ЭРОТИЧЕСКИЙ ВЕБ ЧАТ
Гослар -- городишко вдали от больших дорог и стремительной
современной жизни. О том, что он существует, мало кто знает вне
Германии, да и в самой Германии он отнюдь не на слуху. В нём
чуть больше 40 тысяч жителей, но и те частью разбегаются, частью
вымирают. Глубокая немецкая провинция, в которую даже негры с
китайцами заглядывают лишь в последнюю очередь. Жить в таком
потёртом захолустье я никому не посоветую. Потому что при случае
с радостью переселюсь туда сам.
Гослар располагается в верхней части Нижней Саксонии -- в
гористом районе Harz. Ближайший культурный центр находится в
50 км, и называется он Брауншвейгом. Ближайшая к Гослару гора
имеет высоту 635 м и называется Rammelsberg.
* * *
Чтобы город состоялся, в месте его будущего расположения должно
находиться притягательное кое-что (а после того, как он состоит-
ся, он сам по себе будет притягательной силой, и препятствовать
его росту будет только конкуренция со стороны других состоявшихся
городов). В случае Гослара изначальным притягательным кое-чем
были залежи свинцовых и цинковых руд.
Первое упоминание Гослара относится к 922 г., к периоду правле-
ния немецкого короля Генриха I (919-936). Главная достопримеча-
тельность Гослара -- пфальц -- появилась на свет в 1005-1015 гг.
по указанию императора Генриха II (1002-1004). Пфальц -- это
королевский дворец во времена "бургов". При Конраде II Салическом
(1024-1039) построили вдобавок Liebfrauenkirche -- капеллу при
пфальце, которая нынешнего времени не дождалась.
Салический Конрад II был первым представителем Салической
династии королей Восточно-Франкского королевства (то есть
Германии) и императоров Священной Римской империи. Всего эта
династия правила с 1024 по 1125 гг. и дала пять императоров:
Конрада II и Генрихов с III по V. На Генрихе V род угас.
Первым в роду получил прозвище Salier -- Салический -- как раз
Конрад II. Потом это прозвище распространилось не только на
потомков Конрада, но и на несколько поколений его предков -- до
графа Вернера (префекта Востока при Карле Великом, умершего в
814 г.), включительно. Происхождение прозвища Salier не ясное,
поскольку салические франки (Salier, они же Westfranken) как
ответвление племени франков существовали только в IV-V веках
н. э.
Большим поборником Гослара был Генрих III (1039-1056), сын
Конрада II. При нём завершилось строительство пфальца и так
называемого собора -- Kollegialstift St. Simon und Judas. Собор
был "так называемым", потому что Гослар не являлся центром
епископства. Собор снесли в 1820-1822 гг. местные негодяи под
предлогом ветхости и невостребованности, и от всего здания
остался только "предбанник" (Vorhalle).
Жена Генриха III Агнесса была очень привязана к Гослару и даже
родила в местном пфальце будущего Генриха IV (не Наваррского).
1056 г. был примечателен для Гослара заездом в него римского
папы Виктора II.
Правление императора Генриха IV (1056-1106) протекало тяжело:
был затяжной конфликт с папством и саксонскими князьями. У
Генриха даже появились два анти-короля: Rudolf von Schwaben и
Hermann von Salm. По-видимому, из-за того, что Рудольфа в 1077 г.
в Госларе провозгласили королём Германии, Генрих IV впоследствии
в этот город больше не заглядывал.
После салических Генриха III и Генриха IV ещё только Генрих VI
проявлял большую привязанность к пфальцу в Госларе, тогда как
прочие императоры отдавали предпочтение другим местам, хотя и
проводили иногда в Госларе блистательные "имперские советы"
(Reichstage).
В XII веке Гослар был предметом спора между Штауфернами
(Staufern) и Вельфами (Welfen) -- двумя могущественными княжес-
кими семействами.
"Генрих Лев в качестве герцога Саксонии в знаменитой сцене zu
Chiavenna в 1176 г., несмотря на многочисленные просьбы и колено-
преклонения (Kniefalls) его сеньора императора Фридриха I (1152-
1190), отказал в запрашиваемой поддержке, потому что Барбаросса
не захотел передать ему в качестве возмещения вместе с
Раммельсбергом также и Гослара." ("Goslar", стр. 4-5)
Прибрать Гослар к рукам удалось сыну Генриха Льва Оттону IV
(1198-1218). Предводитель его войска Гунцелин из Вольфенбюттеля
(Gunzelin von Wolfenbuettel) вошёл в город в 1206 г. (согласно
преданию, при помощи аббатиссы Нойверка Антонии, которая открыла
ему лаз в городской стене), и солдаты Гунцелина свирепствовали в
Госларе целых восемь дней.
При Фридрихе II (1212-1250) в 1219 г. в госларском пфальце
заседал последний большой "имперский совет". На этом Фридрихе
закончилась эпоха могущества средневековых императоров
(hochmittelalterliche Keiserherrlichkeit). Посещение пфальца в
1253 г. королём Вильгельмом (1248-1256) было последним знаком
августейшего внимания к нему во времена Средневековья.
Пфальц стал приходить в упадок, а город -- нет. В 1264 г. он
был впервые упомянут как член Ганзы. В 1290 г. город выкупил у
императора наместничество (Reichsvogtei), в 1340 г. получил
право собирания войска (Heerschieldrecht) и стал самостоятельным
субъектом империи (Reichsstand). В статусе свободного имперского
города (reichsfreie Stadt) Гослар продержался до оккупации его
в 1802 г. Пруссией.
* * *
О печальной участи госларского почти-собора в путеводителе
говорится так:
"В высшей степени практичное обхождение прежних госларцев с
памятниками великого времени императоров отразилось также на
судьбе так называемого собора, располагавшегося на восточной
стороне des Keiserbleecks. В 1819 году он был куплен и до 1822
года разрушен. Впрочем, в извинение местных жителей надо сказать,
что собор имел значительные повреждения, что для такой большой
церкви уже не было применения и что город с 1552 года был вынуж-
ден бороться с постоянной нехваткой средств и уже в течение
нескольких сотен лет был не в состоянии утруждать себя поддержа-
нием неиспользуемых построек." ("Goslar", стр. 15)
Можно сказать, община Гослара столкнулась с избытком церквей:
религиозность ослабла, а церкви остались.
Неужели к разрушению госларского почти-собора были причастны
госларские евреи?! Современные немцы, задолбанные "холокостом",
об этом, разумеется, не напишут. Трудно представить себе христи-
ан уничтожающими свою же церковь. Но может быть, продали её на
слом городские атеисты под влиянием великих просветителей типа
Вольтера. А ведь даже если этот храм был настолько невзрачным,
что госларцы его стыдились, надо было его всего лишь немного
перестроить. Или дело в том, что это всё-таки был не собор?
Короче, загадка.
* * *
Общеевропейское веяние середины XIX века -- ломание городских
укреплений -- не обошло стороной и благословенного Гослара: насо-
крушали и здесь. Как и в случае осады, башни оказались более
стойкими, чем стены, потому что использовались в качестве поме-
щений. Стены же сохранились по большей части там, где кто-нибудь
успел пристроить к ним своё скромное жилище, то есть, где они
тоже оказались при деле.
Также не обошло Гослара и общеевропейское веяние XX века --
восстановление того, что сломали в веке XIX.
Среди немногих рудиментов гордого военного прошлого в Госларе
сохранился Zwinger -- толстая башня на остатках вала. Надо заме-
тить, у немцев с использованием слова Zwinger есть некоторая
сложность. Его значения:
1) опоясывающая крепость;
2) ход между наружной и внутренней стенами средневековой
крепости;
3) крепостная башня позднего Средневековья;
4) тюрьма;
5) клетка (для зверей); конура; медвежатник;
6) барочный архитектурный комплекс в Дрездене (в одном из его
зданий размещается Дрезденская картинная галерея).
В случае с госларской достопримечательностью немцы употребили
значение №3. В госларском Цвингере находится Музей позднего Сред-
невековья.
Слова, родственные слову Zwinger:
zwingen -- принуждать;
Zwingburg -- 1) укреплённый замок (ОСОБО укреплённый?!);
2) замок, господствующий над местностью
(не господствующие -- это вассербурги?);
Zwingmauer -- окружная стена крепости (надо думать,
наружная).
Наверное, какой-то глубинный смысл корня zwing от русскоязыч-
ного исследователя ускользает.
* * *
Особнячок конца XIX века.
Великолепно раздвинутые рамки традиции.
Ул. Vititorwall.
Просто гимназия.
Ул. Untere Schildwache
Одна из ярких достопримечательностей Гослара -- дом Ворт (Worth)
на Рыночной площади, на углу Worthstrasse, когда-то собственность
гильдии междугородних торговцев (Fernhaendler) и портных (Gewand-
schneider). Был построен в 1494 г на месте более древнего здания.
Worth -- нижненемецкое слово для обозначения возвышенности,
которой не угрожают наводнения.
Дом Ворт (Worth) на Рыночной площади.
Дом Нагрудный платок (Brusttuch) примечателен своим деревянным
резным декорумом. О происхождении названия спорят. Возможно, оно
обусловлено треугольным начертанием дома в плане -- на углу двух
улиц. На доме имеется надпись о его первоначальном владельце:
"Magister Johannes Thiling anno 1525".
Дом Нагрудный платок (Brusttuch).
Старое фото Широкой улицы (Breite Strasse)
в районе Широких же ворот (Breites Tor).
С витрины магазинчика на Широкой улице.
Новое фото Широкой улицы в районе Широких ворот.
Найдите сто отличий.
Либерастическая гнусь в своё время потешалась
над убожеством дачных домиков советских граждан.
Вот типичный дачный домик в Германии. Это просто
стиль такой. Минимализмом называется. Der Umwelt zuliebe.
Дачный кооператив (Kleingaertnerverein,
Объединение мелких садоводов) в черте города.
Почти как в Венеции. В дома можно попасть
только по мостикам.
О пфальцах. Короли и императоры Средневековья, чтобы поддержи-
вать свою власть над обширными территориями, были вынуждены регу-
лярно эти территории объезжать. В разных местах страны они имели
временные резиденции, где могли останавливаться со свитой и вер-
шить дела. Эти временные резиденции и назывались пфальцами.
Пфальц в Госларе. На переднем плане --
статуя Вильгельма Великого.
После аннексии Пруссией королевства Ганновер в 1868 г. новые
владельцы пфальца в Госларе -- Гогенцоллерны -- распорядились о
реставрационных работах. После того, как прусский король в 1871
году в Версале был объявлен германским императором Вильгельмом I,
увидели возможность использовать старый госларский пфальц для
демонстрации преемственности нового немецкого кайзера прежним
императорам Священной римской империи германской нации и, так
сказать, исторически легитимизировать новоделанную империю.
Императорский зал пфальца был после реставрации великолепно
расписан профессором Hermann Wislicenius. Госларский пфальц стал
важной частью германского имперского мифа. Собственно, по росписи
императорского зала можно этот миф и изучать.
Ниша в стене нынешнего пфальца.
Обломки старого, настоящего пфальца.
Гослар под снегом. Вид со стороны пфальца.
Винтермэрхен (зимняя сказка по-немецки).
Императорский зал в пфальце. Сфотографировано тайком
(делать фото запрещается).
Деталь императорского трона в подвальной экспозиции пфальца.
Сидя между этими штучками, император чувствовал себя полубогом.
Немцы -- люди в большинстве своём шумные и сморкучие, но в
принципе добрые и вежливые. А ещё трудяги, аккуратисты и эстеты.
Они бросают вызов сложностям и одерживают блестящие победы. Но
даже в немцах иногда просыпаются кровожадные звери, и тогда всем
вокруг, а потом и самим немцам, приходится очень плохо. В Госларе
на краю площади перед пфальцем есть мемориальные сооружения по
поводу того, как плохо было немцам (пленным и репатриированным)
сразу после 1945 года. К сожалению, выполнены эти сооружения в
модернистском уродливом стиле, за который надо то ли бить морды,
то ли лечить головы. Вдобавок там не нашла отражения тема сожжён-
ных белорусских деревень и т. п. Короче, мемориал идеологически
вредный, против разрушения которого даже я не возражаю.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Мемориал немцам, перемещённым в 1945 г. из Силезии,
Восточной Пруссии и т. п. Подпись:
"ПОТЕРЯННАЯ РОДИНА. ТЕБЯ ИЩЕТ НАША ДУША.
ТВОИХ МЁРТВЫХ СОХРАНЯТ НАШЕ СЕРДЦЕ.
ВЕРНИТЕ 12,4 МИЛЛИОНАМ ПЕРЕМЕЩЁННЫХ ИХ РОДИНУ!"
Это случаем не требование пересмотра итогов
Второй Мировой войны?
История Германии настолько длинная и насыщенная, что, наверное,
на каждый немецкий город приходится хоть что-нибудь заслуживающее
внимания. Гослар в этом отношении не только из самых везучих, но
вдобавок отличается особо высокой концентрацией исторического:
тогда как другие древние города со временем очень распухли,
Гослар едва вышел за пределы своих древних крепостных стен. Если
бы он их ещё и сохранил при этом, ему бы и вовсе цены не было. Но
даже такой, как есть, он заткнёт за пояс иную столицу.
* * *
Несколько запоздалые рекомендации средневековым (и не только)
строителям:
1. На толщину стен не скупиться: это позволит экономить впослед-
ствии на реставрационных работах.
2. Избегать широких сводов: они очень чувствительны к качеству
и уязвимы. Удивлять размерами зданий извне их, а не изнутри.
3. При сочетании романики и готики романику помещать снаружи,
готику -- внутри: романика переносит климат значительно лучше
готики.
4. Подпирать крепостные стены с внутренней стороны добротными
помещениями. Помещения всегда нужны, и они сохранят крепостные
стены.
5. В башнях, воротах, триумфальных арках, основаниях памятных
колонн и т. п. делать просторные удобные помещения: ради
помещений потомки сберегут и то, во что они встроены.
6. Поменьше использовать дерево, побольше -- камень, керамику,
металлы, стекло. При выборе камня отдавать предпочтение не
известняку и песчанику, а граниту и базальту -- во внешней
отделке, мрамору -- во внутренней.
7. Всё тонкое, мягкое, крашеное помещать внутрь зданий или
хотя бы под крышу.
8. Чем мельче детали, тем более стойкий материал для них
использовать.
9. Отдавать предпочтение крупным элементам декорума, а не
мелким (но не распространять этого на изображения: их
упрощать не следует).
10. Во всех зданиях делать просторные прочные сухие подвалы:
подвал -- самая живучая часть постройки.
11. Ничего не строить некрасиво (под предлогом неглавности,
временности, нехватки средств и т. п.). Обеспечивать хороший
вид если не декорумом, то хотя бы формой; если не формой, то
хотя бы материалом.
12. По возможности ничего из сделанного предшественниками не
ломать, а только чинить, укреплять, дополнять, при острой
необходимости -- слегка перестраивать (с максимальным
использованием материала разрушаемой части постройки). В
самом крайнем случае -- консервировать как можно более
крупные руины.
Литература:
Шерр И. "Германия. История цивилизации за 2000 лет", в 2-х т.,
Минск, 2005.
"Goslar. Ein Fuehrer durch die alte Stadt der Keiser, Buerger
und Bergleute", Schmidt-Buch-Verlag, 1993.
Возврат на главную страницу