Александр БурьякО бессмертной философии |
Философия -- 1) социальный феномен, состоящий в развитии и передаче обобщёных представлений ненаучного и нерелигиозного характера; 2) сами эти представления. Феномен философии -- это предмет и научного, и философского исследования. История философии -- это тоже предмет и научного, и философского исследования. Но сама философия -- это не "наука наук" и вообще не наука, а особая разновидность обобщённых пред- ставлений. Единственное назначение правильной философии -- повышать эффек- тивность практики. Если усвоение некоторого философского учения не делает человека более успешным в том смысле, какой предлагает- ся в этом учении, оно только мешает человеку жить. * * * Человек ОЩУЩАЕТ среду, в которой находится, и себя самого. ОЩУЩЕНИЯ -- продукт деятельности РЕЦЕПТОРОВ. Рецепторы восприни- мают воздействие на них, происходящее извне организма или изнутри его. Рецепторы, воспринимающие воздействие извне организма, рас- положены в глазах, ушах, носу и т. п. Этими рецепторами человек воспринимает не только среду, но и себя через среду, например, видит самого себя. Если основная или единственная функция некото- рой части тела -- обеспечивать работу рецепторов, такая часть тела называется ОРГАНОМ ОЩУЩЕНИЯ. У человека только два органа ощущения: глаза и уши. Многочисленные рецепторы воспринимают си- туацию внутри организма. К примеру, в желудке имеются рецепторы, сообщающие, насколько желудок полон, насколько много в желудке свободного желудочного сока, есть ли у желудка опасные повреждения. Совокупность ощущений, близких или совпадающих по месту и вре- мени своего возникновения, формирует в мозге ВОСПРИЯТИЕ. Обычно восприятие отражает некоторое ЯВЛЕНИЕ, то есть, малоизменяющуюся или повторяющуюся часть действительности, существеную для жизнедеятельности человека и попадающую в диапазон действия его органов ощущения. Накопленная совокупность взаимосвязанных восприятий явления образует в психике ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о явлении. Представления бывают разных степеней АДЕКВАТНОСТИ, то есть соответствия отражаемым ими явлениям. Степень адекватности представлений оценивается сопоставлением их с другими пред- ставлениями и с результатами ПРАКТИКИ, то есть использования представлений для совершения человеком тех или иных воздействий -- на среду, на собственный организм, на другие представления. Адекватность представления оценивается не только относительно отражаемого им явления, но и относительно действий в связи с этим явлением, которые осуществляются на основе этого представ- ления. Если действия обеспечивают нужный результат, значит, относительно них представление является адекватным, хотя оно может быть неадекватным относительно каких-то других действий. Таким образом, степень адекватности представления -- качество относительное. Представления могут накапливаться под конкретный набор действий или под неопределённый набор возможных действий. Во втором случае возможны два варианта: 1) собирание представлений, выработанных под различные конкретные наборы действий; 2) выстраивание универсальных представлений, не связанных с конкретными наборами действий. Представление с высокой степенью адекватности называется ЗНАНИЕМ. Представление с неопределённой степенью адекватности называется ПРЕДПОЛОЖЕНИЕМ. Представление с низкой степенью адекватности или неадекватное называется ЗАБЛУЖДЕНИЕМ. * * * Представления разделяются на КОНКРЕТНЫЕ и ОБОБЩЁННЫЕ. Конкрет- ные формируются из восприятий и проверяются практикой. Обобщённые формируются на основе конкретных и в дальнейшем используются вместо конкретных и для выработки других конкретных. Функция представлений -- обеспечение эффективной деятельности. Функция некоторых обобщённых представлений -- обеспечение выработки и выбора эффективных НАПРАВЛЕНИЙ деятельности. Обобщённые представления людей бывают следующих видов: эмпири- ческие, религиозные, философские, научные. Конкретные представле- ния бывают только эмпирическими или научными. Научные представления -- это представления, выработанные по научым правилам, то есть, таким, которые в научной области дея- тельности считаются достаточными для обеспечения представлениям приемлемой степени достоверности. Обобщённые представления любого вида должны ясно, компактно и практично отвечать (но зачастую отвечают неопределённо, много- словно и непрактично) на различные вопросы, касающиеся направлен- ности человеческой деятельности: Что есть мир? В какую сторону изменяется мир? В какую сторону нужно его изменять? Что есть жизнь? Что есть человек? Что есть разум? В какую сторону изменяется человек? В какую сторону человек может и должен себя изменять? Что есть общество? Каковы есть и каковы должны быть цели и ценности общества? Каковы есть и каковы должны быть цели и ценности индивида? Как цели и ценности индивида соотносятся и должны соотно- ситься с целями и ценностями общества? И т. д. Типовая схема рассмотрения явлений, на какие человек имеет возможность воздействовать: что это? почему существует? что с этим может быть? что должно быть? чего не должно быть? как достичь того, что должно быть? как избежать того, чего не должно быть? Обобщённые представления бывают четырёх типов: 1. РЕЛИГИОЗНЫЕ. Они принимаются на веру и не развиваются. Возни- кают из философских и эмпирических. Их носителями попытки их опровержения осуждаются. 2. НАУЧНЫЕ. Они развиваются. Они верифицируются, то есть, доказы- ваются или опровергаются. Их носители в общем случае приветст- вуют попытки их опровержения. Временно не верифицированные научные представления называются гипотезами. Гипотезы могут противоречить верифицированным научным представлениям. 3. ФИЛОСОФСКИЕ. Они развиваются. Они принимаются на веру, но по возможности верифицируются. Их носители в общем случае привет- ствуют попытки их опровержения. 4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ. Они подтверждаются практикой. Степень их обобще- ния невелика. Философские представления, истинность которых доказана научным путём, становятся научными представлениями. Можно сказать, фило- софия поставляет науке гипотезы. С научной точки зрения, все фи- лософские представления являются гипотетическими. Научные гипоте- зы -- это те обобщённые более-менее обоснованные предположения, которые наука уже взялась верифицировать. Между научными и философскими представлениями не чёткой грани- цы: между ними лежат совокупности представлений, в которых соот- ношение доказанного и недоказанного может быть упрощённо предста- влено как 2:1, 1:1, 1:2 и т. д. О различиях между обоснованием и доказательством. Если в дока- зательстве нет ошибок, и утверждения, на которых оно основывает- ся, считаются истинными, то истинным считается и доказанное. Обоснование же не делает обосновываемое утверждение истинным, а лишь объясняет, почему это утверждение принимается в качестве более или менее убедительного предположения. Доказательства могут применяться в философии, но в философии доказанное не является истинным в научном смысле, потому что не являются истинными в научном смысле исходные утверждения, а если бы являлись, то это была бы наука, а не философия. Причина существования философских представлений -- в том, что потребность в обобщённых представлениях шире способности эти представления доказывать. Люди зачастую вынуждены пользоваться не научно доказанными, а лишь более или менее обоснованными пред- ставлениями. Истинность наиболее обобщённых представлений не может быть доказанной в принципе. Бессмертие философии определяется тем обстоятельством, что не- возможно заниматься сложной деятельностью, опираясь исключительно на представления, выработанные научным путём: во-первых, наука не везде поспевает; во-вторых, до нужных научно-проверенных сведений зачастую бывает невозможно добраться своевременно, и люди оказыва- ются вынуждены опираться на свой здравый смысл, то есть, на сооб- ражения философского характера. Представления философского типа имеются у каждого сколько-нибудь думающего человека. Истинность представлений не является неизменной и зависит от общего развития представлений. Представления, истинность которых доказана, могут со временем быть признаны ошибочными из-за того, что ошибочными оказались представления, на основе которых осущес- твлялось доказательство. * * * У древних греков философы, как правило, выступали разъясните- лями, учителями жизни; в теперешнем обществе философы -- это, как правило, запутыватели и обеспечиватели средств аддикции (сбегания от жизни). Философия была уже с самого своего зарождения была со значи- тельной примесью псевдофилософии, потому что с самого зарождения фиософии люди обнаружили, что кормиться псевдофилософией много удобнее, чем философией. Философия стремится к ясности, компактности и практичности, псевдофилософия же чем многословнее и путаннее, тем эффектнее в качестве средства обеспечения своим культиваторам различных благ. В сегодняшней Европе философии уже по сути нет. Даже добросовест- но думающие индивиды, если они творят в общем потоке, на основе сложившейся дурной традиции, не производят ничего, кроме чепухи с отдельными вкраплениями правильных идей, нейтрализуемых основ- ной частью умопостроений. Всех этих фукуям и хабермасов надо гнать прочь грубыми пинками и швырять им в затылки их мерзкие книжки. Можно быть вполне уве- ренным при этом, что никакая ценная идея не пропадёт таким обра- зом для человечества. Ничего у них нет, кроме претенциозной оду- ряющей мути. Если люди не в состоянии чётко говорить о базовых вещах, нет смысла вдумываться в то, что они говорят о частностях. Они просто члены мощной и разветвлённой корпорации интеллектуаль- ных паразитов -- аналогичной корпорациям астрологов, колдунов, толкователей снов и т. п. Как лишайник представляет собой симбиоз грибков и водорослей, так эти корпорации представляют собой сим- биоз путанников и мошенников. * * * С интернет-форумов: 12.11.2008: "В последнее время можно увидеть огромное количество публика- ций, посвященных кризису философии. Можно ли это назвать случай- ным? Вряд ли. Самым зримым -- если хотите -- поверхностным выра- жением этого кризиса выступает, на мой взгляд, отсутствие ИМЕН в философии. То есть нельзя сказать, чтобы философия принципиально обнищала на философские труды или неизвестная болезнь выкосила всех носителей матери всех наук. Здесь имеются в виду ИМЕНА с большой буквы, философы, если можно так выразиться, первого эшелона. Есть именитые-маститые философы мирового масштаба -- Хабермас, Бадью, Жижек -- можно долго перечислять: Но где Платоны и Аристотели, Августины и Аквинаты, не говоря уже не просто о первом эшелоне, а о культовом первом эшелоне вроде Ницше. Их нет: Не говоря уже об идеях, изменяющих мир." 05.01.2009: "Много есть философов без претензий на всеохватность, но вели- ких (и очень глубоких) в своих областях. Другое время, другой уровень проблем! В социальной философии, социологии -- Парсонс, Арон, Барт, интересны Фукуяма, Тоффлер, в политологии, например, Валлерстайн, Хантингтон, философия науки -- постпозитивизм, Фоллмер, кстати, и наши российские исследователи здесь засвети- лись -- Лекторский, Любищев, Богданов, чем не имена?! Другое дело, что их труды намного уже сложнее, чем труды классиков, но в этом и их достоинство. А всеохватные мыслители, охотники за 'цельным знанием', чьи ИМЕНА произносят с придыханием, тоже не перевелись. Только теперь это часто деятели из пара-псевдонауки, эзотерики и т.п. -- вроде Блаватской, Рерихов и т. п. Так что на любой вкус можно найти что-то интересное." 06.01.2009: "Если кого-то настигла тоска по интеллектуальному величию и по философским метанарративам, то всегда есть тяжеленные для понима- ния авторы: Кант, Гегель и Гуссерль. Многие беды в нашем гумани- тарном стане происходят из-за того, что большинство болтунов от политики даже не открывали этих имен. Кому не хватает современ- ности -- для тех есть Никлас Луман. Они с 1960-х по 1990-е писали теорию общества. Тоже голову сломишь, пока поймешь. Может быть, изменился разрыв между самыми умными и глупыми. И умных уже и не видно. Остаются только наивные и понятные Платон и Аристотель." 11.02.2009: "Вот смотрите, практически любой классик от политической философии (Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Локк, Руссо) начинали с проблемы природы человека. А потом в политической философии эта проблема оказалась как бы решенной. Мне же представляется, что к ней еще нужно возвращаться. Да, и кстати, прекрасные авторы: Грей, Оукшотт, Штраус, Берлин, Шапиро. Все это 20-й век, причем вторая половина."................................................................. .................................................................