Тарту достопримечательности

Александр Бурьяк

Тарту как город со стабилизированными
руинами собора

Тарту возник на своём месте потому, что там были (и есть -- в историческом центре) несколько довольно высоких (по эстонским равнинным меркам) холмов, склоны которых и сегодня ещё сильно соблазняют своей крутизной на выстраивание сверху какого-нибудь укрепления. Вполне судоходная река с нерусифицированным названием Эмайыги (Emajõgi) протекает всего лишь метрах в 500 от этих холмов, так что место просто напрашивалось на то, чтобы древние эсты заселили его в V веке. Кто владел городом: 1030-1224 -- русичи; отстроили город и назвали его Юрьевом; 1224-1556 -- немецкие рыцари Ордена меченосцев; 1558-1582 -- Московское царство; 1582-1600 -- Речь Посполитая; 1600-1603 -- Швеция; 1603-1625 -- Речь Посполитая; 1625-1656 -- Швеция; 1656-1661 -- Московское царство; 1661-1704 -- Швеция; 1704-1918 -- Российская империя; 1918-1818 -- Германская империя; 1918-1919 -- РСФСР; 1919-1940 -- Эстония; 1940-1941 -- ЭССР, СССР; 1941-1944 -- Третий рейх; 1944-1991 -- ЭССР, СССР; 1991-... -- Эстония. Тарту -- город довольно зрелищный и в архитектурном, и в ланд- шафтном, и в культурном аспектах. И это при том, что в 1912 году в Тарту проживало всего лишь около 95 000 человек. Понимаю, почему так трудно выпирать отсюда "неграждан" на их исторические родины -- в "немытую Россию" и т. п. Я бы тоже испытывал желание цепляться за местные достопримечательности изо всех сил. * * * Эстонцы -- чистоплюи и аккуратисты (немецкая школа), но много- вато пьют, мало рожают и склонны к депрессиям. Местные Иваны тянутся за ними, насколько позволяют гены и менталитет. Характер- ное в Эстонии: даже если скамейка стоит не на виду, а где-нибудь за деревьями, то на ней, под ней и вокруг неё всё равно чисто. А, скажем, в Белоруссии возле таких скамеек, как правило, окурки и прочая мерзость, да и сами скамейки не всегда в гигиеничном состоянии. * * * Руины тартусского Домского собора (Tartu toomkirik) огромные (ну, у Кёльнского собора они были бы чуть больше). Они хорошо законсервированы и используются как летний театр. В фасадной части собора можно подниматься на то, что когда-то было башнями. Часть, в которой должен быть главный алтарь, -- отнюдь не в полу- разрушенном состоянии, и в ней с 1981 года помещается музей Тартусского университета. Эта часть была построена на основе прежних стен в 1804-1807 гг., и первоначально в ней размещалась университетская библиотека. Начало строительства собора относится ко второй половине XIII века. Собор был разрушен, к сожалению, русскими -- во время Ливонской войны 1558-1583 гг., вместе с остальным немецким горо- дом Дерптом, как тогда назывался наш Юрьев... эээ... Тарту. Восстанавливать тартусский Домский собор из религиозных сообра- жений нет смысла, потому что прихожан теперь маловато даже в функционирующих церквях. Собор фигурирует архитектурной достопри- мечательностью и выполняет некоторые другие функции в том виде, в каком он есть. * * * На самом деле основная достопримечательность Тарту -- не руины собора, а Тартусский университет. Его история длинная, но преры- вистая. Основан он был шведским королём Густавом II Адольфом в 1632 году как Academia Gustaviana, и первоначальным языком обуче- ния в нём был шведский. После захвата (возврата?) города русскими в 1704 году университет вскоре "прекратил существование", потому что в его случае Пётр Великий поднимать заздравный кубок за учи- телей своих что-то не пожелал. В 1710 году шведский язык в уни- верситете сменился немецким язык, но это помогло не надолго. В общем, Россия могла приписать себе готовое высшее учебное заведе- ние ещё в 1704 году, но не приписала. По-новому основывать Дерпт- ский университет пришлось Александру I в 1802 году. В 1802-1892 годах основным языком обучения снова был немецкий, постепенно вытеснявшийся великомогучим. * * * В Тарту есть улицы, почти сплошь застроенные деревянными довоенными (а местами, наверное, и дореволюционными) особнячками в 2-3 этажа. Сталинского ампира в Тарту, наверное, нет. Но есть двухэтажные кирпичные домики конца 1940-х, начала 1950-х, хорошо знакомые по Минску. Хрущёвско-брежневская эпоха отметилась типвыми бездекорумными пятиэтажками. Здесь их довольно успешно проиводят к терпимому виду. Ломать дома у теперешних эстонцев не принято: здесь даже с довоенными деревяшками возятся и делают им приличную внешность (а что внутри -- не знаю). Кстати, у меня сложилось впечатление, что эстонцы любят красить пятиэтажки советского периода в красно-коричневый цвет. Может быть, этим обозначается их оккупационное происхождение. Типа: при пожаре спасать в последнюю очередь. * * * Великий тартусец -- Юрий Лотман (1922-1993): "эстонский семиотик, литературовед и культуролог еврейского происхождения" (et.wikipedia.org), виднейший представитель Тартусского универ- ситета во второй половине XX века. Кстати, чтобы стать в науке великим, надо не просто исследо- вать, открыть или придумать что-то очень важное: ещё требуетсяч, чтобы это очень важное признавалось в качестве такового хотя бы кем-то из людей, которые сами уже признаны в науке в качестве авторитетов. В научной отрасли многое держится на неформальных "научных свя- зях" и остаётся за пределами публикуемых текстов. Научная истина, как и любая другая, -- условна, относительна и временна. * * * Ещё один великий тартусец -- аптекарь, писатель и драматург Оскар Лутс (Oskar Luts, 1887-1953). В Эстонии его произведения попадаются на глаза на книжных прилавках. В 1914 г. закончил Тартусский (в то время Юрьевский) университет, с 1936 по 1953 г. жил в Тарту. С 1941 г. -- персональный пенсионер. Похоронен на тартусском кладбище. * * * Может, не великий, но хотя бы замечательный тартянин -- актёр, театральный режиссёр и художник Леонхард Мерзин (1934-1990). Иг- рал, к примеру, в детективном фильме "Задача с тремя неизвестны- ми" (майор Дорохов), снятом на "Беларусьфильме" в 1979 году, а также во многих других фильмах. Его русскоязычные роли, правда, озвучивались другими актёрами. Показательно здесь, что ужасная Советская власть не позволяла эстонцам замыкаться в себе, прятаться за языковым барьером, а вовлекала их в общесоюзную жизнь, причём не только в качестве солдат и заключённых, но также в качестве людей творческих. (Кстати, я служил в одном подразделении с четырьмя эстонцами: все были хорошие, ценились; двое дослужились до сержантов.) * * * Где-то на кладбище в Тарту (в когдатошнем Дерпте) похоронен весьма примечательный и в своё время знаменитый белорус Фаддей Булгарин (1789-1859).
Тарту
Тарту. Вид на исторический центр с моста.
Тарту
И катер, и здание ресторана "Atlantis" -- советского времени, но смотрятся приятно. Впрочем, эстонцы уже не говорят, что тогда ВСЁ было плохо: им это уже переболело.
Тарту
Достопримечательности прекрасного Тарту.
Тарту
"Герой Эстонии Первый президент чеченской республики Ичкерия генерал Джохар Дудаев работал в этом здании в 1987-1991 гг."
Тарту, памтник, Барклай де Толли
Русские знамёна, оружие, снаряжение. Фрагмент памятника Барклаю де Толли напротив дома Джохара Дудаева. Можно понять это так, что русское до 1918 года эстонцев не раздражает.
Тарту, музей КГБ
Бывшее здание управления КГБ. В подвале, в бывших застенках, теперь размещается музей КГБ.
Тарту, музей КГБ
Кабинет в бывшей внутренней тюрьме КГБ.
Тарту, театр
Один из тартусских театров. Здание 1914-1918 гг. постройки. Архитектор A. Eichhorn.
Тарту, ратуша
Тартусская ратуша. В левом её торце -- в ход в туристический информационный центр.
Тарту, Тартусский университет
Тартусский университет имени Джохара Дудаева.
Тарту, люк, герб города
Тартусский люк с гербом города.
Тарту, русский воин
Русский воин указывает эстскому, в какого немца стрелять. Боевое братство.
Тарту, антифашисты, антифа
Недобитые эстонские педерастические антифашисты местами пачкают стены нашего Тарту.
Тарту, здание-башня
Здание-башня в центре Тарту. Очень необычное и для Тарту, и вообще.
Тарту, церковь Святого Петра
Церковь Святого Петра в Тарту.
Тарту, церковь Святого Петра
Тартусская церковь Святого Петра изнутри.
Тартусские знаменитости легли не кучно: надо много ходить по кладбищам, чтобы отыскивать их могилы. * * * В развитие сверхценных мыслей о кладбищах (начало см. в статье о Пскове). Если делать, так делать хорошо. Всякие претенциозные часовни надо размещать так, чтобы в них упирались дорожки (в идеале -- на их перекрещениях). В этом случае будет удобный обзор архитектурных достижений, а посетители кладбищ вдобавок получат ориентиры. * * * Основные проблемы Тарту: граффити и вырождение "человеческого материала".

На главную страницу