Деревня Жировичи | Жировичи монастырь

Александр Бурьяк

Ставропигнутые священные Жировичи

Деревня Жировичи со своим Свято-Успенским ставропигиальным мужским монастырём и его чудесным образом явленной иконкой Богоматери с Иисусом -- это, наверное, самое святое (в религиоз- ном смысле) место в нынешней Белоруссии. И наиболее подходящее для посещения верующими патриотами, у которых нет денег (времени, здоровья) на то, чтобы выбраться в далёкий Иерусалим или хотя бы к соседям в Киево-Печёрскую лавру. Ставропигия -- это не болезнь такая, а статус монастыря. Грече- ское слово "ставропигия" означает "водружение креста". В ставро- пигиальных монастырях какой-то крест водружался патриархом собст- венноручно. Ставропигия монастыря означает его прямую подчинённо- сти патриарху (или Священному Синоду -- в период, когда Патриарха в России не было) в обход местных церковных властей. Как я пони- маю, для монастыря быть ставропигией лишь чуть менее престижно, чем быть лаврой. Все лавры -- ставропигии, но не все ставропигии -- лавры. Свято-Успенский мужской монестырь в Жировичах напрямую подчинён, однако, не Московскому Патриарху, а Патриаршьему Экзарху всея Беларуси Митрополиту Минскому и Слуцкому. * * * Разумеется, визит в женский ставропигиальный монастырь, а не в мужской, был бы для меня интереснее. Впрочем, время "Декамерона" ушло, и грешные мысли теперь в стенах монастырей, наверное, почти не заводятся. * * * В 1644 году Жировичи получили статус города, в 1652 году даже заимели магдебургское право. В 1810-1828 годах в Жировичах находилась резиденция Брестского униатского епископа. В 1828-1839 годах они были центром Литовской униатской епархии, в 1840-1845 годах -- центром православной Литовской епархии. Полагаю, жизнь из Жировичей была высосана не атеиствующими большевиками, а железной дорогой, прошедшей через Барановичи и Слоним. Народ стал подаваться из Жировичей ближе к скоростному транспорту. * * * В километре от Жировичей протекает река со странным названием Щара. Возможно, изначально оно было несколько длиннее спереди: Гущара, Пущара, Дрыщ.... Жировичи располагаются на наклонной местности, опускающейся к этой самой Щаре. Местность прорезается несколькими ручьями, на которых имеются запруды. Когда Жировичи были городом, тогда по ручьям, наверное, проходила городская линия обороны. Понятно, что если бы Жировичи возлежали на самом берегу Щары, то существовала бы проблема наводнений, но всё-таки поселение без набережной смотрится хуже. * * * Иконка жировичской Божьей Матери с Груши -- наверное, самая маленькая (5,6 на 4,4 см) из всех особо почитаемых икон. Материал -- камень. Вделана в иконостас слева от Царских Ворот -- чуть ниже уровня лица среднего человека, чтобы удобнее было лобзать. К главной достопримечательности храма пробиться не так-то прос- то: как правило, есть очередь желающих, причём движется она мед- ленно, потому что почти каждый добравшийся до иконки религиозный индивид, искатель бесплатной благодати или всего лишь турист, во- ображающий себя верующим, не просто бросает взгляд на достоприме- чательность, а норовит прочувствованно припасть к ней раза три, если от счастья не сбивается со счёта. * * * В Крестовоздвиженской церкви основной объект -- лестница из 28 ступеней, копирующая лестницу, виденную одной богатой религиозной дамой в Риме и якобы являющую собой вывезенную из Иерусалима доподлинную часть дома Понтия Пилата, по которой ступал Иисус. Раньше в каждой ступеньке жировичской копии знаменитой лестницы были вделаны святые мощи, и по этой лестнице поднимались исклю- чительно на коленях, как до сих пор поднимаются по лестнице-про- тотипу в Риме. Теперь мощи перенесены в Успенский собор, и по лестнице можно ходить нормальным образом. Когда по ней ходили на коленях, то спускались не задом наперёд, а по двум боковым вспомогательным лестницам. С сайта palomniki.su: "Святая лестница (лат. Scala Santa) - мраморная лестница старого Латернского дворца, ныне не существующего. Впервые упоминается в середине IX века в 'Liber Pontificalis' папы Сергия II. Тогда же возникла легенда, что эта лестница была привезена в 326 году из Иерусалима святой Еленой и происходит из дворца Понтия Пилата и что по ней поднимался на суд Иисус Христос. В Средние века лестница называлась Scala Pilati ('лестница Пилата'). При перестройке дворца в 1589 году папой Сикстом V лестница была установлена в личной папской капелле Сан-Лоренцо (или Санкта-Санкторум - святая святых), расположенной рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано. Все 28 ступеней лестницы закрыты деревянными досками - из за особой святости данной реликвии Страстей Христовых верующие поднимаются по ней только на коленях, читая специальные молитвы на каждой ступени. В тех местах где на лестнице остались следы крови Христа, поднимавшегося после бичевания, сделаны специальные стеклянные окошки. У подножья лестницы установлены скульптуры работы Джакометти: 'Поцелуй Иуды' и 'Суд Пилата'. Лестница является почитаемой святыней христианского мира и входит в число объектов, посещаемых паломниками в юбилейный год с целью получения отпущения грехов." * * * Экскурсия по монастырю провидится семинаристами совершенно бесплатно -- за обязательные 10 000 (= 1,2$) пожертвования. Номинально фотографировать на территории монастыря запрещено -- если нет на то благославения от представителей местного духовенс- тва, но особо упорный народ (вроде меня, а то и хуже) понемногу щёлкал, и протестные заявления от экскурсовода по этому поводу не поступали (если это была его личная позиция, она делает ему честь). * * * В Свято-Успенском монастыре меня больше всего впечатлила дивная сметана на монастырской трапезе: эта сметана ГОРКОЙ лежала в об- щей тарелке, не растекалась и по виду напоминала мороженое типа крем-брюлле. Никто из трапезничавших экскурсантов не знал, что же это такое: все привыкли к жиденькому беленькому, а тут желтова- тенькое и чуть ли не кусками. Почти масло. Правда, и кисловатень- кое, так что я не рискнул вовсю налечь на деликатес в меру своего волчьего желудка, а то ведь можно было потом не успеть добраться до дому. После такой замечательной сметаны у меня даже мелькнула трусли- вая мысль сбежать, наконец, от сложностей мирской жизни и податься сюда вот, в монахи, поближе к приятной и здоровой пище. Остальное на трапезе: щи без мяса, драники без него же, салатик из капусты и огурцов, тоже без мяса, самодельный монастырский хлеб (не менее вкусный, чем упомянутая сметана) а ещё булочки с повидлом и компот. Холодноватые щи, поданные в общих кострюльках на шесть человек, были нами недохлёбаны. Подозреваю, что они остались от наших предшественников, яко же и мы оставили похле- бать следующим за нами братиям во Христе. Всего трапеза обошлась каждому в 30 000 местных рублей (=3,5$), что очень даже по-божески. * * * При жировичском монастыре действуют духовная семинария, духов- ная академия, а также духовное регентское училище для девушек. Семинария даёт высшее духовное образование, и учатся в ней 5 лет. Всего здесь 150 семинаристов. Академия -- аналог мирской аспиран- туры, учатся в ней 3 года и получают звание кандидатов богословс- ких наук. В школе регентш (руководительниц церковных хоров) учат- ся 40 девушек, их учение длится 4 года. Полагаю, школу регентш здесь разместили, чтобы монахам было веселее чтобы способствовать заключению на небесах крепких церковных браков между регентшами и семинаристами/академистами. * * * В оценке деятельности Русской Православной Церкви я сильно колеблюсь: с одной стороны, там ведь мракобесие и ввод трудящихся в заблуждение (по поводу сотворения мира и пр.); с другой, люди совершают там духовные подвиги, создают памятники архитектуры, скульптуры и живописи, борются с половыми извращениями и пьянст- вом, не матерятся всуе. И я ведь тоже люблю тишину, уединение, чёрный цвет и размеренную жизнь без буйных пьюще-курящих соседей, включающих по ночам громкую музыку. * * * В начальный период существования жировичского религиозного комплекса евреям было запрещено проходить через Жировичи иначе, чем босиком с непокрытой головой задом наперёд на четвереньках. Позже, когда христианского рвения в этих местах поубавилось, евреи составили значительную часть жировичских обитателей. В 1942 г. жировичское еврейство постигла катастрофа. После войны еврейская община в Жировичах не восстановилась. Из Российской еврейской энциклопедии ("Жировичи"): "В 1897 в Жировичах проживало 76 евреев (12,5%). Во время герм. оккупации в Жировичах было создано гетто. Летом 1942 в Жировичах было расстреляно более 1200 евреев." * * * Новая версия примонастырского священного источника располага- ется на пологой местности НИЖЕ деревни Жировичи (на самом её краю) со всякими вытекающими последствиями, но последствия в воде на вкус не ощущаются. Прежний священный источник в районе Жировичей стал давать мало воды (возможно, не оттого, что иссякла его благодать, а оттого, что изменилась ситуация с почвенными водами в окрестностях), и чтобы удовлетворять растущий спрос со стороны верующих, равно как и употребляющих святую воду на всякий случай, работники культа благоустроили бесхозное болотце: понаделали заборчиков, навесов и скамеек, прокопали канавки, направили воду в купальни. Купален две: мужская и женская. Я был только в мужской. Насколько я по- нял, вода, в которой местные бабки возле самого источника моют свои натруженные ноги с чёрными кривыми ногтями, попадает потом в женскую купальню, а из неё -- в мужскую. Купальни -- аккуратные бревенчатые сарайчики. На одном -- буква "М", на другом -- "Ж", так что я, издалека увидев эти буквы, даже успел слегка обрадоваться по ошибочному поводу. Ситуация с назначением другого священного источника осталась для меня не вполне понятной. В чём мог заключаться акт наделения произвольного источника УСТОЙЧИВОЙ благодатью? Ну, может быть, она там вовсе не устойчивая, а регулярно обновляемая посредством обычных освящений. * * * Со стенда в Успенском соборе: "Слева от алтаря Георгиевской церкви покоится старец иеромонах Иероним (в миру Иван Михайлович Коваль, 1879-1964 гг.), местно- чтимый подвижник благочестия. Последние пять лет своей жизни, после долгого служения на Афоне и в России, он провёл на покое в Жировицкой обители, выполняя различные послушания, окормляя мно- гочисленных духовных чад, помогая всем обращающимся к нему добрым советом, молитвой, прозорливыми предсказаниями и исцелениями от тяжёлых болезней. Молитвенная помощь старца не ослабевает и после его блаженной кончины, чудотворения продолжаются и на его могиле." (Иеромонах -- это монах, имеющий сан священника.) Подвижника благочестия перезахоранивали. Полагаю -- отчасти для того, чтобы проверить, не сохранились ли его нетленные мощи. Если бы сохранились, он стал бы святым, пусть и местночтимым. Но жиро- вичская святая земля очень влажная, и для того, чтобы не сотлеть в ней, не хватит никакого благочестия. Надо было думать о таких делах заранее и хоронить чудотворца, к примеру, в саркофаге, установленном в скрипте. По правде говоря, у старца Иеронима лицо, весьма располагающее к доверию и уважению. Я подозреваю, что он был очень приличным чело- веком, и поскольку у него подходящая для Белоруссии фамилия, надо бы числить его среди выдающихся людей земли белорусской. Может, он не оставил письменных трудов, но образцовая жизнь сама по себе -- это очень не мало. Внутримонастырский экскурсовод-семинарист (кстати, произвёвший на меня очень положительное впечатление и даже, подозреваю, некоторое благодатное воздействие) сказал с оттенком грусти, что подобных титанов духа в нынешнем составе монастырской братии уже, к сожалению, нет. * * * Несколько мумифицированных праведников под стеклом в крипте, думаю, оживили бы здешнюю экспозицию сделали бы место более таинственным и соответственно более притягательным и для туристов, и для паломников. * * * Если говорить честно, то смотреть в Жировичах особенно нечего. Мощный культовый центр там не сложился. Это далеко не Киево- Печёрская лавра, не Валаамский монастырь и т. п. Нечто большее, чем просто капище на горке, но ничего, поражающего величием. Да, Господь защитил Жировичи от немецких бомб (этот миф входит в нарратив минских экскурсоводов: якобы лётчикам Люфтваффе, летев- шим бомбить, даже не удавалось увидеть монастырь сверху), но от чего-то другого защитить, похоже, не захотел. Как и очень многое в Белоруссии, Жировичи со своим монастырём производят впечатление недоработанности в архитектурном, ландшафтном и некоторых других аспектах. Душевные люди -- это хорошо, но хочется большего за те же деньги. Я бы и денег ещё дал, если бы был уверен, что они пойдут на идеологически правильно выдержанные шедевры. Белорусских экскурсоводов где-то даже жалко: они старательно вымучивают из себя историческое и квазиисторическое тра-та-та, стараясь выдавать местные архитектурно-ландшафтно-археологические крохи за большие аппетитные куски, от которых якобы у половины культурного человечества должны потоком течь туристические слюни. * * * Из экскурсоводского bla-bla-bla: якобы очертания Белоруссии напоминают зубра, если всматриваться в них до боли в глазах. Но я, сколько ни всматривался в них, всегда видел только хоккеиста с зачёсом. Мне этот хоккеист таки мешает воспринимать Белоруссию, не говоря уже о том, чтобы участвовать в переделке её под высокие требования типа моих. * * * О чём ещё могли бы bla-bla-bla-кать экскурсоводы на подходе к Жировичам: о местных многочисленных гигантских улитках. Возможно, улитки в этих благодатных местах так вырастают, потому что счита- ются неприкосновенными священными животными (может, это какой-то пережиток славянского либо балтского язычничества: я не настолько глубоко вник в здешние верования, чтобы определённо утверждать это или отрицать). Я могу определённо утверждать только то, что гигантских улиток здесь много (в траве вдоль тротуара на Соборной улице -- в среднем по две на погонный метр), а им ведь, чтобы набрать такую огромную массу, требуется не один год. * * * Белорусская авторитарная администрация наподавала заявок на включение белоруских исторических объектов в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а ЮНЕСКО их всё не включает. Включены только четыре объекта (Несвижский и Мирский замки, Беловежская пуща и некая геодезическая дуга Струве, проходящая, правда, ещё через 9 стран), да и те частью на грани вычёркивания (замки зареставриро- ваны, пуща местами вырублена; одна только незримая дуга устойчиво держится: не даётся в руки реставраторам). * * * Резюме. Если называть вещи своими именами, то Жировичи (во всяком случае, нынешние) -- достопримечательность исключительно внутрибелорусского применения. Возить туда иностранцев не следу- ет, если только не ставится задача вызвать у них жалость к много- страдальной земле белорусской и выдурить под это материальную по- мощь. Да, скажем, Священная Кааба в Мекке -- ещё более простое сооружение, чем постройки Жировичского монастыря, но она хотя бы обросла за 1400 лет весьма примечательным архитектурным окружени- ем, так что получившийся комплекс в целом отлично смотрится, а она в нём -- как чёрная жемчужина. Вывод: надо, чтобы оброс чем- то выдающимся и жировический Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь.
Жировичи, купальня
Вывешенная на купальне инструкция по ношению нательного креста во время водных процедур.
Жировичи, улитка
Таких вот огромных жирных существ в Жировичах очень много (в среднем по две на погонный метр обочины тротуара). В других местах Белоруссии хорошо бывает, если за всё лето увидишь одну гигантскую улитку, а здесь их хоть пруд пруди.
Жировичи, монастырская трапеза
Паломники на образцовой монастырской трапезе.
Жировичи, усадьба
Жировичская усадьба с козами.
Жировичи, Успенский собор
Главный храм жировичского комплекса.
Жировичи, икона Божьей Матери
Присасывающиеся Припадающие к святыне (она в иконостасе слева от Царских Врат) в Успенском соборе.
Жировичи, Наполеон Орда
Жировичский монастырь на рисунке Наполеона Орды, XIX век. Слева направо торчат шпилями: Крестовоздвиженская церковь, Богоявленская церковь, Успенский собор, часовня со звонницей. Здание перед собором -- семинария.
Жировичи, часовня
Часовня с колокольней напротив Успенского собора.
Жировичи, церковь Святого Георгия
Кладбище смешанной религиозной ориентации. Есть очень приличные надгробия с середины XIX века. На заднем плане -- деревянная церковь Святого Георгия, XVIII век.
Жировичи, источник
Слева под крышей -- один из двух священных источников по новой версии. Воды в нём меньше, чем во втором новом источнике, поэтому считается, что благодать здесь более концентрированная. Справа -- женская купальня и очередь в неё. На переднем плане -- лужа, следствие священного дождя.
Жировичи, лестница Пилата
Пресловутая лестница из 28 ступеней в Крестовоздвиженской церкви, копия "лестницы Пилата", находящейся в Риме.
Рим, лестница Пилата
Для сравнения: лестница Пилата в Риме. Фото с сайта palomniki.su.
Жировичи, иеромонах Иероним
Иеромонах Иероним (в миру Иван Михайлович Коваль, 1879-1964), местночтимый подвижник благочестия. Фото со стенда в Успенском соборе.

Анекдоты про церковь

Анекдоты о культе и работниках церкви существуют -- и, как выяснилось, в немалом количестве. Вдобавок довольно многие из них -- и смешные, и не беспочвенные. Причём почвой для них служит отнюдь не одна лишь неприязнь грешащих к избегающим греха. Если бы обед в монастыре был бесплатным, я бы воздержался в этой статье хотя бы от анекдотов на церковную тему. Но поскольку с церковью я в расчёте, я считаю себя в вопросах культа более- менее свободным, как и прежде. Чувство свободы приятно греет. Отношение к религии и церквям у меня сложное. Во-первых, я ске- птик, то есть, готов сомневаться в любой вещи. Во-вторых, хотя любимая религия у меня ислам, я интересуюсь очень разными верова- ниями и не берусь ранжировать их по степени правильности предла- гаемых ими моделей мира. В-третьих, я признаю заслуги христианс- ких церквей, в частности, в области архитектуры и изобразительных искусств, сдерживания насилия, пьянства и т. п., а также вытира- ния соплей всяким несчастным. В-четвёртых, я догадываюсь о том, что люди довольно существенно различаются складом психики и если я могу позволить себе скептицизм, то многие другие не могут и им надо во что-то верить, иначе будет ещё хуже. В-пятых, я никогда не вру без крайней необходимости (зато нередко помалкиваю, чтобы иметь не больше неприятностей, чем я в состоянии выдерживать без чрезмерного напряжения сил, или чтобы не делать гадостей людям, которые мне в чём-то помогли). По большому счёту люди не знают, как устроен мир, а только име- ют насчёт него кое-какие догадки. Я допускаю, что мысли немного материализуются -- в том смысле, что если, к примеру, огромное число индивидов пожелает кому-то сдохнуть, то, возможно, он из-за этого и умрёт раньше времени. Или хотя бы заболеет и т. д. А если не сам, то его дети. В общем, не избегая критического подхода к церковно-религиозным вопросам, я стараюсь соблюдать справедли- вость и меру. Я полагаю, что не существует областей деятельности, свободных от глупостей, ошибок и злоупотреблений, поэтому не должно быть и областей деятельности, защищённых от критического и/или иронического к ним отношения. Итак... * * * Мужик хочет дополнительно отблагодарить священнослужителя за исполненный обряд, но боится оскорбить слишком мирским предложе- нием: - Батюшка... а может, отобедаете с нами... винца вот немножко попьём... Батюшка категорично подхватывает: - ...и пива! В сельскую церковь приехал молодой поп, только что из семина- рии. Старый поп ему говорит: - Вначале я хочу посмотреть как ты себя ведешь. Походи по селу, обедню отслужи, а я к тебе присмотрюсь. Только сперва остограмься. На следующий день старый поп говорит: - Ты допустил несколько ошибок. Во-первых, ты не остограмился, а ополлитрился. Во-вторых, к алтарю выходят на двух ногах, а не на четвереньках. В-третьих, рясу носят навыпуск, а не заправ- ляют в трусы. В-четвёртых, кадилом размахивают вперед-назад, а не вращать им над головой. И в-пятых, надо говорить "прихожане", а не "чуваки". В-шестых, в конце молитвы говорят не :%?"№!, а "аминь". В-седьмых, ну какой дурак тебе сказал что Иисус Христос погиб в 43-м году под Сталинградом???!!! Звонок из парткома в церковь: - Батюшка, подсобите стульями, завтра партсобрание, некуда людей посадить. - Не дам! В прошлый раз дал, так исписали все спинки матерными словами! - Если стульев не дадите, не дадим вам пионеров в церковный хор! - Не дадите пионеров в церковный хор - не дам монахов на субботник! - Не дадите монахов на субботник - фиг вам, а не комсомольцев на крестный ход! - Не будет комсомольцев на крестный ход - фиг вам монашек в сауну!!! Молчание. Потом суровый голос в трубке: - А вот за такие слова, батюшка, можно и партбилет на стол положить! Идут два мужика, с бодуна. Навстречу поп с загипсованной рукой. - Ой, батюшка! Что ж случилось-то? Как это вы так? - Да, бывает, вставал с биде, поскользнулся, упал, сломал вот... Разошлись. Через некоторое время один мужик у другого спрашива- ет: - Слушай, а что такое биде? - А хрен его знает: я сто лет в церкви не был... Умирают священнослужитель и водитель маршрутного такси. Священ- нослужителя отправляют в ад, а водителя в рай. Священник в недо- умении вопрошает: - Как же так? Я всю жизнь посвятил служению, а он и в церковь-то почти не захаживал... Ему отвечают: - Твои проповеди были скучными, на них прихожане спали. А он так маршрутку водил, что у него все пассажиры Богу молились! Милиционер приходит в церковь на исповедь. Священник спрашивает его: - В чём твой грех, сын мой? - Батюшка, я слишком жадный! - Жадность - большой грех. Когда ты выйдешь из церкви, ты должен дать 50 долларов первому, кто попадётся на твоём пути. - Как?!!! 50 долларов первому встречному?!!! - Сын мой, если ты хочешь встать на путь исправления, ты должен начать именно с этого. Милиционер его послушался. Выходит из церкви, видит девушку: туфли на каблуках, короткая юбочка, косметика чуть ли не отвали- вается. Он -- к ней, дает купюру в 50 долларов и говорит: - Вот, возьмите... - Мало! Нужно 100 долларов. - Почему 100? Батюшка сказал, что нужно дать 50. - Так ведь батюшка - постоянный клиент! Идет наркоман мимо церкви. Ломка взяла. Хватается за стену, падает. Мимо священник проходит, видит: наркоша лежит, башкой в стенку уперся. Священник наклоняется к нему и говорит: - Сын мой, веришь ли ты в святую воду, в силу крёстного знамения, в иконы? - Ну, батя, ты даешь! Я тут коньки отбрасываю, а ты мне загадки загадываешь! - Скажите, святой отец, а почему в католической церкви хор поет под клавесин, орган или фисгармонию, а у нас, православных - без аккомпанемента? - Дело в том, сын мой, что настоящий талант не пропьешь. А вот фисгармонию -- как нечего делать! Приходит "новый русский" к священнику: - Батюшка, у меня кот помер. Отпеть бы его надо. - Что ты, сын мой?! Котов отпевать не положено! - А что ж делать-то? - Ну, пойди через дорогу, там коммерческая церковь, они за деньги всё, что хочешь, сделают. - А денег хватит? У меня с собой только 4000 баксов! - Что же ты сразу не сказал, что кот - крещёный?! Приходит на беседу к духовнику девушка -- духовное чадо (длин- ная до пят юбка, скромная блуза и платок, закрывающий всё). Обра- щается, опустив очи долу: - Батюшкa! Не выскажите ли свою концептуальную оценку последней монографии протоиерея Иоанна Мейендорфа, посвящённой варлаа- митско-паламитской полемике и написанной в эпоху окормления им русской диаспоры в Париже? Батюшка: - ЗАМУЖ, ДУРА!!! СРОЧНО ЗАМУЖ!!! Батюшка игpает с ксендзом в бильяpд. Батюшка бьет по шаpу -- и пpомахивается. - Тьфу, чеpт! Пpомазал! Ксендз: - Hе богохульствуйте, батюшка, Бог накажет! Игpают дальше. Опять батюшка пpомахивается. - Тьфу, чеpт! - Бог накажет! Тpетий pаз батюшка не попадает по шаpу: - Тьфу, чеpт! - Hакажет Бог за такие слова! Тут pазвеpзаются небеса, и молния попадает пpямо в ксендза. И гpомовой голос с неба: - ТЬФУ, ЧЕРТ! ПРОМАЗАЛ! Иисyс Хpистос идет с yчениками по воде аки посyхy. Вдpyг из-за спины голос одного из апостолов: - Учитель! Апостол Фома по щиколоткy в водy погpyзился! Иисус идет, как ни в чем не бывало. Cнова голос: - Учитель! Фома yже по колено в воде! Еще чеpез некотоpое вpемя: - Учитель! Фома yже в воде по шею! Иисус, не обоpачиваясь, говоpит сурово: - Cкажите Фоме, чтобы он не выпендривался, а шел, как все, -- по камням! Входит связист в церковь: - Господи, ты меня слышишь? Раз-два-три... Раз-два-три...

На главную страницу