, что заряжание с "казённой" стороны применялось в некоторых орудиях корабельной и крепостной артиллерии по меньшей мере с XVIII века. Затвора не было: в развёрстую часть орудия вкладывался как бы толстостенный стакан с зарядом, и этот стакан выдерживал давление горящего пороха. * * * Королевские суда в Морском музее Лиссабона: "удобств" нет ни для королевских особ, ни для экипажа. Даже трюма нет. Значит, поплавали несколько часов -- и домой, иначе большие проблемы. Лиссабон Королевская барка, построенная в 1778 г. В экипаж входили 80 гребцов. В последний раз использовалась в 1957 г. для перевозки королевы Великобритании Елизаветы II по реке Тежу. В Морском музее представлен гидроплан Fairy 17, на котором в 1922 г. совершили первый в истории перелёт через Атлантику (из Лиссабона в Рио-де-Жанейро, с промежуточными посадками) отважные первопроходцы Гагу Котиньу (Gago Coutinho, 1869-1959) и Сакадура Кабрал (Sacadura Cabral, 1881-1924). А ещё в музее демонстрируется "Лётная шапка, которую носил адмирал Гагу Котиньу в первом воздушном пересечении Атлантики". Романтические времена, романтический адмирал. * * * Цыгане -- народ-бомж. Отправившись когда-то в путь из Индии, они обнаружили, что заканчивать этот путь вовсе не обязательно, а можно всё время болтаться как бы в поисках лучшего места. Если где-то цыгане некоторое время и живут стационарно, то добывают на пропитание всё равно в основном как бомжи. В Лиссабоне цыгане -- проблема. В рамках европейского гуманизма решить эту проблему невозможно. Надо выходить за рамки. По-види- мому, после падения "восточного блока" цыгане стали откочёвывать из "новых" стран Европейского Союза в более тёплые и/или более богатые "старые" -- в Португалию в том числе. А ведь как красиво и удобно было в проекте: Европа без виз и таможен! Теперь же остро необходимы 1) стерилизация для не желающих снижать свою рождаемость и 2) концлагеря для не желающих трудиться, иначе в Европе НОРМАЛЬНЫЙ образ жизни будет становиться всё более диском- фортным и опасным. * * * Из Малой советской энциклопедии" 1930 г.: "Португалия -- бедная и отсталая страна, уступающая в экономи- ческом отношении даже Испании." "Торговый флот невелик" (!!!). Население Португалии в 1928 г. составляло около 6 200 000 чел. Помимо Лиссабона, крупным городом являлся Оппорто. Прочие города были малонаселённые. Имела место значительная эмиграция крестьян в Бразилию. При собственной площади 89 тыс. кв. км Португалия к 1930 году ещё удерживала 2 427 тыс. кв. км колоний, что худо-бедно свиде- тельствует о политических и военных дарованиях португальцев. Из советского справочника "Страны мира" (1988 г.): "В 1926 г. при поддержке финансовой олигархии и латифундистов в Португалии был совершён военный переворот и установлена фашистс- кая диктатура..." "В начале 1970-х в стране усилилась борьба трудящихся за под- линную демократизацию всей политической жизни, возросло недоволь- ство колониальной войной среди населения и в армии. 25.IV.1974 г. Движение вооружённых сил (ДВС) возглавило успешное выступление военных, поддержанное широкими массами. В стране были восстанов- лены основные политические свободы, ликвидированы атрибуты фа- шистского государства -- Национальная ассамблея, Государственный совет, Партия национальное народной действие, Главное управление безопасности (ПИДЕ - ДЖС)." "Вскоре после крушения фашизма в стране были национализированы основные отрасли промышленности..." "Вскоре после 25.IV.1974 г. Португалия признала право на неза- висимость и самоопределение народов бывших португальских колоний, на территории которых созданы суверенные государства -- Ангола, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Острова Зелёного мыса (с начала 1986 г. Кабо Верде), Сат-Томе и Принсипи." * * * В русской Википедии о португальском диктаторе Салазаре: "Антониу ди Оливейра Салазар (порт. Antonio de Oliveira Salazar; 28 апреля 1889 -- 27 июля 1970) -- португальский госу- дарственный и политический деятель, председатель совета министров (5 июля 1932 -- 27 сентября 1968), временно исполняющий обязан- ности президента Португалии с 18 апреля по 9 августа 1951, дикта- тор Португалии. Первоначально (с 1917) Салазар был профессором политэкономии в Коимбрском университете. С 1928 по 1932 год -- Министр финансов. В 1932 году он стал премьер-министром Португалии. Большинство историков характеризуют его правление как диктатуру, многие также как фашистский режим. В 1933 году он ввёл в Португалии новую конституцию, которая давала ему практически неограниченные права..." "Салазар ввёл концепцию 'Нового государства' ('Estado Novo'), основанную на доктрине корпоративизма. Целью своей диктатуры он объявил стабилизацию. У Салазара была своя секретная полиция PIDE, преследовавшая диссидентов, среди которых были как коммунисты, так и фашисты. При этом в Португалии, в отличие от большинства современных ей государств с диктаторскими режимами, отсутствовала смертная казнь." "В период Второй мировой войны Салазар следовал политике сред- него пути. Хотя он был идеологически близок к фашизму и поддерживал националистическую Испанию, направляя туда помощь в период борьбы с республиканцами, в отличие от Франко, он никогда не вступал в отношения с нацистской Германией. В 1939 году по предложению Франко Салазар подписал испано-португальский пакт Иберийского нейтралитета. Действительно, Салазар предоставлял помощь союзным силам, разрешив им использовать базу на Азорских островах, но это было единственное, что он сделал." "С момента захвата Индией португальских городов Гоа, Даман и Диу в 1961 году и до самой смерти Салазара империя оставалась постоянным источником бедствий для Португалии..." "К 1945 году Португалия контролировала колониальную империю: Азоры, Мадейру, Кабо Верде, Сан-Томе и Принсипи, Анголу, Гвинею-Бисау, Кабинду и Мозамбик в Африке, Диу, Даман и Гоа в Индии, Макао в Китае и Восточный Тимор в Юго-Восточной Азии." При Салазаре Португалия оставалась третьей в мире по величине территории -- после Великобритании и Франции -- колониальной империей. "В 1968 году состояние здоровья Салазара было серьёзно подо- рвано инсультом, спровоцированным падением со стула, и 27 сентября президент Португалии Америку Томаш отстранил его от государственных дел." В 1970 г. Салазар был убит каким-то больным на голову. "Через четыре года после смерти Салазара режим 'Нового государ- ства' пал в результате 'Революции гвоздик.'" "Салазар занял первое место в голосовании телешоу 'Великий португалец'. Причем изначально его имя не было включено в список кандидатур, но под давлением общественности организаторы шоу включили всех известных португальцев в список, как негативных, так и положительных. В результате за последние две недели голосования он с большим отрывом обошел остальных кандидатов." Иными словами, хотя с точки зрения ныне господствующей в Европе либеральной идеологии, Антониу Салазар -- тот ещё бяка, порту- гальцы с высоты прошедших после его смерти лет оценивают его деятельность в большинстве своём чрезвычайно положительно. Действительно, избежать гражданской войны вроде испанской 1930-х и отвертеться от участия во Второй Мировой войне -- это очень не мало. * * * Старейший университет Португалии (и один из старейших в Европе) находится в городе Коимбра. Он был основан в 1290 г. в Лиссабоне, потом в 1308 г. переместился в Коимбру, потом ещё несколько раз перемещался, но в конце концов Коимбра стала его окончательным пристанищем. * * * Лузитания -- древнеримская провинция, приблизительно соответст- вующая территории современной Португалии. Название происходит от иберского племени лузитанов. Лузитаны -- в числе предков нынешних португальцев, а "Лузитания" -- романтический, так сказать, сино- ним слову "Португалия". Правда, слово "Лузитания" сегодня больше ассоциируется не с Португалией, а с английским пассажирским суд- ном "Лузитания", которое было потоплено немецкой подводной лодкой в 1915 г, в результате чего погибли 1198 человек. * * * О расовой сущности португальцев. "Малая советская энциклопедия" (1930): "Романизированные кельты со слабой германской примесью на севере и более выраженной арабской на юге." До начала великого переселения разноцветных народов в Европу Португалия представляла собой одно из самых однородных в этничес- ком отношении обществ: 99% её обитателей были потругальцами. Древнейшее население территории современной Португалии -- груп- па племён с общим названием иберы. Из иберов уцелели в качестве самостоятельного этноса только баски. Предположительными родст- венниками басков являются грузины. В 1500 г. до н. э. на месте нынешнего Лиссабона уже был процве- тавший порт. Около 1200 до н. э. финикийцы стали основать свои колонии на западе полуострова. В то время поселились они и на месте будущего Лиссабона -- и даже дали ему сохранившееся доныне (с небольшим изменением) название Алис-Уббо ("волшебная гавань"). Чуть позже (через лет 600) появились и греки, но ни те, ни другие не остави- ли значительных следов в культурном слое грунта, языке, генофонде. В начале первого тысячелетия до нашей эры на Иберийском полу- острове появились кельты. На западе полуострова их присутствие в доримские времена было незначительное. Между Первой и Второй Пунической войнами иберы были подчинены Карфагену. И они служили в армии Ганнибала. После завоевания по- луострова Римом началось постепенное превращение всех его обита- телей в римлян. "До наших дней дошли проложенные римлянами дороги; величествен- ные акведуки, столетиями снабжавшие водой города; скульптурные портреты иберийских матрон с загадочной полуулыбкой -- творчество местных мастеров; великолепные мозаики Конимбриги -- большого по тем временам города в нескольких километрах от современной Коимбры; стройные колонны античного храма в Эворе, на площади рядом с домом, где жил Вашку да Гама." ("Португалия: дороги истории", стр. 5) В V веке в эти места подались лучшие представители германских племён: в 409 г. на Пиренейский полуостров ступили вандалы и свевы. Заявились сюда также аланы. Сначала на месте нынешней Галисии и Северной Португалии возникло королевство свевов и про- существовало до 585 г. Потом его сменило королевство вестготов. В 711 г. через Гибралтар переправились первые отряды арабов, а к 713 г. в их руках оказалась большая часть полуострова. В 938 г. -- первое упоминание в документах названия "Португа- лия". Наиболее видные в то время португальские города: Порту, Коимбра, Брага. После победы 1139 г. над арабами граф Португалии Афонсу I, вассал Кастилии, был провозглашён португальским королём. При короле Дигише (1279-1325) был завоёван арабизированный юг современной Португалии. Война против арабов не носила религиоз- ного характера, а велась ради приобретения земель и подданных, так что нередко португальским феодалам приходилось выступать в союзе с мусульманами против христианских конкурентов из соседней Испании. Реконкиста как религиозное подвижничество -- это больше выдумка позднейших времён. "К концу XII -- началу XIII в. в Португали исчезла личная зависимость крестьян и прикрепление их к земле -- столь привычный для нас элемент средневековой истории." ("Португалия: дороги истории", стр. 14) Чтобы успешнее противостоять испанцам, португальские короли числили себя вассалами самих римских пап и платили им дань (не всегда регулярно), достигавшую почти половины килограмма золота в год. Во второй половине XIV в. Лиссабон выдержал две осады кастиль- цев. В 1385 г. в битве с испанцами при Альжубарроте португальцы отстояли свою независимость от Испании. В конце 1496 г. король Мануэл Счастливый "издал указ, пове- левающий всем евреям и маврам, не желающим принимать христианскую веру, покинуть пределы Португалии". ("Португалия: дороги истории", стр. 42) "Португалии везло на королей. Афонсу Энрикеш, Афонсу III, Диниш -- на протяжении столетий её правители отличались силой характера и величием замыслов. Интересно, что и правили многие португальские короли подолгу: Афонсу Энрикеш -- без малого 60 лет, Афонсу III -- 34 года, Диниш -- 46 лет. Альфонсу IV -- 32 года. Да и позднее мы видим Жоана I, который пребывал на троне почти 50 лет, Афонсу V, царствовавшего 43 г. Интересно и другое: в те времена, когда в Византии лишь треть всех императоров умерли собственной смертью, когда английский король Эдуард II был убит по велению королевы, когда претендент на кастильский престол Энрике Трастамара зарезал Педро Жестокого, своего сводного брата и соперника, -- в эти времена ни один король Португалии не рас- стался с жизнью и королевством подобным образом." ("Португалия: дороги истории", стр. 59) С 1580 по 1640 г. Португалия прозябала в составе Испании, ока- завшись там в результате личной унии. 1 декабря 1640 г. в Лисса- боне началось восстание против испанцев. При короле Мануэле Счастливом (1495-1521) имел место расцвет португальской империи. Последующая экономическая и политическая жизнь Португалии состояла по преимуществу в охране, эксплуатации и постепенной утрате приобретений того времени. В XVII веке португальцев теснят сначала голландцы, потом ещё и англичане. XIX в., начало XX в. -- "непрерывная цепь гражданских войн" (МСЭ, 1930). 1908 г. -- убийство короля Карлуша I. 1910 г. -- буржуазная революция. Монархия была свергнута, рес- публика -- установлена. 1910-1914 гг. -- "многочисленные военные мятежи" (МСЭ). В июле 1927 г. генерал Кармона установил фашистс- кую диктатуру. * * * Великие люди Португалии: Энрике Мореплаватель (Dom Henrique el Navegado, 1394-1460) -- португальский инфант, сын Жуана I, организатор морских экспедиций на юг вдоль африканского побережья, великий магистр ордена Христа, участвовал в походах против арабов Северной Африки. Васко (Вашку) да Гама (1469-1524) -- португальский мореплава- тель. В экспедиции 1497-1498 гг. открыл морской путь в Индию вокруг Африки. В 1524 г. был назначен вице-королём Индии. Луиш ди Камоэнс (1524-1580) -- "величайший португальский поэт эпохи морского и колониального преобладания Португалии. Автор 'Лузиад' (1572) -- эпопеи 'героической эпохи' завоевательного торгового капитала. Его герой -- Васко да Гама..." (МСЭ, 1930) Сначала Камоэнс обитал при королевском дворе, откуда был впослед- ствии изгнан. В 1555 г. он переехал в Гоа ("Португальские Индии"), потом в течение нескольких лет скитался по Китаю, Камбодже и Макао. И это в XVI веке! Себаштиау Жузе ди Карвалью и Мелу маркиз Помбал (1699-1782) -- премьер-министр короля Жузе I весь период правления последнего; эффективно организовал ликвидацию последствий Лиссабонского землетрясения в 1755 г., осуществлял удачные социальные и экономические реформы. Был титулован маркизом в 1779 г. А ещё -- плеяда выдающихся королей: номерных Афонсу, Жоанов, Фернанду и Педру с забавными прозвищами. До некоторых пор доволь- но везло Португалии на правителей... Слава португальским героям! Лиссабон Португальский открывательский и имперский порыв. Впереди -- Энрике Мореплаватель. Памятник на берегу реки Тежу -- на месте, откуда Васко да Гама отправился в первый раз в Индию. * * * О знаменитом землетрясении 1755 г. С сайта www.igrejabranca.ru: "Толчки возникли утром 1 ноября в католический День Всех Святых. Современники утверждали, что землетрясение длилось между тремя с половиной и шестью минутами, образовав гигантские трещины пятиметровой ширины, разрезавшие на части центр города. Выжившие поспешили в открытые места, в доки и увидели как вода отступила, обнажив дно моря, усеянное потерянными грузами и обломками судов. Через мгновение громадное цунами нахлынуло в гавань и на центр города. В районах, не задетых волной, разразился пожар и пламя бушевало пять дней. Лиссабон был не единственным португальским городом, пострадавшим от землетрясения. Весь юг страны, а именно Алгарве, также пострадал и претерпел общее разрушение. Волны землетрясения ощутила Европа и Северная Африка . Цунами высотой до двадцати метров омыли побережья от Северной Африки до Финлян- дии и через Атлантический океан Мартинику и Барбадос. Из населе- ния численностью 275 000 погибло около 90 000. Еще 10 000 жертв насчитывало Средиземноморье и Марокко. Восемьдесят пять процентов Лиссабонских зданий были уничтожены, включая известные дворцы и библиотеки. Некоторые здания, не тронутые землетрясением, были разрушены пожаром. Новенькое здание Оперного театра, открытого всего за полгода до землетрясения, сгорело дотла. Королевский дворец стоял как раз на берегу Тагуса, на площади Террейро де Пасу (Terreiro dе Paco), и был разрушен землетрясением и цунами. Вместе с ним погибла библиотека в 70 000 томов и сотни ценнейших произведений искусства, в том числе работы Тициана, Рубенса и Коррежио. Исчезли королевские исторические архивы, содержавшие в том числе документы по великим географическим открытиям и другие старинные документы. Землетрясение разрушило также главные церкви Лиссабона, в том числе Собор Санта Мария и базилики Сан Паулу, Санта Катарина, Сан Винсенте ди Фора и Мизерикордиа. Руины монастыря Карму в центре города можно посетить и сегодня. Королевский госпиталь Всех святых был уничтожен огнем, в котором погибли сотни пациентов." "По счастливой случайности Себаштиау ди Мелу уцелел вместе с королевской семьей, и сохранил полное присутствие духа. Он немедленно начал руководить работами по реконструкции города, успев изречь знаменитое 'Что же теперь? Мы похороним мертвецов и накормим живых'. Несмотря на бедствие, в Лиссабоне удалось избежать эпидемии, и город начал заново отстраиваться менее чем через год. Центр города разрабатывался группой архитекторов как сейсмоустойчивый. Для испытаний были подготовлены специальные макеты домов, испытываемые ротой марширующих солдат. Здания и большие блощади Помбалиновского центра Лиссабона по сей день притягивают туристов, являясь достопримечательностью города: это первые в мире сейсмоустойчивые здания. Себаштиау ди Мелу внес значительный вклад в зарождение сейсмологии, разработав опросный лист об обстоятельствах землетрясения, разосланный во все концы Португалии. По данным этого опроса современные ученые смогли восстановить картину события." К великому сожалению, идея сейсмоустойчивого строительства завоёвывает сердца (да и то не надолго) только тех, кого сильно тряхнёт. Поэтому всякое очередное землетрясение означает новые многочисленные разрушения, трупы, вопли, сопли, подвиги спасате- лей, болтовню политиканов, ненастойчивые попытки покончить с дурной традицией беспечности. * * * К чести Европы надо сказать, что ни одна европейская страна бедственным положением Португалии в 1755 году не воспользовалась. Впрочем, тогда ещё боялись Божьего гнева, демонстрация которого на Лиссабоне была более чем убедительной. * * * Лиссабон Беленская Башня. Числится символом Лиссабона. Форт в устье реки Тежу, защищавший Лиссабон со стороны океана. Годы строительства -- 1515-1521. Одно время назывался "Крепостью Святого Викентия" (в честь небесного покровителя Лиссабона). В настоящее время музей старинного оружия. СВОЁ в Португалии -- это в первую очередь следующее: 1) изразцовые панно азулежуш, широко используемые в качестве наружного и внутреннего декорума; 2) сплошная отделка фасадов зданий изразцами -- одноцветными и узорчатыми; 3) архитектурный стиль мануэлино (по имени короля Мануэла I Счастливого, 1495-1521) -- готика с мавританской примесью; 4) музыкальный жанр фаду; 5) креплёные вина портвейн и мадера; 6) катастрофа 1755 г., уничтожившая португальскую столицу, но не сломившая португальского духа; 7) колоритная фигура новейшего времени -- диктатор Антониу Салазар; 8) собственный, уверенно себя чувствующий язык, распространив- шийся ещё на три континента (далеко не всякая страна может похвастаться даже просто собственным языком); 9) великие географические открытия, подаренные португальцами Европе: путь в Индию вокруг Африки, Бразилия и т. п.; 10) вообще удивительная история, в том числе глобальное имперское прошлое. И, разумеется, многое другое -- менее бросающееся в глаза. СВОЁ в Лиссабоне -- это, среди прочего, 1) кое-где намеренно сохранённые следы землетрясения 1755 г. (как всегда, ничему не научившего Европу); 2) старый трамвай. Маленькие трамвайные вагоны старого типа всё ещё ходят по ули- цам Лиссабона в огромном количестве. Когда-то они просто возили людей, теперь они вдобавок достопримечательность. Есть в Лиссабоне и новый трамвай, но достопримечательностью он станет лишь лет через 50. Лиссабон Старый трамвай. * * * Португальцы стали первыми из европейцев использовать чернокожих рабов. В романе Жюля Верна "Пятнадцатилетний капитан" главный отрицательный персонаж -- продавец "чёрного дерева" португалец Себастьян Перейра. И это не "просто так", а отражение представле- ний гуманных европейцев XIX века о том, кто на что горазд. Вроде как португальцы -- жестокие колонизаторы и безжалостные эксплуа- таторы, тогда как французы с англичанами -- совсем другое дело: несли "бремя белых", прекращали междоусобные войны, искореняли кровавые и негигиеничные обычаи, приобщали недоразвитые народы к европейской культуре. * * * Португалия -- страна, насыщенная ярким своеобразием и для Евро- пы довольно экзотичная, потому что удалённая, маленькая и давно не на главных ролях. В Португалию накрепко влюблялись выдающиеся представители разных народов, переселялись в неё, старались сделать для неё что-то хорошее. Среди подобных людей вкуса -- армянин Калести Гулбенкян (1869-1955), англо-французский нефтяной магнат родом из Турции, подаривший португальскому народу огромную коллекцию древнего искусства. Да, надо бы уже и мне определить, чего маловато в лиссабонских музеях, и начать понемногу собирать -- на блошиных рынках, мусорных свалках и т. п. * * * Португалия -- это, среди прочего, повод задуматься о том, почему некоторые народы вдруг вырываются вперёд других во всяких нужных и ненужных достижениях, а потом, через некоторое время, оказываются позади многих, отягощённые воспоминаниями о своём прошлом величии. * * * По правде говоря, португальский язык в части своего произноше- ния и правописания -- тот ещё кошмар. Это особенно поражает, если вспомнить, что под самым боком у португальцев -- благословенная Испания, кастильское наречие которой отличается во всех аспектах удивительной простотой. Португальцы пишут одно, произносят другое, а думают при этом, может быть, третье. В отношении сложностей передачи звуков на письме они вполне затыкают за пояс англичан, французов и шведов. Впечатление такое, что они несколько веков разговаривали между собой преимущественно за трапезами -- с набитыми едой ртами -- так что особенности застольного произношения постепенно перешли в языковую норму. К примеру, Соединённые Штаты пишутся по-порту- гальски Estados Unidos -- как и по-кастильски! -- а читаются [иштадуш унидуш], тогда как у кастильцев звучит вполне ожидаемое [естадос унидос]. Возможно, португальцы не осуществляют реформы своего правописания из жалости к иностранцам: если те на надписях будут видеть вместо Estados Unidos какое-нибудь Ishtadush Unidush, это будет действовать на них депрессивно. Сегодня же, понимая худо-бедно кое-что по-кастильски, человек в состоянии постичь процентов тридцать смысла португальского текста, не заморачиваясь такими прелестями, как назализированные гласные, протвопоставление открытых и закрытых гласных, варианты записи в других романских языках того, что у португальцев читается как [ш], варианты произношения португальцами того, что в других романских языках записывается буквой "x" ("икс"), и т. п. * * * Португальско-русский мини-словарь: bombeiro -- пожарный correio -- почта peso -- вес saída -- выход travessa -- переулок . . . У португальцев нет туалетов. Вместо туалетов у них существуют instalações sanitárias. Надо иметь это в виду, к примеру, при попытках отыскать укромное пристанище где-нибудь на вокзале. Слово "todas" в названии маршрута транспортного средства озна- чает "со всеми остановками".

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz