PHOTO

Александр Бурьяк

Управление развитием

(Отрывки)


РАЗВИТИЕ, УПРАВЛЕНИЕ - слова с очень положительной эмоциональной окраской. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ - это и вовсе звучит как один из пунктов в перечислении функций высшего божества. На самом же деле зачастую бывает мало хорошего и в управлении, и в развитии, а управление развитием представляет собой законченное чёрт знает что.



Предисловие.

"Управление развитием" было модной идеей среди любителей "системного похода" в начале 1980-х. Замах завораживал. Тогда казалось, что если уж взялись управлять "развитием", то "системность" оказывается обеспеченной полностью и выдающийся успех почти гарантирован. Позже "управление развитием", предполагавшее централизованное планирование, было оттеснено на задний план "рыночным подходом".

2. Введение.

Развитие организма, субъекта -- повышение степени его соответ- ствия условиям существования, обеспечиваемое изменением его организации, а также повышение СПОСОБНОСТИ повышать степень соответствия условиям существования. Адаптация организма, субъекта -- повышение степени его соответ- ствия условиям существования, обеспечиваемое в пределах той организации, какая у него уже есть. Развитие -- не обязательно усложнение. Оно может включать в себя и замену сложного простым. Уровни механизмов приспособления организма, субъекта к условиям существования: параметрическая и поведенческая адаптация; структурная адаптация в пределах имеющейся организации; изменение организации, т. е. принципиального устройства, принципов поведения. Развитие изделия -- повышение его эффективности. Направления развития изделия: расширение набора функций (универсализация); сокращение набора функций (специализация); увеличение срока службы; уменьшение срока службы; увеличение ремонтопригодности; уменьшение ремонтопригодности; увеличение мощности; уменьшение мощности; увеличение размеров; уменьшение размеров; и т. п. Направления развития могут быть противоположными даже в пределах одного типа изделий. Противоположность развитию -- деградация. Усложнение, накопление -- это не содержание и не признаки раз- вития: они могут иметь место и при деградации (более того, они могут составлять её содержание). Помимо развития и деградации, могут быть изменения, обеспечива- ющие сохранение степени соответствия условиям существования или не изменяющие её. Результат намеренного изменения далеко не всегда соответствует цели этого изменения. Направленность изменения должна определять- ся по результату, а не по цели. Иначе говоря, если в результате некомпетентного стремления развить получается деградация, то пра- вильнее говорить о деградационных изменениях, а не о временных неизбежных частичных неудачах при попытке улучшить. Развитие не всегда является следствием намерения развить. В рыночной экономике большинство инноваций делается из-за стрем- ления получить прибыль, то есть обеспечить чьё-то существование доступным способом независимо от дальних последствий его приме- нения. В нерыночной экономике инновации, как правило, имеют первичной целью сохранение и расширение чьей-то власти. * * * Будущее бывает желаемое, необходимое, предполагаемое, возмож- ное, планируемое, неизбежное. ............................................................... ...............................................................

7. Теория управления в обществе.

В обществе обычно управляют не потому, что надо это делать в интересах управляемого или в обоюдных интересах управляющего и управляемого, а потому что есть возможность это делать единствен- но в интересах управляющего. Большинство управленцев -- это в значительной степени захватчики благ или уполномоченные захватчиков благ. Факторы, определяющие качество управления: психические качества управленцев; идеология управленцев; используемые управленцами информационные технологии; устройство социальных ячеек управленцев: права, обязанности; вознаграждение; условия труда; степень загруженности; характер обучения управленцев; устройство учреждений; сложность решаемых проблем. ............................................................... ...............................................................

14. Национальная доктрина.

Словосочетание "национальная доктрина" звучит очень солидно, даже торжественно. Государство без национальной доктрины пред- ставляется неполноценным, незрелым, неживучим. Между тем, десятилетиями существуют государства, правители которых никогда такой сложностью не задавались, а если и пробовали что-то выра- зить на эту тему, то получалась лишь примитивная чепуха. Правда, такие государства не благоденствуют. Во всяком государстве хватает интеллектуалов, готовых разрабо- тать ему "национальную доктрину", а то и несколько -- на выбор. Даже если за это им ничего не заплатят (а если заплатят, то -- тем более). Как правило, эти энтузиасты -- "признанные учёные" или хотя бы просто "известные специалисты". Но попадаются среди них и маргиналы, в том числе не вполне нормальные психически, потому что некоторые психические болезни располагают к "концеп- туальной работе". Так или иначе, а получается у них обычно выше- упомянутая чепуха, впрочем, иногда написанная гладко, из-за чего её ущербность не сразу бросается в глаза. Публичное обсуждение потребности в национальной доктрине эпи- зодически возобновляется -- обычно с целью изображения активной деятельности властей по защите стратегических интересов общества. * * * В латинско-русском словаре читаем: doctrina -- 1) учение, обучение; 2) наука; образование, образованность. В наши дни говорят: "доктрина католической церкви", "Тайная доктрина" (книги Е. Блаватской), "доктрина Трумэна", "доктрина Брежнева", индоктринация (идеологическая обработка) и т. п. Таким образом, в современном смысле слово "доктрина" может означать идеологию, сложную идеологему, подход, концепцию масштабой дея- тельности. Соответственно близкими по значению словами являются следующие: идеология, стратегия, подход, учение, концепция, программа. Соотнести понятия "доктрина", "стратегия", "програма" можно следующим образом: ============ =========== =========== | доктрина |->|стратегия|->|программа| ============ =========== =========== Доктрина -- парадигма восприятия себя и мира, представление о своих ценностях, целях, возможностях. Стратегия -- принципы, правила, направления деятельности. Программа -- система целей.

14.1. Социальное развитие.

Варианты управления развитием социума: 1) управление из одного центра; 2) управление из нескольких центров (каждый из них может учитывать действия других); 3) управление из многих центров (центры могут прогнозировать действия друг друга лишь очень приблизительно); 4) управление из очень многих центров (в пределе каждый человек -- сам себе центр), иначе говоря, отсутствие управления. Фактический механизм развития наций включает в тех или иных соотношениях все указанные варианты. Формы деятельности центров управления развитием: 1) ситуативное управление; 2) плановое управление. Самые общие ценности и конечные цели субъекта могут со временем изменяться вследствие продвижения его в понимании своей собствен- ной сути. Ресурсы, которые общество может тратить на совершенствование управления, ограничены, поэтому есть необходимость выбора (установления пропорции) между следующими направлениями: 1) расширением способности прогнозировать последствия деятельности; 2) расширением способности оперативно корректировать деятельность.

14.2. Понятие национальной доктрины.

Национальная доктрина -- это национальная программа развития плюс конституция ("основной закон" государства). "Национальное" значит "относящееся к нации". Под нацией пони- мается население страны, сознающее себя как группу, имеющую общие интересы. Нация может состоять из одного, нескольких, многих этносов. Один этнос может входить в состав нескольких наций. Всякий этнос, находящийся в составе одной или нескольких наций, может иметь собственный организационный центр и "этническую доктрину". Конституция описывает существующее социальное устройство, точнее, существующую доступную норму. Национальная программа описывает будущее социальное устройство и способ перехода к нему. Может быть общество без национальной программы: 1) стабильное, не развивающееся, достигшее устойчивого благополучного состояния; 2) разрываемое несовместимыми устремлениями различных групп, не способное выработать приемлемую для большинства национальную програму. В принципе может быть общество без конституции: существенно меняющееся, не имеющее значительных постоянных компонентов орга- низации. Национальная доктрина -- предмет борьбы различных сил в общест- ве, отстаивающих разные ее варианты. Влиятельные группы могут реализовывать свои необщепризнанные варианты национальной докт- рины. Национальная доктрина может иметь секретные разделы. * * * По отношению к национальной доктрине могут быть выделены три социальные роли: заказчики (З), разработчики (Р), исполнители (И). Варианты сочетания ролей у субъектов: +-++-++-+ +----++-+ +-++----+ +----++-+ +-------+ |З||Р||И| |З Р||И| |З||Р И| |З И||Р| |З Р И| +-++-++-+ +----++-+ +-++----+ +----++-+ +-------+ Реализаторы национальной доктрины не обязательно осведомлены о ее сути, не обязательно действовуют добровольно. Реализаторами программ могут быть: государственные учреждения; частные предприятия; негосударственные объединения граждан. Уровни программ развития: глобальный; региональный; национальный; локальный. Доктрина не обязательно существует в явном виде -- то есть в форме некоторго документа. Она может оставаться на уровне представлений, быть распыленной по многим документам. Если доктрина -- тайная, ее секретность лучше сохраняется в случае рассредоточенности и невыраженности в письменом виде. Даже субъект, свободно и тщательно разработавший собственную доктрину, не обязательно имеет высокую степень уверенности в её правильности. * * * Причинная связь феноменов: +-------------------------+ | национальный менталитет | +-------------------------+ | +-------------------------+ +->| национальная доктрина | +-------------------------+ | +-------------------------+ +->| национальная программа | +-------------------------+ Предлагаемая обществу национальная доктрина должна соответст- вовать национальному менталитету. В противном случае она не будет воспринята. * * * Национальная доктрина -- важное средство сплочения нации. Раз- рабатывать её следует так, чтобы она могла ВДОХНОВЛЯТЬ. Привлека- тельны и обладают достаточной мобилизующей силой только большие цели. Надо ставить большие цели, чтобы достичь хотя бы малых. Большие цели должны ставиться так, чтобы даже малое приближение к ним было полезным.

14.3. Проблема ценностей.

Варианты источника представлений о том, что для нации хорошо и что плохо: 1. Народ. Но массы в значительной степени манипулируемы. Представления людей о своих интересах могут существенно искажаться пропагандой. 2. Учёные. Но более-менее строго обосновать удаётся только очень простые цели. 3. Вожди. Но есть факты, свидетельствующие, что наверх нередко выносит людей, страдающих психическими дефектами. 4. Элита. Но есть теории, утверждающие, что верхушка общества в большей степени подвержена деградации, чем общество в среднем. 5. Философы. Но очень трудно отличить "настоящих" философов от путаников и имитаторов. Александр Зиновьев (в "Гомо советикус") пишет: "Если бы интел- лектуалы заняли место руководителей общества, стало бы много хуже, ибо у них нет чувства реальности, здравого смысла. Для них их словеса важнее реальных законов и тенденций общественных процессов. Психологический принцип интеллектуалов таков: мы могли бы организовать все наилучшим образом, но нам не дают. А фактическое положение таково: они могли бы органи- зовать жизнь наилучшим образом лишь при наличии условий, которые практически неосуществимы, и потому они не способны действовать даже на уровне презираемых ими лидеров общества. Фактические руководители подчиняются потоку жизни, и потому они хоть что-то делают. Интеллектуалы недовольны тем, что поток жизни им неподвластен. Они его считают неправильным. Они опасны, ибо выглядят умными, будучи на самом деле профессионально изощренными глупцами." * * * Как объяснить значительное несовершенство общества? Что делать, чтобы уменьшить это несовершенство? Надо ли улучшать общество? Кто будет это делать? Следует оптимизировать применение известных способов улучшения общества или искать новые способы? Кто будет решать, что хорошо и что плохо? В обществе действуют механизмы сохранения, механизмы улучшения и механизмы разрушения. Соответственно имеют место процессы усовершенствования общества, процессы его воспроизводства, процессы его деградации. Направление изменений в обществе (к лучшему, к худшему) определяется соотношением интенсивностей этих процессов (а также изменениями среды обитания, отчасти вызванными деятельностью общества). Основные проблемы общества: 1) дурные соблазны (несовершенство механизмов, сдерживающих чрезмерное и извращенное потребление); 2) сложность (все меньшее понимание людьми того мира, который они создали); 3) дефективность (генетическая деградация населения вследствие улучшения условий жизни). Первичную, самую главную проблему современного общества можно сформулировать как несоответствие сути человека условиям существования, которые для него сложились в основном вследствие его собственной деятельности. Понимание людьми условий своего существования отстает от изменения этих условий. Люди стали меньше понимать свой мир, потому что он стал слишком быстро изменяться. Человеческие инстинкты уже в значительной степени не соот- ветствуют условиям существования людей, поэтому людям в своей деятельности надо ориентироваться не на влечения, а на резуль- таты исследования своей сути и сути среды обитания.

14.4. Решение больших общественных проблем.

Варианты подхода к решению больших общественных проблем: один большой проект; несколько совместимых проектов; множество мелких проектов. Возможные инициаторы: государство; частное предприятие; общественная организация (партия и пр.). Варианты согласования усилий: через идеологию; через лидера; через организацию. Полной готовности к решению сложной проблемы чаще всего не бывает (среди прочего, не оказывается отлаженной технологии работы со сложностями -- технологии, которая была бы адекватна решаемой проблеме). Но даже при использовании подходящей техно- логии законченное решение (такое, которое невозможно было бы улучшить при условии привлечения дополнительных сил), как прави- ло, не получается.

14.5. Управление развитием и власть.

Одна из возможных позиций властвующей группы -- приспособление её к саморазвивающейся системе, над которой эта группа властвует. Диктатура не означает управление развитием из одного центра: диктатор может пустить развитие на самотёк и заботиться лишь о сохранении своего статуса в обществе. Более того: общество может терпеть диктатора именно потому, что он не мешает обществу развиваться в некоторых областях более-менее свободно. Вождь не всегда задает обществу направление движения: нередко он лишь распознает стихийно складывающееся направление и оформля- ет его своим решением. Решения, принятые "демократическием" путем нередко оказываются слабее авторитарных решений. Но причастность "массы" к выработке этих решений делает их для "массы" более приемлемыми.

14.6. Выбор между управленим и созданием условий для самоуправления.

Что выгоднее -- организовывание или обеспечение условий для самоорганизовывания? Могут быть выделены следующие уровни самоорганизовывания нации: индивидуальный, семейный; общинный, профессиональный; региональный. Всякий действующий субъект лишь приблизительно представляет свои потребности и не оптимален в представлениях о том, каким образом их удовлетворять. Самоорганизующийся субъект вынужден приспосабливаться к действиям других самоорганизующихся субъектов. Результат всеобщего самоорганизовывания может оказаться хуже результата организовывания "сверху". Люди в значительной степени маипулируемы. Большинство людей нуждается во внешних сдерживающих и побужда- ющих факторах: чтобы не спиться, не пристраститься к наркотикам, не облениться и т. д. Человек чувствует недостаток свободы, когда ему представляется, что его принуждают к поведению, которое для него невыгодно. В отношении индивидуума следует различать оптимальные условия и наиболее комфортные условия. Наибольший комфорт не оптимален. Оптимален умеренный дискомфорт. Но человек стремится не к опти- муму условий, а к наибольшему комфорту. К оптимуму его сдвигают факторы, препятствующие достижению наибольшего комфорта. В типичном обществе лишь часть субъектов способна к эффективному самоорганизовыванию. Преимущество либерализма: при малоэффективной государственной власти часть общества имеет возможность самоорганизоваться более эффективным образом. В авторитарном же обществе малоэффективная власть навязывает малоэффективную организацию всем. Правда, при эффективной либеральной власти часть общества самоорганизуется неэффективным образом, а при эффективной авторитарной власти почти все граждане будут организованы эффективным образом. Либерализация некоторого уровня власти означает, как правило, перенос авторитарности на более высокий или более низкий уровень либо уступку влияния неким центрам, находящимся вне иерархии власти, но не означает увеличения свободы индивидуумов. "Хорошее" управление, по-видимому, требует избирательного либерализма: предоставления свободы лишь тем, кто может ею воспользоваться на общее благо. Всякая властвующая команда со временем вырождается. Если в начале своей деятельности она в значительной степени защищает общественные интересы и проявляет оптимально дозированный либе- рализм, то через некоторое время ее личные интересы оказываются доминирующими, а либерализм либо становится повсеместным, либо сворачивается, либо проявляется в неоптимальных дозах. Лозунг либерализации разумен лишь тогда, когда подразумевается выборочная либерализация. Лозунг авторитаризации -- когда подра- зумевается выборочная авторитаризация. Поскольку, как правило, требуется и то, и другое одновременно, более правилен был бы лозунг более эффективного распределения прав и обязанностей. Обеспечивать условия для самоорганизации обычно легче,чем организовывать. Властвующая команда должна выбирать подход в зависимости от своих сил. Если ее главный интерес -- в удержании власти, она может на этом сосредоточиться, предоставив обществу самоорганизовываться в остальном, как оно хочет, но подавляя зарождающиеся центры организации, имеющие шанс вырасти до национального масштаба и свергнуть властвующую команду. Чем либеральнее общество, тем ограниченнее национальная доктрина. Ее содержание -- не концепция развития, а создание условий для предполагаемого саморазвития. * * * Интеллектуалы, озабоченные проблемами национального развития ("доктринально озабоченным"), имеют возможность апеллировать к следующим субъектам: к государственной власти; к влиятельным национальным центрам (банкам и т. п.); к региональной власти; к массе рядовых граждан; к потенциальным центрам новой государственной власти; к надгосударственной власти (к международным надгосударст- венным организациям, к сверхдержавам, к транснациональным корпорациям).

14.7. Проблема взаимопонимания.

Каждый видит свою часть мира и каждый может быть прав в своих мнениях о той части мира, которую он воспринимает. Но другие неизбежно видят мир несколько иначе -- хотя бы в силу того, что находятся в другом месте. Для человека его мир становится во всё большей степени воплоще- нием чьих-то ошибок. Другими словами, люди считают деятельность друг друга в значительной степени абсурдной, вредной для тех, кто ее осуществляет. Людям трудно достичь взаимопонимания отчасти по- тому, что они живут в разных условиях и специализируются в разной деятельности. А поскольку разнообразие условий и специализация все увеличиваются, то область взаимопонимания сужается. Мир становится для каждого всё более абсурдным. Сходство воззрений увеличивается лишь на уровне массового сознания (благодаря СМИ, "массовой культуре"), а мыслители всё более расходятся. Но массовое сознание всё менее адекватно дейст- вительности -- отчасти именно вследствие своей унифицированости. В накапливающейся литературе о проблемах человечества всё труднее разбираться. Развитие информационных технолгий отстает от усложнения условий существования. Сами информационные технологии добавляют сложности. Человеческий мир -- не воплощение замыслов. Значительная часть существующего в нем -- результаты неудачной и неполной реализации намерений, столкновения несовместимых проектов, противодействия чужим планам, деятельности дураков и сумасшедших, приспособления к уже сложившимся нелепостям.

14.8. Требования к национальной доктрине.

Национальную доктрину должны отличать следующие качества: 1. Теоретическая обоснованность, насколько это возможно. 2. Убедительность и привлекательность. 3. Малая зависимость процесса реализации НД от неуправляемых непостоянных факторов. 4. Необязательность предельного напряжения сил для реализации НД. Сколько-нибудь сложная и и чёткая национальная доктрина не может быть полностью научно обоснованной.

14.9. Индивидуальное и общее.

В национальной доктрине могут быть выделены следующие компоненты: 1) индивидуальный: доступный для реализации всяким человеком почти независимо от действий других людей; 2) общий: реализуемый лишь при согласованных действиях большого количества людей. В христианской доктрине есть индивидуальный уровень, но нет общего. Она требует от каждого одного и того же поведения, не зависимого от поведения других людей: требует выполнения заповедей "не убий", "не укради", "возлюби ближнего" и т. д. Предполагается, что если люди будут вести себя предписанным образом, то общество войдет в нужный режим. В принципе можно свести национальную доктрину к некоторым заповедям -- в предположении, что если большинство людей будет их в большей или меньшей степени придерживаться, то сможет совместно разрабатывать и реализовывать такие эффективные проекты, о которых заранее турдно делать предположения.

14.10. Компоненты национальной доктрины.

При разработке национальной доктрины можно конструировать не новое состояние социальной системы, а новые состояния её ключевых элементов -- в предположении, что прочие элементы соответственно самоорганизуются. Аспекты национальной доктрины: 1. Национальные символы: название, герб, флаг, гимн и пр. 2. Территория страны. Предполагаемые изменения территории: присоединение территории; создание империи; создание федерации с другим государством; подсоединение к другому государству; соединение с другим государством; и т. п. 3. Трансграничные потоки. Аспекты: люди; товары; сведения (печатные материалы, телефонные сигналы, радиосигналы; и т. п.). 4. Население. Аспекты: численность; размещение по территории; размещение по поселениям; рождаемость; продолжительность жизни; детская смертность; и т. п. 5. Искусственная среда. Аспекты: устройство жилищ; устройство поселений; устройство транспорта; и т. п. 6. Природопользование. Аспекты: уровни потребления ресурсов; уровни выброса отходов; доля территории, занятой лесами; длоя заповедных территорий; и т. п. 6. Социальная организация: запреты, предписания; традиции; мораль; форма семьи; этническая организация; административное деление; политическая организация; формы собственности; уровень неравенства в потреблении; сословия; механизмы вертикальной социальной мобильности; нормализованные конфликты; и т. п. 6. Права и обязанности граждан. 7. Организация управления. 7. Культура: языки; идеологии; религии; образование (разделение по уровням, специализация и пр.); массовая культура; и т. п. 4. Образ жизни. Варианты: поддержание традиционного общества; установление нового постоянного порядка; настроенность на изменения. Условия жизни: питание; физическая нагрузка; норма трудовой нагрузки (продолжительность рабочего дня); и т. п. 9. Производство. Аспекты: место в международном разделении труда; промышленные технологии; сельскохозяйственные растения и животные; сельскохозяйственные технологии; производительность труда; безопасность труда. Варианты экспорта: ископаемое сырье; сельскохозяйственное сырье; материалы; сложные изделия; продовольствие; рабочая сила; информация. 10. Обеспечение национальной безопасности. Аспекты: союзники; противники; численность армии; структура армии; вооружение армии; размещение армии; и т. п. 5. Отношение к международным союзам. Варианты: обособленность; присоединение к союзу; создание нового союза.

На главную страницу


Hosted by uCoz